Вступление Швейцарии в Шенгенскую зону в контексте общеевропейского интеграционного процесса
Подписание Шенгенских соглашений и сформированная ими Шенгенская зона явились одним из наиболее мощных факторов в развитии интеграционных процессов на территории Европейского союза и на европейском пространстве в целом. Формирование Шенгенской зоны относится к 1985 году, когда было подписано Соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах ряда европейских стран. При этом на сегодня зоны Европейского союза и Шенгенской зоны не являются идентичными. Швейцария является тем государством, которое территориально располагается в центре Европы, не имея членства в Европейском союзе, не входя в Шенгенскую зону.

Понятия «Шенгенские соглашения», «Шенгенские достижения», «Шенгенские договоренности», «Шенгенские правила» по сути своей идентичны и взаимозаменяемы. В отдельном Приложении к Протоколу об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза четко определено, что под этими «достижениями» понимаются: «1) Соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах этих стран, подписанное в Шенгене 14 июня 1985 г. правительствами государств экономического союза Бенилюкса, Федеративной Республики Германии и Французской Республики; 2) Конвенция о применении Соглашения о постепенной отмене контроля на общих границах, подписанного в Шенгене 14 июня 1985 г., с прилагающимися Заключительным актом и общими декларациями, подписанная в Шенгене 19 июня 1990 г. Королевством Бельгии, Федеративной Республикой Германии, Французской Республикой, Великим Герцогством Люксембург и Королевством Нидерландов; 3) Протоколы и Соглашения о присоединении к Соглашению 1985 г. и к Конвенции 1990 г. о применении подписаны: Италией (в Париже, 27 ноября 1990 г.), Испанией и Португалией (в Бонне, 25 июня 1991 г.), Грецией (в Мадриде, 6 ноября 1992 г.), Австрией (в Брюсселе, 28 апреля 1995 г.), Данией, Финляндией и Швецией (в Люксембурге, 19 декабря 1996 г.), с прилагающимися Заключительными актами и декларациями; 4) Решения и декларации, принятые Исполнительным комитетом, учрежденным в соответствии с Конвенцией 1990 г., а также акты, принятые во исполнение Конвенции органами, наделенными Исполнительным комитетом правом принятия решений».
Первое Шенгенское соглашение было заключено в городе Шенген (расположенном в Великом Герцогстве Люксембург) 14 июня 1985 г. следующими государствами: Федеративной Республикой Германией, Французской Республикой, Королевством Нидерланды, Королевством Бельгия и Великим Герцогством Люксембург. Основной целью данного документа явилась поэтапная отмена контроля на общих границах стран-участниц и перенесение данного контроля на внешние границы общей зоны, что служило дальнейшему укреплению связей между отдельными государствами - членами Европейских сообществ.
МПК открылась 29 марта 1996 г. в Турине - ей поручили разработать текст нового учредительного акта, чтобы усовершенствовать структуру Европейского союза и решить все оставшиеся спорные проблемы.
Первое Шенгенское соглашение было заключено в городе Шенген (расположенном в Великом Герцогстве Люксембург) 14 июня 1985 г. следующими государствами: Федеративной Республикой Германией, Французской Республикой, Королевством Нидерланды, Королевством Бельгия и Великим Герцогством Люксембург. Основной целью данного документа явилась поэтапная отмена контроля на общих границах стран-участниц и перенесение данного контроля на внешние границы общей зоны, что служило дальнейшему укреплению связей между отдельными государствами - членами Европейских сообществ.
МПК открылась 29 марта 1996 г. в Турине - ей поручили разработать текст нового учредительного акта, чтобы усовершенствовать структуру Европейского союза и решить все оставшиеся спорные проблемы.
Открыли конференцию главы государств и правительств, однако основная работа выпала на долю министров иностранных дел, других высших правительственных чиновников, а также их заместителей и советников. Особенно трудной и важной задачей оказалась реформа институтов ЕС в связи с предстоящим существенным расширением его состава. В частности, на конференции так и не удалось договориться о радикальной реформе Комиссии и Совета.
И все же на сессии Европейского совета, состоявшейся в июне 1997 г. в Амстердаме, проект нового Договора был в целом одобрен. По-требовалось немного времени для тщательного редактирования, и вскоре документ был готов к подписанию, которое состоялось 2 октября в Амстердаме. Процесс ратификации прошел успешно во всех странах - членах ЕС .
Амстердамский договор вступил в силу 1 мая 1999 г. В Преамбулу (и основной текст) были внесены положения о создании в рамках Союза «пространства свободы, безопасности и законности». Решения, принимаемые институтами ЕС, отныне должны были отличаться большей открытостью и близостью к нуждам и потребностям граждан стран-членов. Устанавливалось и особое «гражданство Союза». Договор несколько расширил участие Комиссии в осуществлении конкретных внешнеполитических решений, а также изменил функции и полномочия Генерального секретаря Совета.
Первыми странами Шенгенской зоны, не являющимися членами Европейского союза, стали Норвегия и Исландия. Основываясь на Соглашении, подписанном 19 декабря 1996 г. в Люксембурге, данные скандинавские государства получили возможность участия в Шенгенских достижениях и сумели сохранить свои особые отношения с Данией, Швецией и Финляндией в рамках Северного совета. Норвегия и Исландия получили статус ассоциированных членов Шенгенской группы и вошли в Шенгенскую зону в марте 2001 г. Важно отметить, что и Норвегия, и Исландия являются также членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Европейского экономического пространства (ЕЭП).
И все же на сессии Европейского совета, состоявшейся в июне 1997 г. в Амстердаме, проект нового Договора был в целом одобрен. По-требовалось немного времени для тщательного редактирования, и вскоре документ был готов к подписанию, которое состоялось 2 октября в Амстердаме. Процесс ратификации прошел успешно во всех странах - членах ЕС .
Амстердамский договор вступил в силу 1 мая 1999 г. В Преамбулу (и основной текст) были внесены положения о создании в рамках Союза «пространства свободы, безопасности и законности». Решения, принимаемые институтами ЕС, отныне должны были отличаться большей открытостью и близостью к нуждам и потребностям граждан стран-членов. Устанавливалось и особое «гражданство Союза». Договор несколько расширил участие Комиссии в осуществлении конкретных внешнеполитических решений, а также изменил функции и полномочия Генерального секретаря Совета.
Первыми странами Шенгенской зоны, не являющимися членами Европейского союза, стали Норвегия и Исландия. Основываясь на Соглашении, подписанном 19 декабря 1996 г. в Люксембурге, данные скандинавские государства получили возможность участия в Шенгенских достижениях и сумели сохранить свои особые отношения с Данией, Швецией и Финляндией в рамках Северного совета. Норвегия и Исландия получили статус ассоциированных членов Шенгенской группы и вошли в Шенгенскую зону в марте 2001 г. Важно отметить, что и Норвегия, и Исландия являются также членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Европейского экономического пространства (ЕЭП).

