Предмет политической географии и ее структура
Предмет политической географии и ее структура
Политическая география сравнительно «молодая» научная дисциплина. Ее зарождение относится к ХVIII веку, когда в условиях нарастающей дифференциации географических знаний, в опытах классификации стала выделяться политическая география. И. Кант, преподававший географию в университете г. Кенигсберга, делил ее на физическую, коммерческую, географию нравов и политическую (1755 г.). Аналогичную классификацию применял профессор СанктПетербургского университета А. Бюшинг (1766 г.), разделяя географию на математическую, натуральную и политическую. Предметом политической географии определялось изучение фактического деления мира на государства, анализ их территории и взаимного расположения, характер границ, формирование межгосударственных союзов. Она возникла в тот период, когда география считалась только естественной наукой, занимающаяся изучением природной среды и ландшафтов. Природоцентризм обусловил и первоначальное методологическое становление политической географии как самостоятельной науки, объясняющей политические процессы характером природных условий и типами географических ландшафтов.
С выходом в свет в конце ХIХ века книги немецкого географа Ф. Ратцеля «Политическая география» (1897 г.) основным объектом исследования определялось государство как географический объект, его внутренние особенности и внешние связи в межгосударственных отношениях. На начальном этапе развития политической географии на рубеже ХIХХХ веков наибольшее развитие получили исследования природноклиматических и культурноисторических особенностей государственной территории, ее географического положения, государственных границ и их эволюции.
В последующие годы представления о предмете и методах политической географии значительно расширились.
В условиях геополитического противостояния двух систем и примата марксистских представлений в странах бывшего советского блока политическая география считалась частью экономической географии (Семевский, 1964). В последующем, в 19701980 гг. в научнометодический арсенал политической географии были введены новые понятия о «политикотерриториальной организации общества» (Горбацевич, 1976; Ягья, 1982), «территориальнополитических системах» (Машбиц, 1989), «политикогеографическом пространстве» (Аксенов, 1989), что позволило дать системную трактовку современной сущности политической географии и ее предмета исследования (Колосов, 1988; Каледин, 1996; Колосов, Мироненко, 2001). В. А. Колосов (1988), отмечая специфическое положение политической географии на стыке географических и политических наук трактует ее как «особую географическую науку, изучающую пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил в их обусловленности специфическими сочетаниями многообразных социальноэкономических факторов…». Предмет политической географии определяет прежде всего свойство территориальности, отражающее политические явления в пространстве (с отображением на карте), на определенной территории в установленных границах и с учетом дифференциации от места к месту. Отличие политической географии от других политических наук состоит в том, что она изучает политические процессы и функционирование ТПС в связи с географическим пространством, учитывает местные условия, устанавливает закономерности развития от географического положения объектов и дает сравнительный анализ их динамики в различных районах. Она использует географический метод, делая акцент на территориальности политических процессов и явлений и их различиях от места к месту.
Современная политическая география изучает пространственную организацию политической жизни общества и территориальнополитических систем, с анализом их внутренней структуры и взаимосвязей ключевых элементов между собой и географическим пространством на всех уровнях территориальной иерархии.
Являясь самостоятельной географической наукой политическая география (ПГ) имеет сложную внутреннюю структуру в которой выделяются (Каледин, 1991):
• общая (теоретическая) ПГ, которая раскрывает своеобразие предметной области науки, ее методические и теоретические основы, систему научных категорий и место в системе научных дисциплин;
• отраслевая (функциональная) ПГ, рассматривающая конкретные функциональные типы политической деятельности общества и отдельных социальных групп (геополитическая, партийная, этническая, военная, религиозная и др.);
• прикладная ПГ, определяющая главные направления выхода этой науки в общественную практику и информационное обеспечение управленческой, идеологической, образовательной, политикокартографической и др. деятельности.
В современной системе географических наук ПГ, являясь составной частью социальноэкономической географии, синтезирует выводы географии хозяйства, населения, культуры, а в определенной степени и естественноприродоведческих отраслей географии, расширяя интеграционные функции всего комплекса географических наук. Будучи общественной географической наукой, ПГ тесно взаимодействует с историческими и философскосоциологическими науками (история, политология, социология), теорией международных отношений, государственного строительства и права. Однако, это не дает оснований рассматривать ПГ или ее прикладную часть – геополитику, как составную часть других наук (например, политологии), искусственно вырывая ее из семейства географических наук. Это приводит к утере свойства территориальности изучаемых политических процессов, механизма пространственной обусловленности действия социальноэкономических, политических и географических факторов функционирования территориальнополитических систем и их элементов.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