Проблемы и пути решения формирования рыночных отношений
Проблемы и пути решения формирования рыночных отношений
В ходе социальноэкономических преобразований и земельной реформы первостепенное значение приобретает землеустройство, в ходе которого обеспечивается переход к новому земельному строю и новыми формами хозяйствования, землевладения и землепользования. Землеустройство становится основным рычагом государства в управлении земельными ресурсами, оно призвано предотвращать возникновение перекосов в экономике путем организации научно обоснованного перераспределения и использования земель. Современный этап наделения крестьян землей требует качественно нового землеустройства, преобразования органов государственной земельной службы. Последние должны приобрести принципиально новый, статус, их полномочия в вопросах планирования и осуществления рационального размещения отдельных участков должны быть существенно расширены. При этом землеустроительная деятельность должна избежать в новых условиях «вчерашнего дня» сельского хозяйства чересполосицы, раздробленности надела одного и того же собственника. Землеустроительные органы должны, иметь полномочия в решении новых вопросов, вытекающих из особенностей земельного рынка: приватизации земель, принудительного обмена равноценных участков, реализации права сервитутов и т.е.
Землеустройство рассматривается как атрибут, неотъемлемая часть общественного способа производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользователя. Это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории. Любая реорганизация производства и территории должна осуществляться только на основе технически правильно и юридически грамотно составленных, проектов землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ землевладений и землепользовании, предоставления и изъятия земельных участков, определения границ ограниченных в использовании частей земельных участков, перераспределения используемых гражданами и юридическими ликами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Причинами внесения изменения в существующие проекты организации территории могут служить случаи выявления нарушенных земель, а также земель. подверженных водной и ветровой эрозии подтоплению, заболачиванию, .загрязнению отходами, производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами и другим негативным воздействиям.
Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свойствен в первую очереди с/х предприятиям, которые непосредственно используют землю на своей территории и земля является главным средством производства. Практика показывает, что землеустройство с/х предприятий дает большой эффект не только в социальноэкономическом, но и в природоохранном отношении.
Землеустройство должно обеспечивать решение следующих задач по управлению земельным фондом:
получение информации о количественном, качественном состоянии, использовании и оценке земель для разработки землеустроительной и градостроительной документации;
ведения государственного земельного кадастра, мониторинга, государственного контроля за использованием и охраной земель:
определения перспектив рационального использования и охраны земель;
создание оптимальных организационнотерриториальных условий землевладений и землепользований, что особенно важно на стадии формирования земельной собственности при создании товариществ, кооперативов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных и других хозяйств;
бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) положения границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий), легкую их восстановимость в случаях утраты или межевых споров, определение площадей земельных участков с соответствующей точностью;
взаимное приспособление территории и производства, создание условий для повышения эффективности с/х производства.
В нынешних условиях землеустройство остается главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия, формирование новой земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, выдачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать использование земель или производство.
Основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, созданием базовой основой для ведения государственного земельного кадастра выполняются специалистами государственной проектноизыскательской организацией – «Белгипрозем». Среди специальных работ выполняются в частности работы по инвентаризации земель, топографогеодезические, картографические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания. Специалистами института «Белгипрозем» разрабатываются государственные и региональные программы использования и охраны земель, схемы землеустройства районов, проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Для выполнения некоторых видов землеустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурсной основе юридических и физических лиц (частным землемеров), преющих соответствующие лицензии.
В условиях развития земельного рынка существенно меняется содержание землеустройства. При этом и системе землеустройства осуществляются следующие действия:
формирование рыночного земельного фонда с установлением ме стоположения площадей и границ земельных участков, определение . качественных и стоимостных характеристик земли;
определение спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка, подготовка каталогов земельных участков, .находящихся в фонде перераспределений, систематическая их публикация в средствах массовой информации;
обеспечение операций с землей, в том числе формирование, распределение и объединение земельных участков; подготовка необходимых документов и проведение работ, связанных с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией права на земельные участки и сделки с ними;
установление ограничений и обременении в использовании земельных участков, а также в распоряжении этими участками при совершении сделок;
подготовка информации, необходимой для совершения сделок с земельными участками, проведения земельных аукционов, налогообложения и др.
