Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность

В последнее время российские и зарубежные эксперты обсуждают события, которые начались в Тунисе, а затем распространились на другие страны арабского мира: Египет, Ливию, Иорданию и ряд других государств. Наиболее острой в настоящий момент представляется ситуация в Ливии.

 

Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность

 

С 15 февраля 2011 г. в Ливии начались активные вооруженные выступления граждан страны против режима Муамара Каддафи, в чьих руках власть сосредоточена более 40 лет. 11 марта лидеры ЕС призвали Муамара Каддафи, которого они считают виновным в насилии против собственного народа, оставить власть.

 

Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность

 

Ранее, 27 февраля, была принята санкционная резолюция СБ ООН, в которой предусмотрены меры, призванные остановить насилие против народа со стороны режима Каддафи, в частности, эмбарго на торговлю оружием с Ливией, замораживание счетов и запрет на зарубежные поездки ливийского лидера, его семьи и ряда приближенных.

Выступая в Брюсселе на встрече с председателем и руководителями политических фракций Европарламента, Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил, что переходный Национальный совет Ливии в Бенгази является в глазах Евросоюза единственным «законным собеседником».

В такое время необходимо знать свои права, к примеру вот судоустройство рб.

Как указывают обозреватели, голосование в Совете Безопасности ООН по внесенной рядом западных государств резолюции должно было дать ответ на ключевой вопрос современного мироустройства: уровень допустимого насилия, которое сможет без последствий для себя применять власть в отношении народных протестов.

17 марта 2011 г. СБ ООН принял резолюцию, которая предусматривает введение бесполетной зоны над Ливией и дает возможность проведения иностранной военной операции против сил Каддафи.

Резолюция запрещает прямое военное вторжение иностранных войск в Ливию, но допускает проведение силовых операций по созданию бесполетной зоны над этой страной.

Известно, что накануне голосования французский президент Н. Саркози направил личные письма руководителям стран, входящих в Совет Безопасности ООН, с просьбой не блокировать принятие решения в критической для противников Каддафи ситуации. Его мнение было услышано. Десять стран, включая США, Францию и Великобританию, проголосовали за резолюцию. Россия, Китай, Германия, Индия и Бразилия воздержались. Ни один из членов Совета Безопасности ООН, имеющий право вето, не воспользовался им.

В пятницу 18 марта официальный представитель НАТО Оана Лунгеску сообщила, что альянс готов к участию в международной операции против Ливии. К начавшейся 19 марта операции присоединились все страны НАТО, что практически полностью перевело операцию, начатую силами США, под контроль Североатлантического альянса. Принятая резолюции СБ ООН дает широкий мандат, что позволяет наносить удары по земным целям, включая танки и скопление пехоты, в целях защиты крупных населенных пунктов. Кроме того, резолюция не исключает и возможность наносить ракетно-бомбовые удары по объектам, где может находиться Муамар Каддафи.

31 марта руководство операцией в Ливии перешло к представителям командования НАТО. Целью операции Североатлантического альянса, получившей название «Объединенный защитник», является обеспечение эмбарго на поставки оружия, бесполетной зоны и мер по защите гражданского населения.

Анализируя вопросы безопасности Средиземноморского региона, исследователи дают достаточно широкий спектр объяснений и высказывают предположения о подлинных причинах как вмешательства западных государств в кризисные ситуации, так и самих кризисов в странах Юга Средиземноморья.

Как указывает Н.А. Ковальский, потребность ЕС включить в спектр своей деятельности Средиземноморское направление обусловлена рядом причин как объективного, так и субъективного характера.

К числу объективных причин следует отнести, прежде всего, географическое и связанное с этим геополитическое положение Средиземноморья. В Средиземноморском регионе традиционно сфокусированы сложнейшие проблемы европейской и мировой политики и экономики. К ним относятся геополитические аспекты региональной безопасности, а также ее экономическое, социальное и экологическое измерения.

