Составление отчета о прохождении учебной практики
Содержание:
↑ Составление отчета о прохождении учебной практики
↑ Общие рекомендации по составлению отчета
По действующим правилам и инструкциям о геолого-съемочных работах составляются два отчета: предварительный - в конце полевого сезона и окончательный - в конце камерального периода. К отчету предъявляются высокие научные и литературные требования. Писать нужно конкретно, точно и кратко, но без ущерба для содержания. Составление отчетов невозможно без глубокого знания специальной геологической литературы по методике работ и геологическому строению региона, в состав которого входит исследованный участок. Все это в полной мере относится и к работе студентов на практике. Студенты составляют один отчет, в котором объединены и предварительный и окончательный. Работать над его составлением следует с первых дней практики, а начинать подготовку надо еще до отъезда в поле. Усвоив содержание отчета, студенты еще до выезда на практику должны ознакомиться с литературой по стратиграфии, тектонике и полезным ископаемым района практики. В первую очередь рекомендуем обратиться к фундаментальным изданиям. Это обеспечит авторов будущих отчетов необходимыми знаниями и, в частности, позволит точно привязать разработанные ими литолого-стратиграфические схемы расчленения разреза учебного полигона к общей стратиграфической шкале. Выводы и заключения авторов отчета обосновываются фактами, установленными при непосредственной работе в поле, результатами лабораторных анализов образцов и проб, отобранных в полевых маршрутах на пунктах геологических наблюдений, подтверждаются ссылками на литературные источники.
Важнейшее место в обеспечении исходными данными занимают геологические графические документы (карты, профили, таблицы), составленные студентами в полевых маршрутах и в ходе обработки их результатов. При составлении отчета необходимо обратить особое внимание на увязку графики и текста, ликвидировать несоответствия и возможные противоречия.
Отчет и сообщаемые в нем сведения должны иметь практическое значение. Этого можно достичь и на учебной практике, уделив большое внимание изучению полезных ископаемых и разработав свои предложения по их дальнейшим поискам и разведке.
Работа над отчетом коллективно-индивидуальная и выполняется всем составом каждого полевого отряда, начальник которого распределяет отдельные разделы между членами отряда. Подготовленные разделы в рабочем порядке обсуждаются членами полевого отряда, которые делают свои замечания по содержанию раздела. В оглавлении отчета указывается автор каждого его раздела. Объем отчета не устанавливается, но желательно, чтобы он был не больше 25 страниц основного текста (без списка литературы, оглавления, текстовых приложений).
Требования к оформлению графической геологической документации: а) наглядность - геологические чертежи должны быть наглядными, конкретными и легко читаемыми: б) информативность - содержанием геологический чертеж должен соответствовать своему назначению, указанному в названии; в) точность - изображение объекта на геологическом чертеже, переданное средствами картографии с учетом правил составления графических документов, должно соответствовать самому объекту в натуре; г) удобность измерений - чтобы на графическом документе можно было производить необходимые измерения линейных и угловых величин с предельной точностью масштаба. Отрезок 0,1 мм является пределом точности для глаза человека, погрешность измерения отрезков прямых линий не должна превышать этой величины. На местности этому отрезку при масштабе 1:10000 соответствует 1 м, при масштабе 1:25000—2,5 м. При плохом исполнении графических документов крупномасштабной съемки точность измерений на таких чертежах будет несравненно меньше.
Содержание отчета и порядок размещения его глав и разделов
Для каждого отчета делается титульный лист, образец которого имеется в УМЦ. В нем указывается организация (отряд), название отчета, авторы, год исполнения. Затем следует оглавление.
Текстовая часть курсовой работы состоит из следующих глав.
Введение. В нем указывается административное положение учебного полигона, сроки практики. Формулируются цели и задачи практики, рассказывается о ее комплексности. Определяются задачи отчета, приводится перечень материалов, положенных в основу его составления. Особо необходимо выделить те из них, которые были подготовлены в процессе работы на практике.
Часть I. Методика проведения работ на учебной геолого-съемочной практике.
Описывается процесс овладения методикой, рекомендованной данным учебным пособием, разъясняется, какие из приемов и способов работы не были использованы и по каким причинам. Дается подробное описание новых приемов и способов, внедренных в работу.
Часть II. Результаты геологических исследований.
Глава 1. Физико-географический и экономический очерк. Состоит из следующих разделов: орография и гидрография; характеристика климата; экономико-географические сведения. Все эти материалы необходимы для составления проектов последующих геолого-съемочных и поисково-разведочных работ.