Внутрихозяйственное землеустройство проводится на территории конкретных с/х предприятий (организаций), его необходимость определяется тем, что. предприятия часто имеют достаточно большие площади землепользования и сложную производственную структуру. Самостоятельно, без научно обоснованного проекта, разработанного специалистами — инженерамиземлеустроителями, хозяйства не могут рационально организовать свою территорию и эффективно использовать и охранять землю.
Новый проект внутрихозяйственного землеустройства осуществляется после того, как проработаны и решены в экономическом, экологическом, правовом и техническом отношениях все вопросы организации данного землепользования. Практически это осуществляется после завершения межхозяйственного землеустройства к выдачи землепользователю необходимых документов на право владения или пользования земельным участком. Оно может проводиться при наличии достоверных данных государственного учета земель и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отражающих фактическое наличие, состав, правовой статус земельных участков, используемых сельскохозяйственным предприятием (организацией), деградацию сельскохозяйственных угодий и загрязнение их токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами; материалов почвенного и геоботанического обследований, включающих состав, характеристики, местоположение, правовой статус земельных участков с особым правовым режимом использования.
Внутрихозяйственное землеустройство проводится с учетом имеющихся разработок по планированию использования земель регионального и муниципального уровней, программ развития территорий и реформирования сельскохозяйственных организаций, приватизации их земель, проектов перераспределения земель, бизнеспланов градостроительной и другой документации.
Состав, содержание и полнота проектных работ по внутрихозяйственному землеустройству определяются конкретными природными, экономическими и социальными условиями. Объектом проектирования являются все с/х земли, предоставленные в аренду юридическим лицам для ведения сельского хозяйства, а также несельскохозяйственные земли в границах их землепользований, которые могут быть вовлечены в с/х оборот или использованы для создания или совершенствования инфраструктуры с/х производства.
Разработки проекта предусматривает организацию с/х земель, устройство территории сельскохозяйственных земель, агроэкономическое и экологическое обоснование и включает, в общем случае, решений следующих вопросов:
• развитие и специализация производственных центров;
• оптимизация состава, структуры и размещения земель;
• формирование системы севооборотов;
• территориальная организация пастбищного содержания скота;
• размещение объектов инженерного оборудования территории:
• обоснование основных показателей хозяйственной деятельности и специализации хозяйств;
• обоснование эффективности проектируемых мероприятий.
При необходимости содержание проекта может дополняться или корректироваться в соответствии с конкретными задачами внутрихозяйственного землеустройства и пожеланиями заказчика с учетом природноэкономических условий хозяйства, уровня, организации и устроенности территории, степени освоенности ранее разработанных проектов, экологической ситуации,. проблем и задач, сельскохозяйственного производства, форм хозяйствования и других факторов. Проект должен разрабатываться на основе утвержденной в установленном порядке схемы землеустройства административного района, уточняя и детализируя ее для конкретной с/х организации. С другой стороны в целях реализации намеченных проектом капиталоемких и технологически сложных мероприятий по освоению, улучшению и охране земель, инженерному устройству территории, а также в других необходимых случаях разрабатываются рабочие проекты на проведение соответствующих работ, которые затем осуществляются силами хозяйства или специализированных организаций.
Заказчиками на разработку проектов являются сельскохозяйственные организации. В необходимых случаях инициировать разработку проекта могут местные исполнительнее и распорядительные органы, а также Комзем. Основанием для разработки проекта является задание, разработанное заказчиком и утвержденное районным исполнительным комитетом. Установленные проектом требования, нормативы tt намеченные в связи с ними мероприятия по охране земель являются обязательными для землепользователей и контролируются земельной службой местных исполнительных и распорядительных органов в порядке ведения государственного контроля за использованием и охраной земель.
Финансирование проектноизыскательских работ осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в установленном порядке выделяемых Комзему на проведение внутрихозяйственного землеустройства. Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно представляют в Комзем списки сельскохозяйственных организаций для включения их в план работ по внутрихозяйственному землеустройству. В необходимых случаях разработка проектов, может финансироваться из средств местных бюджетов и землепользователей.
Организационно разработка и осуществление проекта включает следующие этапы: подготовительные работы, составление проекта (проектирование), рассмотрение и утверждение проекта, перенесение проекта на местность, изготовление документов, оказание технической помощи в осуществлении проекта.
