Взаимосвязь политики и экономики
Если говорить об условиях, которые способствуют региональной интеграции, то это происходит наиболее успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме и уровень экономического развития стран примерно сопоставим.
В то же время тесное переплетение групп интересов свидетельствует о том, что политика и экономика тесно взаимосвязаны. Тому пример гонка вооружений, развернувшаяся в годы холодной войны между двумя сверхдержавами, привела к образованию военно-промышленных комплексов с высоким уровнем концентрации финансового капитала. Соответственно, интересы финансовых групп начали оказывать свое влияние и на геополитику. Их геополитический интерес заключался в сохранении военно-стратегической напряженности между сверхдержавами и конфликтов в ряде регионов мира.
В этом случае можно говорить о высокой милитаризации как финансовой сферы, связанной с разработкой и производством вооружений, так и национальной экономики в целом.
В то же время холодная война и гонка вооружений создавала серьезные препятствия перемещению капиталов. Государства двух военно-политических блоков установили жесткую систему контроля, оговорили экспорт и импорт инвестиций политическими условиями, ограничили вложения определенными секторами и т.д.
В этой связи стоит упомянуть и психологию, а вместе с ней и
Тем не менее при всех негативных последствиях для мировой экономики все же накапливался опыт и отрабатывались механизмы регулирования экономическими и финансовыми процессами. Так, в период холодной войны государства обоих блоков в определенной степени соревновались в инвестировании экономик развивающихся стран. США и СССР являлись основными инвесторами. Хотя оба государства преследовали политические цели, инвестиционная политика США опиралась на всю мощь экономики страны и была более динамична по своей рыночной сути, в то время как советская экономика носила мобилизационный характер.
После окончания холодной войны, хотя и произошла либерализация внешнеэкономических связей, вопросы движения капиталов по-прежнему являются объектом постоянного внимания национальных правительств, входят в повестку межгосударственных дву- и многосторонних переговоров. Более того, взаимопроникновение экономики и политики, финансов и геополитики еще более усиливается.
Экспорт-импорт капиталов обуславливается вопросами социального, культурного и экологического характера, являющиеся прежде всего объектом политики.
В целом движения капиталов также рассматривается через призму политики национальной безопасности. Более того, защита частных и государственных капиталов стала являться сферой деятельности не только соответствующих финансовых институтов, политиков и дипломатов, но и военных. Пример тому действия военно-морских подразделений в отношении пиратов. Не говоря уже о том, что демонстрация силы Вашингтоном стало одним из средств продвижения американских капиталов и их защиты. В свою очередь страны импортеры инвестиций также используют военную силу как гаранта этих инвестиций.
Так, 17 февраля 2003 г. министр обороны Казахстана заявил о намерении сформировать на Каспии военно-морские силы с целью защиты «больших иностранных инвестиций», вложенных в национальные нефтеносные районы.
В связи с этим есть основания утверждать, что современный мир представляет собой не однополюсную систему, основанную на глобальной силовой монополии Соединенных Штатов, а сложную взаимозависимую многополюсную систему.
В глобальной структуре прямых иностранных инвестиций представлены такие полюса: США, Европейский союз, Япония. Они абсолютно доминируют в общих объемах вывоза и ввоза инвестиций.
Интересно отметить, что США стали самым крупным импортером капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики». В перспективе просматривается растущая геополитическая экспансия Китая, составной частью которой является финансовая экспансия.
Например, китайская инвестиционная политика, найдя в центральноазиатском регионе ее «ахиллесову пяту» – коррупцию бюрократии, оказывает давление на правящие элиты. В условиях текущей политической и экономической конъюнктуры правящим элитам необходима финансовая подпитка, особенно в условиях кризиса. Эксперты отмечают, что «недалек тот час, когда в странах Центральной Азии появятся реальные прокитайские лобби».
