Сравнительная характеристика уровня и динамики социально-экономического развития Калининградской области и приграничных территорий (Польша, Литва)

Для Калининградской области как для эксклавного региона особое значение имеет сравнение ее по основным социально-экономическим параметрам с территориями соседних государств. Во многих работах одной из важнейших целей социально-экономического развития региона ставится как минимум достижение основных подушевых показателей соседних государств (а еще лучше достижение более высокого уровня). Такое внимание к соседям мотивируется тем, что калининградцы, будучи оторванными от основной части России, сверяют свой уровень жизни не со Смоленской или Псковской областями, а с соседними иностранными государствами. Тем более, что многие калининградцы бывают за границей и могут видеть, как живут соседи.
Понятно, что сравнение уровня развития и жизни Калининградской области с Германией, Швецией или Данией имеет скорее теоретическое значение. Это высокоразвитые государства, для достижения даже сегодняшнего уровня их развития и России, и ее Калининградской области придется трудиться многие десятилетия. Другое дело соседние государства с переходной экономикой, Польша и Литва.

 

Разрыв между ними и нашей областью не столь велик, и достижение уровня развития этих стран является хоть и сложной, но посильной и не столь долго решаемой задачей, как в случае с развитыми странами региона Балтийского моря. К тому же, по мнению ряда экономистов, Россия в какой-то мере повторяет путь экономического развития Польши, но с отставанием на несколько лет. Поэтому показатели польских (и литовских) соседей могут служить своего рода ориентирами.
Сравнительные оценки уровня развития Калининградской области и соседних стран Польши и Литвы сильно отличаются у разных авторов. Так, если Н. Смородинская приводит данные, на основании которых душевой ВРП в Калининградской области в 2000 г. составил 61 % от уровня ВВП Литвы, то оценка И. Самсона, И. Елисеевой, с учетом теневого сектора, иная: «Среднедушевой ВРП Калининграда может достигать 95 % литовского ВРП» .
Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (с учетом того, что в Российской Федерации темпы роста ВВП выше, чем в странах Прибалтики, в Польше и странах ЕС).
Приступая к сравнениям, надо учесть, что сравнивать Калининградскую область, один из субъектов Российской Федерации, с государствами Польшей и Литвой методологически неправильно. Мы полагаем более репрезентативным сравнение области с соседними регионами этих государств, хотя в этом случае возникает значительно больше проблем с получением статистической информации. Для сравнения нами были выбраны граничащие с Калининградской областью России Поморское и Варминско Мазурское воеводства Республики Польша и Клайпедский уезд Литовской Республики. При этом в ряде случаев из-за нехватки необходимой информации мы иногда все же были вынуждены использовать показатели Литвы и Польши в целом.

 

Прежде чем непосредственно перейти к сравнениям указанных регионов по социально-экономическим показателям, отметим одно важное обстоятельство. В своей работе мы вынуждены опираться на официальные данные Калининградского областного комитета государственной статистики. Но существует немало сомнений в полноте приводимой им информации. И дело даже не в пресловутой «теневой» экономике, которая, естественно, не учитывается официальной статистикой. Похоже, что, к сожалению, калининградская статистика, как и Госкомстат России, продолжает работать по старинке и не может или не успевает фиксировать многие социально-экономические процессы и явления в регионе. Приведем только один пример. Так, по официальной статистике, около сотни мебельных производств, работающих в области, произвели вместе 516 кроватей и 1887 шкафов (2002 г.). Если сопоставить эти цифры с числом предприятий, то придется констатировать, что отрасль находится на грани вымирания (что далеко не так). Таким образом, к цифрам по Калининградской области следует относиться с особой осторожностью, так они, во-первых, не включают в себя показатели достаточно широко распространенного «теневого» сектора, и, во-вторых, в силу несовершенства статистического учета охватывают далеко не всю официальную экономику (особенно малый и средний бизнес).
Обычно в качестве главного показателя при сравнении уровня развития территорий используется валовой внутренний (ВВП) или, в случае с регионами, валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на душу населения. При всех хорошо известных ограничениях и недостатках
ВВП/ВРП этот показатель все же дает возможность сравнить территории по уровню экономического развития. При этом наиболее представительным, по нашему мнению, этот показатель становится тогда, когда он рассчитан по паритету покупательной способности валют (ППС), а не по официальному обменному курсу, так как в первом случае учитывается разница цен в странах.
Таким образом, ВРП Калининградской области в расчете на душу населения по ППС в 2002 г. составлял, по нашей оценке, более 90 % от уровня Варминско-Мазурского воеводства и около 2/3 от уровня Поморского воеводства и Клайпедского уезда. С учетом же теневого сектора разрыв, очевидно, еще меньше. В связи с этим можно согласиться с мнением профессора Ивана Самсона из университета Пьера Мендеса Франса (Гренобль), который считает, что Калининградская область не имеет значительной разницы в развитии с Литвой и Северо-восточной Польшей. По его оценке, реальный уровень развития Калининграда составляет 75 % от Литвы и Польши.
Калининградская область превосходит и Польшу, и Литву по душевому потреблению электроэнергии. Это в какой-то мере связано с тем, что в нашей области, как и в России в целом, недостаточно развиты энергосберегающие технологии. Но, с другой стороны, в ней нет энергоемких производств, достаточно широко распространенных в Литве и Польше. Поэтому, если исходить из данного показателя, то уровень развития Калининградской области РФ и соседних государств вполне сопоставим.
В то же время, по официальным данным, Калининградская область существенно уступает Польше и (в меньшей мере) Литве по размерам средней (начисленной) заработной платы. В сопоставлении с показателями уровня жизни (скажем, подушевого потребления товаров и услуг) это говорит о том, что значительную часть доходов населения области составляют нигде не регистрируемые пресловутые «зарплаты в конвертах».
Разумеется, следует учитывать и разницу в подоходном налоге, ценах и, следовательно, в покупательной способности доллара в рассматриваемых странах.
О более высоком, чем официально фиксируемый, уровне жизни в Калининградской области свидетельствует такой показатель, как число легковых автомобилей в расчете на душу населения. Область превосходит по этому показателю Варминско-Мазурское воеводство и уступает остальным регионам не столь значительно, как этого можно бы было ожидать, исходя из уровня заработной платы. Аналогичный вывод можно сделать и из числа абонентов мобильной сотовой связи.
Говоря о социальнодемографических показателях, прежде всего следует отметить, что демографический кризис принял в Калининградской области куда более острые формы, чем в исследуемых регионах соседних стран. При этом если по уровню рождаемости область несколько превосходит Клайпедский уезд, то показатель смертности превышает аналогичные показатели соседей в 1,5 2,2 раза. Отсюда и огромная естественная убыль, более чем в 3 раза превышающая убыль населения Клайпедского населения. В то же время надо иметь в виду, что Калининградская область покинула малопочетное первое место по числу ВИЧ-инфицированных в России. Сократилось и число вновь регистрируемых случаев заражения.
При сложном положении со здоровьем населения Калининградская область формально опережает или близка к соседним странам по ряду душевых показателей развития здравоохранения. Таким образом, проблема заключается не столько в числе врачей или больничных коек, сколько в качестве здравоохранения.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*