Составление проекта предусматривает организацию сельскохозяйственных земель, включая установление ограничений на их использование, устройство территории сельскохозяйственных земель, а также внеэкономическое и экологическое обоснование. Организация сельскохозяйственных земель предусматривает взаимоувязанную разработку вопросов по оптимизации состава, структуры и размещения земель, формированию системы севооборотов и территориальной организации пастбищного содержания скота. Оптимизация состава, структуры и размещения земель включает разработку предложений по трансформации, улучшению и перераспределению земель, определение состава и структуры сельскохозяйственных земель путем уточнения и детализации материалов по оптимизации землепользования.
В этих целях, используются данные кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и результаты их группировки по благоприятности использования в растениеводстве, материалы по оптимизации землепользования, а также другие сведения о качестве, состоянии, ограничениях в использовании земель, полученные в процессе сбора информации и полевого землеустроительного обследования.
В рекомендуемый вариант на расчетный период проекта включаются только мероприятия реально, обеспеченные финансированием, возможностями хозяйства и обслуживающих его подрядных организаций, наличием проектносметной документации.
При землеустройстве крестьянских (фермерских): хозяйств следует учитывать территориальные особённости формирования, их землепользований. Существующие различия между фермерскими хозяйствами связаны, прежде всего, с местом их расположения и целью деятельности. На основе территориального фактора можно выделить два типа фермерских хозяйств:
а) фермерские хозяйства, расположенные вдали от городов, в сельской местности, основной целью которых является получение прибыли для оплаты более высокой, чем в региональном агробизнесе, заработай платы. Их отличает незначительное расширение производства и ограниченный рынок сбыта своей продукции;
6} фермерские хозяйства, расположенные вблизи городов и имеющие малые накладные расходы. Они показывают относительно высокий уровень роста производства и испытывают жесткую конкуренцию за рынки сбыта, что может приводить к разорению некоторых их них.
Потому очень важно чтобы местные исполнительные и распорядительные органы приступили к разработке и утверждению территориальных программ государственной поддержки малого предпринимательства, созданию соответствующих структурных подразделений органов управления; центров поддержки предпринимательства, технологических парков и других элементов инфраструктуры. Существует мнение о целесообразности предусмотреть в местных бюджетах отдельной строкой расходы в размере до 5 процентов от доходов соответствующих бюджетов на финансирование мероприятий по поддержке землепользовании граждан.
Решая перспективные задачи реформирования форм собственности и хозяйствования, одновременно земельная служба не упускает из поля зрения ряд актуальных и злободневных проблем, которые всегда сопутствуют земельным преобразованиям, В частности, в республике имеют место многочисленные факты бесхозяйственного отношения к земле, отмечается низкая культура земледелия. Осушенные земли зарастают кустарником и сорняками, а недостаточный уход за мелиоративной сетью приводит к подтоплению земель. Во многих хозяйствах республики скопилось немало органических удобрений, металлолома, что занимает значительные площади земель и загрязняет окружающую среду. На территории ряда районов имеется много карьеров и выработанных торфяников, пустующих земельных участков в, садоводческих и огороднических товариществах, в массивах индивидуальной жилой застройки. Всё это происходит вследствие невыполнения землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков своих прямых обязанностей по охране и рациональному использованию земель, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь о земле, а также не достаточной работы со стороны местных исполнительных и распорядительных, органов, землеустроительных, природоохранных и других служб,
По инициативе Президента Республики Беларусь 2003 г. объявлен годом порядка и благоустройства. В связи с этим специальной Респуб ликанской программой, утвержденной Правительством, предусмотрено проведение масштабных мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле. В частности, планируются массовые работы по рекультивации земель, контролю за состоянием по благоустройству животноводческих ферм и прилегающих к ним территорий, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок мусора, перераспределению пустующих земельных участков, по улучшению, культуртехнического и мелиоративного состояния сельскохозяйственных земель. В целом ряде крупных государственных сельскохозяйственных предприятий необходимо привести в соответствие количество обрабатываемой пашни реальному наличию материальнотехнических ресурсов, а качество земель привести в соответствие со структурой посевных; площадей. Названные факты свидетельствуют о том, что пока в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям, отсутствуют эффективно действующие механизмы контроля за нерациональным землепользованием.
Повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов, основного национального богатства республики, является неотъемлемым условием устойчивого социальноэкономического развития Беларуси. С другой стороны, эти факты бесхозяйственности на земле способны дискредитировать, государственную земельную политику и являются серьезным моральнопсихологическим препятствием для заинтересованного активного участия населения и землепользователей в наведении порядка на земле собственными силами.
В этих целях предлагается осуществить ряд организационноплановых и территориальных мероприятий.
Вопервых, утверждение «каждый земельный участок должен иметь хозяина» следует считать одним из принципов и текущих задач государственной земельной политики.
Вовторых, целесообразно более, четко прописать в земельном законодательстве условия и порядок использования земель общего пользования и земель запаса., в том числе роль местных исполнительных и распорядительных органов, а также создать условия, стимулирующие распределение этих земель между заинтересованными землепользователями. Следует признать, что некоторые места общего пользования могу г предоставляться в пользование {аренду), например, коммунальным унитарным специализированным предприятиям, учрежденным местным исполкомом, или другим, в том числе частным организациям. Главное, чтобы были четко установлены цели и условия пользования землей. В перспективе надо вернуться к вопросу о коммунальной собственности на землю.
В третьих, необходимо практически приступить к формированию (восстановлению) земельных участков (единиц недвижимости) на землях всех категорий земель и землепользователей, в том числе на землях общего пользования и землях запаса. В первую очередь речь идет о землях населенных пунктов, особенно застроенных, которые фактически используются или могут быть использованы определенным кругом физических и юридических лиц. Следует установить (a при необходимости и закрепить на местности) границы, оформить права на землю соответствующих субъектов земельных отношений, зарегистрировать земельные участки и другие объекты недвижимости и права на них с присвоением кадастровых (и инвентаризационных) номеров и нанесением их на кадастровую карту. Кстати, подругому будет просто невозможно выполнить требования законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Важным мероприятием, проводимым в последние годы земельной службой республики, являются комплексные работы по дальнейшей оптимизации сельскохозяйственного землепользования. Необходимость их проведения определена Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2000 г. №79, одобренным и указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 2001г. № 256.
Суть оптимизации землепользования состоит в поиске наиболее приемлемых вариантов использования сельскохозяйственных земель rta основе достоверных кадастровых данных о свойствах каждого земельного участка. В результате кадастровой оценки выявлено, что пахотные земли имеют широкий диапазон благоприятности для земледелия в сельскохозяйственных организациях: наиболее благоприятные и благоприятные земли составляют 30,1 %, хорошие и удовлетворительные 59,5 %, неудовлетворительные, плохие и самые плохие, на которых производство заведомо убыточно –10,4%. Из практики известно, что минеральные и органические удобрения на наиболее благоприятных и благоприятных дают прибавку урожая примерно в два раза большую, чем на землях низкого качества. Кроме того, низкокачественные участки земель, как правило, обладают и менее благоприятными технологическими характеристиками, в силу чего в общей сумме затрат на возделывание сельскохозяйственных культур объективно увеличивается доля затрат, необходимых на преодоление более сложных технологических условий. По нормативным расчетам себестоимость продукции растениеводства на низкокачественных землях в два и более раза выше, чем на землях благоприятных и наиболее благоприятных.
Поэтому одна из задач оптимизации землепользования состоит в исключении из активного сельскохозяйственного использования низкокачественных убыточных для земледелия земельных участков. Одновременно возможна, переориентация их на более эффективное в экономическом, экологическом и социальном отношении использование по другим направлениям. В результате дефицитные ресурсы, которые неэффективно расходовались и могли расходоваться на низкокачественных землях, могут быть перемещены на лучшие земли для технологической нормализации возделывания сельскохозяйственных культур и повышение благодаря этому эффективности производства. В эту часть работы входит также улучшение технологических характеристик обрабатываемых участков путем устранения изломанности границ, улучшения конфигурации.
Вторая задача оптимизация – в современных кризисных условиях обеспечить на оптимизированной площади обрабатываемых земель повышение эффективности земледелия менее затратными методами.