В современных условиях и, очевидно, Россия должна учитывать, что ее сырьевая экономика будет слабеть, а в перспективе структурно-технологического обновления мирового производства будут проявляться в виде скачкообразных изменений в технологическом процессе, которое в силу системности и комплексности научно-технических решений приобретает все более отчетливо выраженный межотраслевой характер, интегрируя различные, нередко достаточно далеко отстоящие друг от друга виды деятельности.
В качестве активных ускорителей этих процессов выступают развертывающаяся в мировой экономике «гонка инноваций», борьба за достижение новых качественных характеристик товаров, их соответствие постоянно растущим требованиям потребителей. Растет динамичность высших мировых критериев эффективности, качества, конкурентоспособности продукции.
В последнее время, когда производство и сама экономика становятся высокотехнологичным и наукоемким процессом, новым вложением капиталов и направлением государственных и частных инвестиций стала сфера науки и образования. Заинтересованные государства и частные фирмы вкладывают большие средства в подготовку в своих странах и привлечение из-за рубежа научных специалистов и талантливой молодежи, что объясняется переходом западных производств на высокоинтеллектуальные производства. Кроме того, эти государства и частные фирмы инвестируют науку и образование в целом ряде государств незападного мира.
Все это требует гибкого и оперативного приспособления к изменяющимся условиям. На перестройку международной специализации и перераспределение ресурсов растущее воздействие оказывают такие явления, как необходимость более активного информационного взаимодействия, формирования все более сложных структурных переплетений производственных процессов, повышение степени комплексности новой техники и усиление взаимообусловленности нововведений, что, естественно, и усиливает интеграционные процессы в развитии самого производства, рост динамичности структуры, масштабов потребления и др., ибо усложение системы как таковой неизбежно требует повышения уровня ее управления.
Сравнительный анализ движения капиталов свидетельствует, что высокая мобильность капиталов возникает при либерализации государственного регулирования экспорта-импорта. Но времена свободной конкуренции прошли, а глобализация по-новому ставит вопрос о взаимосвязи экономики и политики как сфер социальных отношений.
Глобализация объективно стимулирует формирование универсальной системы стандартов и правил, отвечающих современным реалиям мировой экономики, в том числе и ее отдельных секторов. В этом активно участвуют национальные правительства. На рынке капиталов в этом заинтересованы как экспортеры, так и импортеры. Так, в процесс движения капиталов были подключены/включились новые игроки – это восточноевропейские страны, ранее находившиеся под опекой СССР.
Ряд исследователей считает, что международное движение капитала – это движение одного из факторов производства, основанное на его исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении в отдельных странах (имеющих высокоразвитую рыночную экономику), экономическая предпосылка более эффективного, чем в других странах, производства различных товаров и услуг.
Существуют и другие подходы. Различия объясняются:
- иерархией отношений экспортера и импортера с точки зрения целей и ожидаемых результатов;
- развитием рынка и составляющих его форм хозяйственных связей;
- меняющимся пониманием содержания, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии и совершенствовании национальных хозяйств, характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия.
В реальном содержании международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики как составной части глобальной геосоциальной системы, развитии форм и условий разнообразных международных хозяйственных связей, особенно характерных для эпохи глобализации.
Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) констатирует: «Углубляющаяся глобализация … финансовой сферы радикально изменила масштаб и структуру ... финансовых потоков».
Глобальная финансовая стабильность или нестабильность стала иметь значение и для тех стран, которые остаются в стороне от частных рынков капитала.
В докладе международной Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству «Наше глобальное соседство» отмечается способность региональных экономических групп «содействовать прекращению исторической вражды и раздоров, завязывая более тесные экономические и политические связи, осуществляя развитие экономики в своих рамках, поддерживая общую инфраструктуру, инициируя новые методы углубления интеграции на пути к прогрессу на мировом уровне». В то же время можно видеть, что сталкивающиеся интересы экономических и финансовые корпораций могут способствовать возникновению международных конфликтов. В этой связи авторы доклада обращают внимание на то, что «в большинстве частей мира потенциал регионального сотрудничества используется далеко не полностью», ибо эгоистические интересы национальных элит преобладают и одновременно отсутствует наличие «сильной политической воли и стремление к интеграции».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