Слияния и поглощения как инструмент конкурентной борьбы ТНК: опыт Германии

В 1998 году гигант автомобильной индустрии немецкая компания "Даймлер- Бенц" объявила об осуществлении сделки, признанной экспертами крупнейшей в фи­нансовой истории Германии; в сентябре того же года ее акционеры подавляющим боль­шинством одобрили слияние с американской "Крайслер" (чьи акционеры также поддержа­ли сделку). Стоимость вновь образованной компании оценивалась в 92 млрд. долл., еже­годные продажи планировались на уровне 130 млрд. долл., или 4,4 миллиона автомо­билей.
Несмотря на то, что в результате объе­динения в руках "Даймлер" сосредоточилось 57% акций компании, созданная корпорация все же стала носить название "Даймлер К­райслер", а сделка, образовавшая ее, при­знавалась "слиянием интересов".

Сделка позволила компании занять место третьего по величине в мире произво­дителя автомобилей, уступив лишь "Дженерал Моторс" и "Форд". Численность занятых "Даймлер Крайслер" составило 480 тысяч человек, и по заверению обоих менеджеров компании (немецкого и американского), они не планировали существенного сокращения рабочих мест, поскольку основной целью объединения видели не моментальное при­умножение доходов, а углубление кооперации в направлении разработки новых продуктов и технологий.

Напомним, что "Крайслер" на тот мо­мент являлся третьим по величине амери­канским автопроизводителем, компания на­считывала 94300 занятых, и на нее прихо­дилось 1 6% продаж автомобилей в США, что уступало лишь результатам "Дженерал Мо­торс" и "Форд", 31% и 24% соответственно. "Крайслер" специализировался на производ­стве спортивных и недорогих автомобилей, что позволило "Даймлер-Бенц" существенно диверсифицировать производство и охватить более широкий спектр рынка. Ранее немец­кий производитель, в особенности "Мерсе­дес", дочерняя фирма концерна, контролиро­вал значительную часть противоположного рыночного сегмента - дорогостоящих авто­мобилей класса люкс, и слияние также дол­жно было обеспечить распределение издер­жек на производство сложной электроники, которой оснащались данные автомобили.
Кроме того, осуществление трансгра­ничной сделки позволяло "Крайслер" увели­чить свое присутствие в Европе, чему ранее препятствовали его более мощные конкурен­ты из США, а также соперники из Японии и Европы. "Даймлер" же, в свою очередь, на­меревался реализовать амбиции на амери­канском рынке.

Для успешного бизнесмена время становится главной его валютой, поэтому многие состоятельные руководители всё чаще переходят на бизнес авиацию. Теперь аренда самолета можно выполнить через интернет для этого достаточно перейти на сайт https://www.eastunion.ru/vipchart/renting/ компании «ИстЮнион».
Однако все ли сложилось так безоб­лачно, как планировалось? По мнению мно­гих специалистов, "мания слияний" - "merger mania" -обернулась настоящим бедствием для многих крупнейших автомобильных кор­пораций, таких как "Дженерал Моторс" (понесший огромные потери в результате не­удачного альянса с итальянским "Фиат"); не стал исключением и концерн "Даймлер К­райслер". По словам журнала "Экономист" (The Economist), "понадобились годы, что­бы привести "Крайслер" в надлежащую форму, сократить излишние мощности и оживить брэнд новыми продуктами, с тем, чтобы вновь сделать эту марку прибыль­ной". В то же время это отвлекло внима­ние менеджмента "Даймлер" от внутренних проблем компании, в результате чего про­изошло снижение качества продукции "Мерседес", уступившего свое долгое вре­мя незыблемое превосходство заклятому конкуренту "БМВ". По признанию некоторых экспертов, опубликованному журналом "Бизнес Уик", совершенная трансакция стала "колоссальной ошибкой".