Тот факт, что Швейцария не присоединилась к Шенгенским соглашениям, частично объясняется значением швейцарской банковской системы для международных финансовых операций (хотя стандарты таможенных и полицейских служб данной страны являются очень высокими, а Швейцария в своей визовой политике во многом уже ориентируется на шенгенские требования). Швейцарией был подписан целый ряд документов, позволяющих включить ее в европейскую систему безопасности . С некоторыми участниками Шенгена были заключены двусторонние соглашения о координации действий и сотрудничестве правоохранительных органов: с Францией - Соглашение о трансграничном сотрудничестве полицейских органов двух стран, с Италией - Соглашение о депортации нелегально въехавших лиц, о сотрудничестве полицейских и таможенных органов, о правовой помощи по уголовным делам.
Новым шагом в сближении Швейцарии с Шенгеном стало принятое Федеральным советом Швейцарии решение о въезде в Швейцарию с 1 августа 2000 года граждан Таиланда, Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ по имеющимся у них шенгенским визам; также был разрешен безвизовый въезд в Швейцарию иностранных граждан, имеющих постоянный вид на жительство в странах-членах ЕС, ЕАСТ, США, Канаде, Андорре, Монако и Сан-Марино.
Новым шагом в сближении Швейцарии с Шенгеном стало принятое Федеральным советом Швейцарии решение о въезде в Швейцарию с 1 августа 2000 года граждан Таиланда, Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ по имеющимся у них шенгенским визам; также был разрешен безвизовый въезд в Швейцарию иностранных граждан, имеющих постоянный вид на жительство в странах-членах ЕС, ЕАСТ, США, Канаде, Андорре, Монако и Сан-Марино.

В мае 2004 г. ЕС предоставил Швейцарии так называемый «открытый переходный период» в области правового сотрудничества, чтобы по истечении его страна могла войти в Шенгенскую зону. 26 октября того же года в Люксембурге было подписано соответствующее соглашение, которое вступило в силу 1 апреля 2006 г., а также Протокол о расширении Соглашения о свободном движении лиц. Данные документы были вынесены в Швейцарии на общенародные референдумы. Инкорпорация Шенгенских достижений стала важным этапом в развитии европейского права, в углублении сотрудничества между государствами Европейского союза. Расширение Шенгенской зоны за счет государств ЕАСТ способствует дальнейшей общеевропейской интеграции (в целом) и, в частности, построению единого европейского правового пространства. Швейцария, ближайший сосед Европейского союза, является его вторым по важности торговым партнером (сразу после США, но перед Китаем). Около миллиона граждан ЕС живет и работает в Швейцарии, еще больше - регулярно пересекает ее границы. Вхождение Швейцарии в Шенгенскую зону в конце 2008 г. должно существенно упростить их жизнь. А сама Швейцария с данным шагом, мы надеемся, окончательно перестанет быть «черной дырой» на карте единой Европы. Таким образом, происходит сближение стран Европы, включая те страны, которые не являются членами ЕС, на основе унификации визовой политики, усиления сотрудничества стран по вопросам, относящимся ко второй и третьей «опорам», а также снижения и постепенной отмены контроля на общих внутренних границах, и перенесения его на внешние.
Комментарии
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