Необратимое развитие Земли у Ж. Бюффона. Н. Демаре

 

Необратимое развитие Земли у Ж. Бюффона. Н. Демаре

Еще с середины века Бюффон пытался экспериментально доказать возможность образования горных пород из расплава. Он хочет теперь (1774, 1775 гг.) опытами с охлаждением железных шаров установить время, требовавшееся для охлаждения Земли и планет по этапам: 1) до затвердевания; 2) до температуры, при которой возможно «прикасание» (жизнь возникает); 3) до современной земной температуры; 4) до 1/25 доли современной температуры (жизнь должна исчезнуть). Он находит, что «железная» Земля охладилась бы до современной температуры за 100 696 лет, а с поправками на состав и получение тепла от Солнца — за 74 832 года.

Жизнь вечна и ее «семена» прорастают на Земле при определенной температуре. Поэтому она появляется и исчезает на планетах последовательно, в зависимости от их размера. На Земле жизнь возникла 38 949 лет назад и исчезнет через 93 291 год. Эти исследования Бюффон четко разделил на экспериментальную часть и гипотезу об охлаждении Земли и планет. В сравнительном анализе Земли и планет можно видеть идею направления, которое С. Менье в 1867 г. и Б. Котта в 1874 г. назвали «сравнительной геологией». Бюффон считал все планеты однотипными с Землей, но находящимися на разных этапах развития. Близкая, хотя недостаточно обоснованная точка зрения существует и сейчас.

 

 

Рис. 4. Строение и развитие Земли, по Ж. Бюффону (1749—1778):

 

а — II подпериод, затвердение Земли с образованием полостей (Н); жирные точки —шлаковая кора; b III подпериод, возникновение океанов (М), вертикальная штриховка — первые осадочные породы; с — III подпериод, дальнейшая стадия развития; d IV подпериод, возникновение вулканизма с образованием осадков, содержащих вулканогенные породы (вл.)

 

В 1778 г. были опубликованы известные «Эпохи Природы» — гипотеза Бюффона о развитии Земли. Он и здесь пользуется актуализмом, указывая: «Речь идет о проникновении во тьму веков, установлении посредством изучения современных явлений существования явлений, ныне погребенных...». Для этого есть три «мощных средства»: 1) факты, которые могут подвести нас к происхождению планеты (форма Земли, ее внутренняя теплота, стекловатость» материи Земли и возможность ее переплавления в стекло; раковины в горах); 2) памятники (органические остатки) в пластах (скелеты «слонов» в Сибири и т. п.); 3) исторические свидетельства.

Бюффон в развитии Земли выделяет семь эпох:

I. Земля вследствие вращения приняла форму.

П. Материя Земли через 25 тыс. лет застыла в виде глубинных кристаллических пород (главная — гранит) внутри и стекловатых масс на поверхности Земли. При остывании возникли полости (рис. 4). Летучие вещества образуют воздушную оболочку.

III. Через 30—35 тыс. лет сконденсировавшаяся вода покрыла всю Землю, за исключением высоких гор. В условиях повышенной температуры Земли впервые появились морские и сухопутные (на горах) организмы. Они отличались от современных (Бюффон ссылается на современные растения и рыб, живущих в источниках с = +50—60 °С) и жили 10—20 тыс. лет, затем вымерли вследствие изменения условий существования и сменились другими. Образование воды и заселение Земли организмами шло с полюсов, охладившихся ранее (ср. с де Мелле). Вода затем стала постепенно проникать в подземные полости или в провалы от их обрушения через разломы, а море — отступать (см. рис. 4, с). Круговорот воды, течения и ветры вызвали эрозию первичных гор и новое осадкообразование. Растительность дала начало углям. Возникла основная масса солей, обломочных, органогенно-обломочных и органогенных пород. Одновременно из недр Земли за счет внутреннего жара возгонялись некоторые минералы. Просмотреть гостиницы Москвы вы сможете на сайте hservice.ru. Перейдя по алфавитному указателю, доступна информация по выбранному отелю и полным описанием инфраструктуры.

IV.  Накопившиеся горючие осадки вызвали вулканизм, для которого необходимо сочетание огня, воздуха и воды. Действующие вулканы расположены на островах и по берегам морей; потухшие — внутри континентов. Это объясняется тем, что вулканы разновозрастны и связаны с отступанием моря. Приуроченность вулканов к горам объясняется тем, что в горах лучше сохраняются пустоты для образования вулканических очагов. Вулканизм связан и с подземным электричеством. «Первичным веществом» его Бюффон считает остаточное внутреннее тепло Земли, которое непрестанно невидимо вытекает (ср. с Геттоном). В эту эпоху впервые появились вулканогенные породы. Образование долин связано в основном с оттоком морских вод. В конце эпохи поверхность суши стала сходна с современной.

V.   Эпоха, когда слоны и другие южные животные жили на севере,— жизнь, возникшая в горах на севере Азии, мигрировала на север, охладившийся ранее. Распространение животных указывает на связь Европы с Америкой и Азией. Земля достигла некоторого равновесия, так как силы разрушения» перестали преобладать над силами созидания. Появляется человек.

VI.   Единый континент, допустивший миграцию, жизни, разделился на части (ср. с рядом идей наших дней) и постепенно принял современный вид. Причиной явились внешние и внутренние процессы, т. е. промывы, намывы, опускания и провалы. Бюффон полагает, что Америка к моменту миграции «слонов» была скорее связана с Азией, чем с Европой. Обосновывает он этой прежде всего зоогеографическими соображениями. Бюффон считается основоположником зоогеографии. Предания о всемирном потопе он считает воспоминаниями о местных наводнениях. Революциям (т. е. значительным изменениям) была больше подвержена область Индийского океана.