Орография и гидрография. В этом разделе дается описание основных орогидрографических особенностей, отраженных на топографической карте территории. При этом описываются: рельефа с указанием его основных форм, их абсолютных и относительных высот; главные водоразделы и долины, приводятся данные по протяженности и ширине; крутизна склонов и их уклоны; гидрографическая сеть, ширина, глубина и скорость течения рек; озера и болота, их размеры.
В разделе климат указываются количество осадков зимой и летом, среднегодовая температура, направление ветров.
В экономико-географической характеристике района практики приводятся сведения о населенности, основных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, местных энергетических ресурсах и строительных материалах, источниках технической и питьевой воды, путях сообщения и их проходимости для различных видов транспорта.
К данной главе прилагается следующая графика: обзорная орографическая и административная карты с обязательным указанием на ней районов выполненных и рекомендуемых работ, населенных пунктов и ближайших железнодорожных станций и вокзалов, путей движения других видов транспорта, пунктов водоснабжения и прочих необходимых сведений. При работе над этой главой следует использовать материалы по географии и народному хозяйству.
Глава 2. Магматические породы района практики и их петрографический состав.
Для каждого возрастного комплекса магматических пород указываются: название породы, минералогический состав, структурные и текстурные особенности, формы залегания, возрастные взаимоотношения различных пород и характер их контактов, типы процессов гидротермального и контактового метаморфизма. Отмечается наличие древних кор выветривания на контакте с покрывающими отложениями.
Приводятся сведения о генезисе и глубинах формирования магматических горных пород. Выделяются главнейшие типы метаморфических пород (кристаллических сланцев, гнейсов) с кратким указанием их возраста, происхождения и времени метаморфизма. Если имеются данные об абсолютном возрасте, то их необходимо привести при описании соответствующих пород.
Глава 3. Литолого-стратиграфическая характеристика осадочного чехла.
В этой главе дается описание выделенных на пунктах наблюдений геологических слоев (пластов), пачек и т. д. в их нормальной последовательности от древних к молодым. Дается обоснование привязки выделенных подразделений к общей стратиграфической шкале, по которой определяется геологический возраст выделенных геологических тел. Описываются все установленные перерывы и несогласия. Даются послойные списки найденных ископаемых остатков фауны и флоры. Для каждого из геологических тел указывается его мощность.
К данной главе прилагается следующая графика: а) сводный стратиграфический разрез района практики, масштаб которого устанавливается авторами отчета. На чертеже должны быть отчетливо показаны все выделенные на геологической карте стратиграфические комплексы и приведена их краткая литологическая характеристика; б) геологическая карта участка работ; в) зарисовки или фотографии характерных обнажении и горных выработок, упоминаемых в тексте; г) схемы сопоставления (корреляции) разрезов.
Глава 4. Тектоника.
В разделе “Общая тектоническая характеристика” указывается, к какому региону и на каком основании относится полигон практики (древняя или молодая платформа). Раздел составляется в результате анализа литературных материалов.
В разделе “Анализ геологических карт и других графических документов” помещаются результаты изучения трещиноватости и ее связей с основными структурными элементами, установленными на площади работ полевой партии.
К данной главе прилагается следующая графика: а) выкопировки из мелкомасштабной региональной тектонической схемы, изображающие тот структурный элемент, к которому приурочен район практики; б) структурные карты по избранным маркирующим горизонтам участка картирования; в) профильные разрезы через закартированный участок в масштабе геологической карты; г) диаграммы трещиноватости; карта фактического материала (рис. 47).
Глава 5. Краткая история геологического развития района практики.
Для написания этой главы необходимо широко использовать сведения из сводного стратиграфического разреза района практики, а также материалы из соответствующей литературы. В этой главе излагаются результаты анализа стратиграфии и литологии слагающих район практики отложений в связи с историей геологического развития. Особое значение следует уделить анализу всех перерывов и несогласий в разрезе, всех признаков трансгрессивного и регрессивного залегания, установленных в разрезе. Следует также рассмотреть экологические признаки (данные об условиях обитания) организмов, ископаемые остатки которых были найдены в отложениях, развитых в районе практики. Графика: диаграммы колебательных движений.
Глава 6. Геоморфология.
Описываются характерные типы и формы, освещается связь рельефа с геологическим строением, его зависимость от условий залегания и литологического состава развитых в районе практики горных пород. В качестве одного из основных выводов следует указать те геоморфологические особенности, которые помогают проведению геологического картирования и могут быть использованы как показатели геологического строения района практики.
