Слияния и поглощения как инструмент конкурентной борьбы ТНК: опыт Германии
В 1998 году гигант автомобильной индустрии немецкая компания "Даймлер- Бенц" объявила об осуществлении сделки, признанной экспертами крупнейшей в финансовой истории Германии; в сентябре того же года ее акционеры подавляющим большинством одобрили слияние с американской "Крайслер" (чьи акционеры также поддержали сделку). Стоимость вновь образованной компании оценивалась в 92 млрд. долл., ежегодные продажи планировались на уровне 130 млрд. долл., или 4,4 миллиона автомобилей.
Несмотря на то, что в результате объединения в руках "Даймлер" сосредоточилось 57% акций компании, созданная корпорация все же стала носить название "Даймлер Крайслер", а сделка, образовавшая ее, признавалась "слиянием интересов".
Напомним, что "Крайслер" на тот момент являлся третьим по величине американским автопроизводителем, компания насчитывала 94300 занятых, и на нее приходилось 1 6% продаж автомобилей в США, что уступало лишь результатам "Дженерал Моторс" и "Форд", 31% и 24% соответственно. "Крайслер" специализировался на производстве спортивных и недорогих автомобилей, что позволило "Даймлер-Бенц" существенно диверсифицировать производство и охватить более широкий спектр рынка. Ранее немецкий производитель, в особенности "Мерседес", дочерняя фирма концерна, контролировал значительную часть противоположного рыночного сегмента - дорогостоящих автомобилей класса люкс, и слияние также должно было обеспечить распределение издержек на производство сложной электроники, которой оснащались данные автомобили.
Кроме того, осуществление трансграничной сделки позволяло "Крайслер" увеличить свое присутствие в Европе, чему ранее препятствовали его более мощные конкуренты из США, а также соперники из Японии и Европы. "Даймлер" же, в свою очередь, намеревался реализовать амбиции на американском рынке.
Для успешного бизнесмена время становится главной его валютой, поэтому многие состоятельные руководители всё чаще переходят на бизнес авиацию. Теперь аренда самолета можно выполнить через интернет для этого достаточно перейти на сайт
Однако все ли сложилось так безоблачно, как планировалось? По мнению многих специалистов, "мания слияний" - "merger mania" -обернулась настоящим бедствием для многих крупнейших автомобильных корпораций, таких как "Дженерал Моторс" (понесший огромные потери в результате неудачного альянса с итальянским "Фиат"); не стал исключением и концерн "Даймлер Крайслер". По словам журнала "Экономист" (The Economist), "понадобились годы, чтобы привести "Крайслер" в надлежащую форму, сократить излишние мощности и оживить брэнд новыми продуктами, с тем, чтобы вновь сделать эту марку прибыльной". В то же время это отвлекло внимание менеджмента "Даймлер" от внутренних проблем компании, в результате чего произошло снижение качества продукции "Мерседес", уступившего свое долгое время незыблемое превосходство заклятому конкуренту "БМВ". По признанию некоторых экспертов, опубликованному журналом "Бизнес Уик", совершенная трансакция стала "колоссальной ошибкой".
С начала 2000-х гг. "Даймлер Крайслер" демонстрировал спад по всем экономическим показателям, и если сокращение численности занятых - в основном за счет американских подразделений - было запланировано (в 1999 г. она составляла 466,9 тыс. человек, в 2002 г. упала до 365,6 тыс. человек), то ухудшение финансовых результатов никак не входило в планы концерна. В 2001 г. операционная прибыль компании и чистый доход достигли отрицательного значения (-1,32 и -0.66 млрд. евро соответственно), что повлекло за собой сокращение суммы дивидендов, падение стоимости акций более чем в 2 раза и существенное уменьшение затрат на НИОКР.
Основной причиной подобных неутешительных результатов стали огромные затраты (около 40 млрд. долл.) на проведение реорганизации американской части вновь образовавшегося концерна - "Крайслер", которая осуществлялась в условиях спада в экономике США. В 2001 году, после более чем десятилетнего устойчивого экономического роста, наблюдался циклический спад производства. В третьем квартале 2001 г. падение ВВП составило 1,3%, объем инвестиций сократился более чем на 20%, безработица достигла уровня 5,8%. Дополнительным затруднением успешной трансформации концерна стало усиление позиции японских ТНК, что обострило конкуренцию и потребовало увеличения затрат на всевозможные рекламные компании.
Кроме того, нельзя не отметить существенные препятствия в адаптации корпоративных культур американской и германской компании, среди которых можно отметить различия систем компенсаций и оплаты труда сотрудников руководящего звена, общего стиля управления, иерархии компаний, правил регулирования финансовых вопросов. Подобные диссонансы выливаются в так называемые "интеграционные неврозы", отнюдь не способствующие благополучному завершению сделки СиП. Однако невнимание руководства компании к наличию подобных "неврозов" и, отсюда, недостаточные усилия к их преодолению способны лишь в большей степени усугубить ситуацию. Сопротивление переменам и изменению привычного течения дел, свойственного человеческой психологии, крайне пагубно сказывается на экономической результативности компаний. Так, генеральный директор "Даймлер-Бенц" Ю. Шремп упорно отказывался признать необходимость взаимопроникновения корпоративных культур и изучения особенностей деловой практики "Крайслер", позиционируя компанию лишь как "подразделение" немецкого концерна.
В результате планы Ю. Шремпа объединить стандарты класса люкс и продукции для массового потребителя, его попытка выдать очевидное поглощение за "слияние равных", потеря эффективной команды американской части компании - это те самые непродуманность стратегии, чересчур оптимистичная оценка перспектив, непомерные амбиции и несовместимость культур, которые рассматривались ранее как основные опасности для сделок СиП.
В итоге, ожидания, возложенные на слияние, не оправдали себя: акции "Даймлеер Крайслер" оцениваются на рынке ниже, чем стоили акции одной компании "Даймлер-Бенц" до осуществления сделки. Если в 1998 г. акции "Даймлер Крайслер" оценивались в 47 млрд. долларов, то уже спустя 5 лет эта сумма сократилась до 38 млрд. К концу
2004 года количество занятых в компании составило 84375, выручка всего 67 млрд. долл., а продажи в конце 2005 года насчитывали 2,83 миллиона автомобилей. Летом
2005 г. идеолог этого проекта Ю. Шремп был лишен директорского кресла решением акционеров компании. Тем не менее, Д. Цетше, занявший его место, в том же году вынужден был сократить 8,5 тысяч сотрудников в немецком филиале дочерней компании "Мерседес", что было продиктовано неудовлетворительными финансовыми показателями - операционная прибыль по итогам второго квартала составила 1 2 млн. евро, сократившись на 98% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.
Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что концерны Германии, несмотря на присущие им отраслевые и структурные особенности, как и корпорации других стран, в стремлении к укреплению своих позиций и завоеванию новых рубежей используют различные инструменты конкурентной борьбы, в том числе механизмы слияния и поглощения. Как показывают рассмотренные примеры деловой практики, отнюдь не все подобные попытки обречены на успех. Немецкие корпорации переживают все хрестоматийные трудности, подчас усугубленные национальными особенностями, и порой не в состоянии с ними справиться. Тем нее менее, непростая ситуация в экономике ФРГ, развивающиеся процессы европейской регионализации и мировой глобализации, порождающие новых лидеров, обладающих принципиально новыми конкурентными преимуществами, заставляют гигантов Старого Света идти на риск.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