Ориентирование КШМ (топопривязчика)

Ориентирование КШМ (топопривязчика)

Выполнив рис.1 на классной доске, преподаватель объясняет содержание работ по ориентированию КШМ (топопривязчика).

Ориентирование КШМ (топопривязчика) заключается в определении дирекционного угла его продольной оси aоси (рис. 1).

Если есть направление, дирекционный угол которого известен (определен геодезическим, гироскопическим или астрономическим способом), и возможен наезд топопривязчика на одну из конечных точек этого направления, то топопривязчик устанавливают визиром над этой точкой. Ошибка центрирования визира при этом не должна превышать 1/1000 расстояния до ориентира.

 

Переведя визир из походного положения в рабочее, наводят его в ориентир и снимают со шкал визира отсчет bвиз. Дирекционный угол продольной оси машины (рис. 1) вычисляют по формуле

aоси = aор - bвиз

Если значение aор окажется меньше значения bвиз, то к первому прибавляют 60-00.

Пример. Начальная и ориентирная точки — точки артиллерийской топогеодезической сети. Дирекционный угол, выбранный из списка координат, aор=6-24. Отметка визира по ориентирной точке bвиз = 26-11.

Дирекционный угол продольной оси машины aоси=6-24—26-11 = 40-13.

Далее преподаватель показывает приёмы работы с перископической артиллерийской буссолью при ориентировании топопривязчика, когда заезд на исходную точку невозможен. При этом, внимание курсантов обращается на тот момент, что в этом случае, топопривязчик останавливают на расстоянии 40—50 м от нее, а непосредственно над точкой устанавливают буссоль.

Ориентировав буссоль по дирекционному углу ориентирного направления, наводят монокуляр буссоли на визир топопривязчика, снимают отсчет , по буссольному кольцу и барабану и, изменив его значение на 30-00, получают дирекционный угол направления визир— ориентир (буссоль). Содержание последующей работы по ориентированию топопривязчика аналогично предыдущему примеру.

В том случае, когда нет направления, дирекционный угол которого известен, ориентирование топопривязчика осуществляется, как правило, с использованием магнитной стрелки буссоли.

Буссоль устанавливают в 40—50 м от топопривязчика и тремя независимыми измерениями определяют среднее значение магнитного азимута направления буссоль — визир. Вычтя из полученного значения поправку буссоли со своим знаком и изменив результат на 30-00, получают величину дирекционного угла направления с визира на буссоль. Далее наводят визир на буссоль, снимают отсчет bвиз и вычисляют aоси по известной формуле.

Для обеспечения надежности ориентирования топопривязчика переставляют буссоль на 15—20 м в сторону и заново определяют второе значение дирекционного угла продольной оси машины. Если расхождение в значениях, полученных при первоначальном и повторном ориентировании, не превышает     0-04, вычисляют среднее арифметическое из них и принимают его за окончательное значение. В противном случае заново выполняют ориентирование топопривязчика.

Полученное значение дирекционного угла продольной оси машины записывают на шильдике курсопрокладчика. Убедившись в том, что все курсанты правильно понимают излагаемый материал, преподаватель вновь подходит к центральному тренажёру навигационной аппаратуры (курсанты располагаются позади преподавателя) и показывает порядок подготовки курсопрокладчика к работе.

Подготовка курсопрокладчика к работе

Подготовка курсопрокладчика к работе включает: подготовку карты и закрепление ее на барабане, согласование положения карандаша пишущего устройства с показаниями счетчиков X и Y, ввод исходного дирекционного угла продольной оси машины, установку (если необходимо) коэффициента корректуры пути и включение датчика пути.

Начиная подготовку курсопрокладчика к работе, необходимо прежде всего снять с карты координаты начальной и конечной точек маршрута привязки и записать их в журнал. Координаты начальной точки, кроме того, должны быть записаны на шильдике курсопрокладчика, что обеспечивает удобство их дальнейшего использования. Снимать координаты следует с помощью циркуля-измерителя и поперечного масштаба.

Перед заправкой карты на барабан подгибают восточный и западный поля карты. При этом должна быть видна оцифровка координатной сетки карты. Это необходимо для установки карандаша пишущего устройства на начальной контурной точке, для контроля за его положением в ходе движения топопривязчика и для снятия координат точек с карты.

Для закрепления карты на барабане необходимо:

— открыть крышку курсопрокладчика;

— вращением ручки У отвести пишущее устройство к краю барабана;

— отсоединить прижимные планки от магнитных замков барабана;

— повернуть барабан от себя до упора и вставить в прорезь барабана южный конец карты лицевой стороной вверх;

— вращая барабан на себя, провернуть его до упора и вставить в прорезь северный конец карты;

— перемещением карты на барабане добиться такого положения, чтобы одна из горизонтальных линий сетки карты совпала с одной из линий, нанесенных на барабане, и зафиксировать карту в этом положении прижимными планками;

— вращением барабана и ручки Y вывести карандаш пишущего устройства в начальную контурную точку;

— удерживая карандаш пишущего устройства указательным пальцем правой руки, левой рукой оттянуть фиксатор влево и опустить карандаш на карту;

— закрыть крышку курсопрокладчика. Для согласования положения карандаша пишущего устройства с показаниями счетчиков X и Y необходимо:

— ручками Х и Y курсопрокладчика вывести карандаш пишущего устройства в юго-западный угол квадрата карты, в котором находится начальная точка;

— открыть крышки счетчиков X и Y и нажатием соответствующих толкателей до упора установить координаты начала квадрата, в котором находится начальная точка (последние два нуля устанавливаются вращением ручек уточнения координат);

— поворотом соответствующей ручки включить масштаб, соответствующий масштабу заправленной на барабан карты;

— ручками уточнения координат установить на счетчиках X и Y координаты начальной точки, при этом карандаш пишущего устройства должен выйти на начальную точку.

Исходный дирекционный угол продольной оси машины вводится маховичком КУРС — РАБОТА не ранее чем через 3 мин после включения тумблера Y2.

Если есть необходимость изменения установки коэффициента корректуры пути, то нажатием на ручку КОРР. ПУТИ поворачивают ее в нужном направлении до установки необходимого значения на шкале корректуры пути.

Включение пути осуществляют поворотом рукоятки ПУТЬ курсопрокладчика по ходу часовой стрелки до упора.

В целях исключения вывода приборов навигационной аппаратуры из строя и достижения требуемой точности определения координат необходимо соблюдать следующие правила:

приборы навигационной аппаратуры включать только на стоянке;

движение начинать не ранее чем через 3 мин после включения тумблера ГИРОСКОП, а в исключительных случаях - по истечении 1 мин;

к выполнению привязки приступать не ранее чем через 15 мин после включения тумблера ГИРОСКОП;

систематически контролировать правильность установок регулировочных потенциометров и механизма корректуры пути;

синхронную передачу (ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ Y 2) включать только после того, как остальные приборы навигационной аппаратуры включены;

дирекционный угол продольной оси машины устанавливать после включения выключателя Y 2 маховичком КУРС-РАБОТА;

при необходимости решения прямой геодезической задачи на курсопрокладчике при выключенной аппаратуре дирекционный угол вводить маховичком  КУРС-КОНТРОЛЬ;

при движении машины без вычерчивания пути на карте выключить масштаб или поднять карандаш;

в процессе работы с навигационной аппаратурой следить за показаниями вольтметра, которые должны быть в пределах 25+3В,и за показаниями амперметра, стрелка которого не должна отклоняться влево от нулевого значения.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*