Рекомендации по оптимизации' землепользования подготовлены для всех сельскохозяйственных организаций с площадью обрабатываемых земель более 300 га. Соответствующая землеустроительная документация была вручена райисполкомам и хозяйствам до I апреля 2001 года.
По обобщенным данным в иные виды использования намечается перепрофилировать примерно 750 тыс. га пахотных земель, из них 444 тыс. га в улучшенные сенокосные и пастбищные земли. Средний балл плодородия перепрофилируемых земель 25.3, при этом удельный вес в них осушенных земель составляет 23 %.
Что касается обрабатываемых земель в целом {пахотные земли, земли., используемые под постоянные культуры, сенокосные и пастбищные земли коренного улучшения), то общая площадь перепрофилирования составляет 790 тыс. га или 11.2 % от общей площади земель. Преобладающее направление перевод в естественные сенокосные и пастбищные земли (364 тыс. га) изза нецелесообразности по комплексу причин создания здесь культурного травостоя. Определенную площадь (48 тыс. га, средний балл плодородия 23,9) предполагается использовать для резервного производства кормов.
Это участки сельскохозяйственных земель, где изза избыточного увлажнения и неблагоприятных погодных условий высока вероятность возникновения ситуации повышенного хозяйственного риска. Около 53 % этой площади занимают осушенные земли, гае существенно ухудшилось техническое состояние мелиоративных систем. Некоторую часть земель (36 тыс. га) недостаточно эффективных для товарного производства, рекомендуется передать сельским исполкомам для нужд населения. Около 18 тыс. га земель изза неудобного расположения по отношению к производственным центрам нынешних землепользователей следует предоставить крестьянским (фермерским) хозяйствам, либо" в порядке межхозяйственного землеустройства передать другим сельскохозяйственным организациям, где их использование может быть более эффективно. В числе перепрофилируемых есть около 120 тыс. га земель, которые намечается временно перевести в залежь, в резерв, запас для улучшения баланса производственных ресурсов. Дальнейшая их судьба определится в зависимости от развития экономической ситуации в агропромышленном комплексе. Вероятнее всего они будут перепрофилированы преимущественно в несельскохозяйственное использование, поскольку характеризуются низким уровнем плодородия в среднем не выше 20 баллов.
Всего к переводу в несельскохозяйственные земли предлагается около 200 тыс. га, а том числе 135 тыс. га под облесение и 65 тыс. га преимущественно вторично заболоченных земель для нахождения в естественном состоянии, возможно, в качестве биотопов для сохранения биологического разнообразий. Средний уровень плодородия земель составляет, соответственно, 18,6 и 21,5 балла.
В землеустроительных материалах из оптимизированной площади пашни сформированы массивы лучших земель для первоочередного внедрения интенсивных технологий и для возделывания более трудоемких, требующих энергонасыщенных технологий, сельскохозяйственных культур. Такие земли занимают в целом около 57 % общей площади. Остальная площадь пашни намечается преимущественно для зернотравяного использования, имея в виду обеспечить бездефицитный баланс питательных вещества за счет посевов бобовых трав, азотфиксируюших бобовых культур и зернобобовых смесей и минимального внесения удобрений. К группе таких земель относятся также осушенные торфяники, требующие использования преимущественно для возделывания трав во избежание ускоренной минерализации органического вещества.
В условиях формирования более эффективных методов хозяйствования в сельскохозяйственных предприятиях одной из важных проблем, интенсификации землепользования является установление наиболее рационального состава вовлеченных в оборот земельных участков и определение на этой основе «судьбы» той части земельного фонда, которая не совсем вписывается в рыночные механизмы экономических отношений. Следует иметь в виду, что в составе земельного фонда сельскохозяйственных предприятий республики в настоящее время продолжает оставаться более 1,5 млн. га разных по своим природным свойствам, но, преимущественно, непродуктивных земель. Среди ученых и специалистов по управлению земельными ресурсами нет общего и единого мнения о перспективах дальнейшего использования таких земель, практически отсутствуют рекомендации по реструктуризации существующих землепользовании колхозов, совхозов и других с/х организаций с учетом наличия на их территории непродуктивных участков.