Перед западными странами достаточно давно стоит проблема, касающаяся необходимости устранения дестабилизирующих вызовов, обеспечения новых рынков, урегулирования экономических и иных противоречий с «третьими» средиземноморскими странами, прежде всего, Северной Африкой.

Поэтому нецелесообразно сосредоточивать внимание на нефтяном факторе. Речь идет о целом комплексе стимулов, побуждающих ЕС все больше внимания обращать на Средиземноморский регион.

Средиземноморская политика ЕС примерно с 50-х годов ХХ в. во многом обусловлена поиском новых форм взаимоотношений европейских держав со своими бывшими колониями. Европейско-средиземноморское сотрудничество отражено в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (Рим, 1957 г.) в виде «ассоциации с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию». В документе ясно просматривается роль ассоциации с теми странами и территориями, с которыми «особые отношения» поддерживают Франция и Италия.

 

Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность

 

Так, например, в Декларации о намерениях, которая являлась одним из приложений к Римскому договору, указывалось на наличие «экономических связей между Италией и Королевством Ливией». После сентябрьской революции 1969 г., свержения монархии и прихода к власти Каддафи отношения между ЕС и Ливией сильно обострились, и положения Декларации так и не были воплощены в жизнь.

Подходы НАТО и ЕС к межрегиональному измерению средиземноморской безопасности и перспективам ее обеспечения включают учет рисков и угроз для стран Запада, существующих в зонах нестабильности в средиземноморском регионе по осям север – юг, запад – восток.

В современный период эксперты обращают особое внимание на существование так называемой «дуги уязвимости» – конфликтообразующей полосы, протянувшейся через Средиземноморье, Черноморье, Северный Кавказ и Закавказье к Центральной и Средней Азии, характеризующейся наличием многочисленных точек напряженности, которая не может не влиять на европейскую безопасность.

Причины региональной нестабильности обычно относятся западными политиками к внутренним проблемам стран Средиземноморья – комплексу социальных, политических и экономических вопросов на уровне национальной безопасности, вызываемых изменениями в том или ином средиземноморском государстве.

Иной позиции, как считает В.М. Татаринцев, придерживаются страны Юга Средиземноморья. По мнению представителей этих стран, например Египта, угроза не является проблемой самого Средиземноморья, а исходит с Запада, имея физическое, экономическое и культурное измерения. Различия во взглядах стран-участниц на истоки угроз безопасности в регионе, по мнению исследователя, отразились на диалоге между участниками средиземноморского процесса в 90-е годы и продолжают создавать проблемы на современном этапе его развития.

Базовые основы политики в бассейне Средиземного моря ЕС были изложены в Маастрихтском договоре, вступившем в силу 1 января 1993 г.

Самой крупной акцией по продвижению ЕС в Средиземноморском регионе стала Евро-Средиземноморская конференция в Барселоне (27–28 ноября 1996 г.), на которой была принята Декларация, подписанная министрами иностранных дел 27 государств, в том числе 12 неевропейских средиземноморских («третьих») государств, после чего входящие страны стали именоваться «евро-средиземноморским партнерством». Разделы Декларации охватывали политику и безопасность, экономику и финансы, социальные и гуманитарные проблемы. Декларация явилась одновременно рабочей программой для реализации впечатляющих грандиозных проектов, главным из которых являлось создание в Средиземноморье к 2010 г. зоны свободной торговли.

 

Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность

 

Евро-Средиземноморское сотрудничество столкнулось с реальными трудностями. При разработке и обсуждении Хартии мира на второй Евро-Средиземноморской конференции (Мальта, 1996 г.) возникли сложности, вызванные конфронтационными отношениями между государствами-участниками (Турция – Греция, Израиль – Палестина, арабские страны – Израиль). В сфере экономики арабские страны выражали в резкой форме недовольство тем, как развивается Евро-Средиземноморское сотрудничество, обвинив ЕС в эгоизме и медленных темпах реализации мер, согласованных в Барселоне.

 

Продолжение...

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*