Большой интерес представляет неотектонический анализ территории, отраженной на топографической карте. Этот анализ позволяет выявить унаследованные и возрожденные формы, представляющие интерес в нефтегазоносном отношении. Часть необходимой информации можно извлечь из топографической основы геологической карты. Выявив участки новейших воздыманий и опускании, их следует сопоставить со структурными картами и сделать выводы из этого сравнения о существовании или отсутствии связи между структурными элементами и формами рельефа. Графика: таблица морфогенетических типов рельефа применительно к району практики; карта типов рельефа на той же основе, что и геологическая карта; зарисовки или фотографии характерных форм рельефа закартированного участка и района практики.
Глава 7. Гидрогеология.
Дается краткая характеристика водоносных горизонтов, выявленных в полевых геолого-съемочных маршрутах, приводятся данные химического состава вод этих горизонтов, полученные в результате анализов их проб, отобранных в полевых маршрутах, проведенных в лаборатории УМЦ.
Глава 8. Твердые полезные ископаемые.
В основу главы должны быть положены данные, полученные в результате анализа и обобщения всего фактического материала, приводимого в курсовом проекте или курсовой работе. Дается описание не только известных или разрабатываемых полезных ископаемых в районе практики, но и на основании изучения геологического строения делается прогноз возможности нахождения других видов полезных ископаемых, не выявленных ко времени составления отчета.
Глава 9. Результаты научных исследований.
В этой главе рассматриваются результаты научных исследований студента по той же теме, разработка которой начата им во время прохождения практики. Эта глава составляется по индивидуальному плану, согласованному с научным руководителем. Тематика исследований выбирается студентами согласно личным наклонностям и желаниям. На практике студенты собирают фактический материал по выбранной ими теме исследования. Основная обработка этого материала производится уже в институте. Важно подчеркнуть, что научные исследования по тем или иным вопросам геологического строения района практики могут быть продолжены студентами и на старших курсах (в том числе и при написании диплома) путем более углубленного изучения выбранных вопросов по другим регионам страны.
Заключение.
Рекомендации по улучшению организации труда на учебной комплексной геолого-съемочной практике.
Список использованной литературы.
Список заполняется по форме: фамилия, И. О. авторов, название книги, статьи. Указывается место издания (М - Москва, Л - Ленинград, в остальных случаях полностью), год издания, для монографии указывается количество страниц, для статей в сборниках и журналах - страницы местоположения. Если авторов работы более трех, то библиографическая ссылка начинается с названия работы, далее указываются три первых автора. Для периодических изданий указывается номер журнала.
Работы в списке располагаются в алфавитном порядке и нумеруются. В тексте ссылки на работы производятся указанием в квадратных скобках их порядкового номера в списке.
↑ Зачет по учебной практике
Работа студентов на учебной практике завершается индивидуальным дифференцированным зачетом. Активная, вдумчивая, творческая работа студентов на протяжении всей практики является лучшей и единственной формой подготовки к зачету. На зачет представляются полевые материалы, перечень которых определяется приказом начальника практики. В их число входят:
1. Коллекция образцов, собранных участниками данного полевого отряда, и вся первичная их документация.
2. Материалы послемаршрутной обработки материалов.
3. Полевая геологическая карта съемочного звена и сводная карта района работы полевого отряда. Карта фактического материала.
4. Текст отчета по практике с графическими приложениями с указанием авторов глав и рисунков.
5. Текст отчета (доклада) по лично выполненной студентом научной работе.
6. Текст рецензии на отчет съемочного отряда, составленной студентами других партий. Тексты рецензии членов отряда на отчеты отрядов других полевых партий.
Зачет по учебной комплексной геолого-съемочной практике принимает комиссия, состоящая из нескольких преподавателей. Съемочный отряд, допущенный научным руководителем (преподавателем) к зачету, предъявляет комиссии все установленные материалы. Научный руководитель передает председателю комиссии список членов отряда с оценкой полевой работы каждого его члена. Начальник отряда делает краткое сообщение об организации и результатах работы. Затем члены комиссии проводят индивидуальное собеседование с каждым из членов съемочного отряда по материалам практики. После собеседования комиссия совещается и коллективно определяет индивидуальную оценку зачета по практике каждому члену отряда и работе отряда в целом.
Индивидуальная оценка складывается из оценок палевой работы и индивидуальных полевых материалов, материалов послемаршрутной работы, полевых геологических карт, индивидуального вклада в составление отчета съемочного отряда, результатов личной научной работы, а также дисциплинированности и участия в общественной работе на практике.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