Исторически землепользования и землевладения с/х назначения формировались с учетом возможности вовлечения и использования в обороте участков, обладающих естественным плодородием. Достижение оптимальных, размеров колхозов и совхозов осуществлялась при условии формирования единого, компактного массива, исключая такие его недостатки, как дальноземелье, изломанность границ, вкрапленность другими объектами, чересполосицу. В достаточно пестрых и разнообразных природноэкологических условиях природных ландшафтов достичь гомогенное, состоящее исключительно лишь из плодородных участков. Землепользование практически невозможно. Поэтому в состав землепользовании, наряду с продуктивными, пригодными для земледелия и животноводства земельными участками, включались и другие, территориально расположенные по смежеству с первыми или внутри их: леса, болота, под водой и другие. Одновременно ставилась задача поиска вариантов трансформации земель превращения одного вида угодий о другой с целью вовлечения в сельское хозяйство неиспользуемых или слабо используемых земель. При этом все изменения в землепользовании должны быть направлены в сторону все более интенсивного и полного использования земли. В Нечерноземье важной народнохозяйственной задачей является освоение кустарников, лесов, заболоченных массивов, особенно при вкрапливании их в пахотные и кормовые земли. Во многих практиковался перевод малопродуктивных кормовых угодья в кормовые севообороты, выделение отдельных участков под полезащитные лесные насаждения, пруды, водоемы. В нынешних условиях, в силу указанных выше особенностей становления аграрной экономики, о расширении обрабатываемых площадей и экстенсивном развитии производства не может быть и речи. Поэтому весьма актуальной является проблема вывода из состава землепользовании сельскохозяйственных организаций значительной части неиспользуемых земель и передачи их в резервный запасной фонд местных советов. Определенная часть этих земель может быть использована для других видов деятельности, не связанной с аграрной, например, для развития экотуризма, дичеразведенпя, охоты, рыболовства и др.
Эффективность осуществления разработанных мер по оптимизации землепользования в сельскохозяйственных предприятиях может рассматриваться в экономическом, экологическом, социальнонравственном и других аспектах.
В экономическом отношении исключение из активного (интенсивного) сельскохозяйственного использования низкокачественных земель, перевод части пахотных земель в улучшенные сенокосы и пастбища позволит первоначально уменьшить общие затраты в земледелии. Осуществление оптимизации землепользования позволит заметно сократить сроки выполнения полевых работ, приблизить их к оптимальным. Это будет способствовать росту урожая н уменьшению его потерь при уборке. На выполнение работ в оптимальные сроки потребуется меньше сельскохозяйственной техники.
Общий экологоэкономический эффект оптимизации землепользования с использованием результатов кадастровой оценки сельскохозяйственных земель Эпт может быть представлен как сумма частных эффектов:
Э= Э1+Э2+Э3+Э4
Где Э1 эффект, обусловленный выводом (исключением) из интенсивного оборота и последующей консервацией пахотных участков с отрицательным нормативным доходом;
Э2 эффект от перемещении ресурсов удобрений на лучшие земли с учасков, характеризующихся .низкой отдачей;
Э3 эффект от переориентации на экстенсивное использование части пахотных земель (от трансформации пахотных участков с отрицательным нормативным доходом в луговое пли сенокоснопастбищное использование; Э4 природоохранный и экологический эффект от консервации малопродуктивных земель и перевод их в лесные и другие, неиспользуемые в сельском хозяйстве.
В результате оптимизации землепользования несколько сузится диапазон разнокачественных земель по регионам и хозяйствам, что уменьшит потребность в ресурсах на выравнивание экономических условий хозяйствования (показатель плодородия пахотных земель в целом по республике увеличится на 1,5 балла). Это произойдет благодаря исключению из состава обрабатываемых самых низкоплодородных участков. По укрупненным расчетам положительный эффект от осуществления предложенных мероприятий по оптимизации землепользования может составить ежегодно порядка 400 млн. условных единиц, эквивалентных доллару США.
Интенсификация растениеводства на оптимизированной площади позволит снизить землеемкость производства единицы продукции растениеводства, а, следовательно, уменьшись степень антропогенной нагрузки на территорию, что благоприятно скажется на улучшении экологической обстановки.