Начиная с 1999 г. в "Даймлер Крайс­лер" наблюдался постоянный спад объемов производства. Своего пика кризис достиг в 2002 г., когда было выпущено на 400 тысяч легковых автомобилей меньше, чем в 2001 г., что вернуло компанию к показателям 1 999 г. В 2000-2001 гг. также сократилось про­изводство автобусов (в 2,81 раза) и тяжелых грузовиков (в 1,7 раза). Впрочем, подобные тенденции в данных сегментах на тот период были характерны для многих автомобильных ТНК, что явилось следствием финансового кризиса конца 90 годов.
С начала 2000-х гг. "Даймлер Край­слер" демонстрировал спад по всем эконо­мическим показателям, и если сокращение численности занятых - в основном за счет американских подразделений - было запла­нировано (в 1999 г. она составляла 466,9 тыс. человек, в 2002 г. упала до 365,6 тыс. человек), то ухудшение финансовых резуль­татов никак не входило в планы концерна. В 2001 г. операционная прибыль компании и чистый доход достигли отрицательного зна­чения (-1,32 и -0.66 млрд. евро соответ­ственно), что повлекло за собой сокращение суммы дивидендов, падение стоимости ак­ций более чем в 2 раза и существенное уменьшение затрат на НИОКР.
Основной причиной подобных неуте­шительных результатов стали огромные зат­раты (около 40 млрд. долл.) на проведение реорганизации американской части вновь образовавшегося концерна - "Крайслер", ко­торая осуществлялась в условиях спада в эко­номике США. В 2001 году, после более чем десятилетнего устойчивого экономического роста, наблюдался циклический спад произ­водства. В третьем квартале 2001 г. падение ВВП составило 1,3%, объем инвестиций со­кратился более чем на 20%, безработица до­стигла уровня 5,8%. Дополнительным зат­руднением успешной трансформации кон­церна стало усиление позиции японских ТНК, что обострило конкуренцию и потребовало увеличения затрат на всевозможные реклам­ные компании.
Кроме того, нельзя не отметить суще­ственные препятствия в адаптации корпора­тивных культур американской и германской компании, среди которых можно отметить различия систем компенсаций и оплаты тру­да сотрудников руководящего звена, общего стиля управления, иерархии компаний, пра­вил регулирования финансовых вопросов. Подобные диссонансы выливаются в так на­зываемые "интеграционные неврозы", от­нюдь не способствующие благополучному за­вершению сделки СиП. Однако невнимание руководства компании к наличию подобных "неврозов" и, отсюда, недостаточные усилия к их преодолению способны лишь в большей степени усугубить ситуацию. Сопротивление переменам и изменению привычного течения дел, свойственного человеческой психологии, крайне пагубно сказывается на экономичес­кой результативности компаний. Так, гене­ральный директор "Даймлер-Бенц" Ю. Шремп упорно отказывался признать необ­ходимость взаимопроникновения корпора­тивных культур и изучения особенностей де­ловой практики "Крайслер", позиционируя компанию лишь как "подразделение" немец­кого концерна.

Слияния и поглощения как инструмент конкурентной борьбы ТНК: опыт Германии

В результате планы Ю. Шремпа объе­динить стандарты класса люкс и продукции для массового потребителя, его попытка вы­дать очевидное поглощение за "слияние рав­ных", потеря эффективной команды амери­канской части компании - это те самые непродуманность стратегии, чересчур оптими­стичная оценка перспектив, непомерные ам­биции и несовместимость культур, которые рассматривались ранее как основные опас­ности для сделок СиП.
В итоге, ожидания, возложенные на слияние, не оправдали себя: акции "Дайм­леер Крайслер" оцениваются на рынке ниже, чем стоили акции одной компании "Дайм­лер-Бенц" до осуществления сделки. Если в 1998 г. акции "Даймлер Крайслер" оценива­лись в 47 млрд. долларов, то уже спустя 5 лет эта сумма сократилась до 38 млрд. К концу
2004 года количество занятых в компании составило 84375, выручка всего 67 млрд. долл., а продажи в конце 2005 года насчиты­вали 2,83 миллиона автомобилей. Летом
2005 г. идеолог этого проекта Ю. Шремп был лишен директорского кресла решением ак­ционеров компании. Тем не менее, Д. Цетше, занявший его место, в том же году вы­нужден был сократить 8,5 тысяч сотрудников в немецком филиале дочерней компании "Мерседес", что было продиктовано неудов­летворительными финансовыми показателя­ми - операционная прибыль по итогам вто­рого квартала составила 1 2 млн. евро, сокра­тившись на 98% по сравнению с аналогич­ным периодом 2004 г.
Подводя итог всему вышеизложенно­му, необходимо отметить, что концерны Гер­мании, несмотря на присущие им отрасле­вые и структурные особенности, как и кор­порации других стран, в стремлении к ук­реплению своих позиций и завоеванию но­вых рубежей используют различные инстру­менты конкурентной борьбы, в том числе ме­ханизмы слияния и поглощения. Как пока­зывают рассмотренные примеры деловой практики, отнюдь не все подобные попытки обречены на успех. Немецкие корпорации переживают все хрестоматийные трудности, подчас усугубленные национальными осо­бенностями, и порой не в состоянии с ними справиться. Тем нее менее, непростая ситу­ация в экономике ФРГ, развивающиеся про­цессы европейской регионализации и ми­ровой глобализации, порождающие новых лидеров, обладающих принципиально новы­ми конкурентными преимуществами, зас­тавляют гигантов Старого Света идти на риск.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*