VII.   В современную эпоху «к силам природы присоединилось могущество человека».

Мы видим, что Бюффон не развил намечавшуюся у него идею униформизма. Он эволюционист, и у него необратимое развитие происходит скачкообразно. Это — исторический подход. На известных этапах «количество переходит в качество», процесс ускоряется и в действие вступают новые, ранее неизвестные факторы. В четвертую эпоху, например, ведущим фактором является закономерно возникающий вулканизм. Но вулканизм, в его понимании экзогенный, ослабевает со временем,— эта идея удержалась в геологии до нашего времени.

Бюффон считал, что идеи его «Теории Земли» меняются к 1778 г. лишь) в части признания гранита «первозданным». Но Бюффон не прав. Если в 1749 г. его, хотя и условно, можно было считать нептунистом, то в 1778 г. он, хотя и не вполне последовательный, уже плутонист, без крайностей этого течения. В «Добавлениях к доказательствам теории Земли» Бюффон, следуя Ломоносову и Палласу, указывает на вторичность наклонов слоев вследствие землетрясений, обрушений и «других случайных причин». «Эпохи природы»— сочинение более зрелое и более богатое идеями. Но мнение Бюффона может свидетельствовать, во-первых, о том, что в общем развитие его взглядов (это действительно так) не нарушало основ его мировоззрения. Во-вторых, следует думать, что оно — ответ на критику Палласа, с работой которого Бюффон несомненно был' уже знаком, хотя ссылок на нее нет.

В 1785—1788 гг. Бюффон опубликовал пятитомную «Историю минералов». Он первый пытался дать их генетическую классификацию (в современном понимании — и пород) на основании «происхождения и родства». Им выделены «порядки», «классы», «подразделения», «виды» и «разновидности» минералов. Он связывает шесть выделенных им «порядков» со своими эпохами природы. Любопытно, что седьмой порядок отсутствует — не пришло еще время... Идея Бюффона была прогрессивна. Железистые кварциты, месторождения мусковита и флогопита, угля — пример возрастных связей, доказанных сейчас для минерало- и породообразования. Чисто генетическая классификация по ряду трудностей не привилась и до сих пор. Тем не менее, историко-философское значение опыта Бюффона несомненно. Он первый попытался принцип развития ввести и в область минерало- и породообразования.

Бюффон оказал большое влияние на геологию. Витализм, униформизм, нептунизм, плутонизм, катастрофизм и эволюционизм — все эти течения, развивавшиеся позже, мы находим в разной форме и степени, а иногда в зародыше в учении Бюффона. Им высказано также или чаще поддержано немало и частных идей. У него можно найти мысли о биостратиграфии, о приспособлении организмов к среде и их вымирании, о красном цвете горных пород вследствие присутствия в них железа и т. д. Вероятно, Бюффон первый после Лейбница указал и применил аспект будущего в актуализме. Он смело использовал в геологии эксперимент и моделирование, пытался установить «абсолютное» геологическое летосчисление. Актуализм Бюффона в «Эпохах природы» содержит уже элементы сравнительно-исторического метода. Но это уже было «духом эпохи».

Выше упоминался Демаре. Ему принадлежит высказывание, содержащее намек на ценность сравнительно-исторического метода. В докладе (1775 г., опубликован в 1779 г.) он писал: «Результаты позднейших процессов более просты и менее модифицированы теми изменениями, которым повсеместно подвергаются первичные формы. Нам легче различить действующие агенты в тех случаях, когда их следы выражены более определенно»... «первичное состояние является стандартом для сравнений...». За стандарт он принимал современные лавы. Приведенное высказывание через 113 лет развернуто Вальтером, который ввел представление о первичных и вторичных свойствах породы, но Демаре все же униформист, о вулканизме он пишет: «...в извержениях вулканов природа действует в далекой древности так же, как и недавно».

Работы Бюффона в истории геологии оцениваются недостаточно. Некоторая противоречивость в его мировоззрении, содержащем разнообразные элементы, резко разошедшиеся в дальнейшем, никак не является эклектикой, хотя многие из его идей существовали в разных формах и ранее. Для него характерна разносторонность мысли, вырывавшейся из пут метафизики на простор цельного восприятия мира в многообразии его связей. Бюффон оказал влияние на большинство крупнейших естествоиспытателей: Блюменбаха, Ламарка, Ляйеля, Кювье, Гумбольдта, Л. Буха и др. И. И. Канаев считает учение Бюффона о живой природе прежде всего эволюционным. То же следует сказать и о его геологических взглядах.

Разумеется, идеи Бюффона не были общепризнанными. В 1778 и 1779 гг., например, издал свои «письма» И. де Люк. Его весьма фантастичные тектонические идеи сводились к «теории обрушения» в многоэтажные пустоты. Он старался согласовать свои взгляды с библией. Заметим, что наряду с отрицанием существенной роли эрозии и т. п. де Люк описывал потухшие вулканы, считая базальт лавой. Он на основании полевых наблюдений утверждал, что со времени последнего потопа прошло лишь несколько тысяч лет. Хронометрическими явлениями он считал слои пород и деятельность рек. Де Люк высказал идею об эоловом происхождении лёсса (Тутковский, 1909). Происхождение пород первичной формации он считал неясным, но чуждым современным силам.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*