Наряду с этим интенсификация растениеводства является важным организационно технологическим приемом уменьшения опасности загрязнения сельскохозяйственной продукции радионуклидами, что делает оптимизацию землепользования благоприятной в социальнопсихологическом и нравственном отношениях. Нравственный аспект усиливается еще и тем, что изза несбалансированности ресурсов производство в земледелии осуществляется с грубым несоблюдением технологии и. вследствие этого с неэффективным расточительным использованием дефицитных, ресурсов, с обесцениванием труда предшественников.
К числу основных управленческих задач современной земельной реформы в Республике Беларусь относятся:
• осуществление перехода к многоукладной экономике, обеспечение социально и экономически обоснованного перераспределения земель, создание экономического механизма регулирования земельных отношений на сочетании государственной и частной собственности, обеспечение рационального
• использования и охраны земельных ресурсов во всех отраслях народного хозяйства. Управление землями сельскохозяйственного назначения тесно перекликается с решением следующих проблем современной земельной реформы:
• о соотношении различных форм собственности, возможности разгосударствления и приватизации, контроле и ограничении различных форм негосударственного использования ресурсов, фермерского движения, децентрализации функций государственного управления ресурсами, степени вовлеченности земельных и других природных ресурсов в рыночные экономические механизмы;
• все формы хозяйствования в аграрном секторе (коллективные предприятия, частные крестьянские или приусадебные хозяйства), должны быть равноправными по отношению к мерам экономической поддержки со стороны государства. Осуществляемое в республике реформирование сельскохозяйственных предприятий направлено на становление и развитие в аграрном секторе многоукладной экономики. Проблема дальнейшего реформирования отношений собственности может осуществляться с учетом особенностей государственного устройства и функционирования общественных институтов в Республике Беларусь. Здесь важно достижение четкости и определенности в фиксации функций собственности, а также обеспечение стабильности отношений собственности. Устойчивость института государственной собственности должна обеспечиваться повышением ответственности государственных служащих в вопросах распоряжении и управления объектами собственности. Для сохранения и придания устойчивости институту частной собственности необходимо сохранить зa частным собственником ряд важных функций: свободный выбор сферы ведения бизнеса, право на свободное ценообразование, право на большую часть дохода, ответственность за результаты своей деятельности. При этом, основная цель приватизации должна состоять в том, чтобы, сформировать механизму всегда и постоянно обеспечивающие передачу прав собственности тому, кто более эффективно распоряжается полученными правами. Важный момент в приведении земельной реформы – это последовательное изменение психологии основных субъектов земельных отношений, переход от пользования к владению землей. Необходимо постепенно формировать в стране цивилизованный институт частной собственности на землю со всей необходимой для этого инфраструктурой. Естественно, что это должно происходить а контексте государственного регулирования и на основе контроля за движением земельных ресурсов.
• землеустройство остается основным рычагом государства в управлении земельными ресурсами, оно призвало предотвращать возникновение перекосов в экономике путем организации научно обоснованного перераспределения и использования земель.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях изменения границ землевладений и землепользовании, предоставления и изъятия земельных участков, определения границ ограниченных в использовании частей земельных участков, перераспределения используемых гражданами и юридическими липами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.. Причинами внесения изменения в существующие проекты организации территории могут служить случаи выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных волной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами и другим внешним воздействиям. В условия развития земельного рынка землеустройство способствует определению качественных и стоимостных характеристик земли, обеспечивает выполнение операций с землей, в том числе формирование, разделение и объединение земельных, участков. Оно осуществляет подготовку необходимых документов и проводит работы, связанные с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией прав на земельные участки и сделки с ними.
Важным мероприятием, проводимым в последние годы земель, пой службой республики, являются комплексные работы по дальнейшей оптимизации сельскохозяйственного землепользования. Суть оптимизации землепользования состоит в поиске наиболее приемлемых вариантов использования сельскохозяйственных земель на основе достоверных кадастровых данных о свойствах каждого земельного участка, Одна из задач оптимизации землепользования состоит в исключении из активного сельскохозяйственного использования низкокачественных, убыточных, для земледелия земельных участков. Одновременно возможна переориентация их на более эффективное в экономическом, экологическом и социальном отношении использование по другим направлениям. В результате дефицитные ресурсы, которые неэффективно расходовались и могли расходоваться на низкокачественных землях, могут быть перемещены па лучшие земля для технологической нормализации возделывания сельско хозяйственных культур и повышения благодаря этому эффективности производства.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