Европейская интеграция - часть глобализационного процесса
Интеграция является естественным процессом, реакцией на натиск и ширящиеся международные угрозы, вызовы и проблемы. В таких условия более мелкие государства склонны интегрироваться с более крупными, отказываясь на разных уровнях от суверенитета, если с помощью центра они могут более эффективно модифицировать свои международные отношения и разыгрывать свои собственные дипломатические "партии". Можно предположить, что интегрированные европейские государства все меньше будут подчиняться указке из США и все больше будут стараться утвердить свой голос в "интегрированной семье". Но, пребывая в некоторой эйфории, мы забываем историческое правило, что и в новом интеграционном объединении эгоизм сильных государств может оказаться непреодолимым, а маленькие государства и здесь будут играть вторую скрипку, так как в условиях неолиберальной демократии и неолиберального рынка решающая роль, в конечном итоге, принадлежит богатству и силе.
Крупные западноевропейские государства уже вскоре после второй мировой войны решили объединить свои экономические усилия для преодоления отставания от США и для предотвращения кризисов, и поэтому с распадом биполярного мира полностью сосредоточились на воплощении в жизнь уникального проекта европейской интеграции.
Россия в тот момент настолько ослабла в военном, экономическом и территориальном отношении, что превратилась в государство третьего эшелона, в то время как США, наоборот, получили исключительное положение, благодаря которому в военных действиях они уже не должны были оглядываться на европейских партнеров. США ускорили всемирный глобализационный процесс, в котором и крупные европейские государства должны были играть лишь "вторую скрипку" в американском концерте. Таким образом, европейская интеграция стала совершенно объективной потребностью для ликвидации внутриконтинентальных споров и, одновременно, для поиска равноправного партнерства с остальными державами, особенно с США и Россией.
Как кажется, только ЕС является интеграционным объединением с большим количеством элементов, характерных для федерации и конфедерации, хотя еще достаточно долго в его рамках будут действовать урезанные суверенные национальные государства. Евросоюз уже сейчас начинает играть более активную роль в мировой экономике и политике и будет стремиться повысить свое влияние в рамках Североатлантического альянса. Но, как показывают существующие столкновения точек зрения на важные международные проблемы, ЕС по-прежнему остается скорее неким конгломератом интересов, нежели единым целым, и еще долгое время ведущая роль в нем будет принадлежать сильнейшим (Германии, Франции и Великобритании, а в расширенной форме в этот список еще, может быть, стоит включить Италию и Испанию). Однако, вероятно, что глобальные проблемы вынудят ЕС к более эффективному рационализму с простой логикой "много - больше, чем один", и право голоса получат и прочие "меньшие" члены, что для Словакии открыло бы оптимистичные перспективы скорее в рамках ЕС, нежели вне его.
Евросоюз с самого начала стал обрастать не только обширной бюрократией с огромным и весьма затратным парламентом (включающим более 700 членов), непомерными операционными расходами, но и не вполне бескорыстными специалистами, которые в некоторых сферах, например, в сельском хозяйстве и энергетике, своими непрофессиональными советами и распоряжениями смогли натворить немало бед. Кажется, что высшие представители Евросоюза находятся больше под влиянием разного рода лоббистов, которые часто возносятся за счет денежных и искусственных "дел", чем занимаются реальными проблемами, и потому звучат закономерные сомнения не только в их профессионализме, но и в необходимой независимости от монополистического лобби.

Именно сейчас, когда над всем миром бушует ураган финансового кризиса и начинающейся экономической рецессии, Евросоюз принимает решение удвоить и без того слишком высокие зарплаты и бонусы депутатам, которые еще никак не заслужили их своими усилиями! Неизвестно ни об одном случае, чтобы хотя бы один из депутатов выступил против такого существенного "улучшения". При этом, однако, из-за французского вето не прошло предложение "храбрецов", предложивших ради экономии средств отказаться от второй резиденции Европарламента в Страсбурге, которая требует огромных затрат на аренду, командировочные "летающих депутатов" и их помощников. Кажется довольно ясным, что крупный капитал с самого начала поставил руководящий и административный аппарат ЕС в положение "сливок общества", чтобы обеспечить себе его расположение (если не прямое подчинение). Европейский парламент также расчленен на фракции, в которых заседают такие же депутаты с недостаточной профессиональной квалификацией, которые и в Европарламент принесли свои домашние политические распри и пререкания.
Насаждаемые концепции в общеевропейских органах власти играют на руку, прежде всего, крупным капиталистическим обществам. Однако, несмотря на упомянутые деформации, большинство словацких граждан под влиянием массированной пропаганды верят, что это единственно правильный путь к освобождению от примитивного национального и территориального изоляционизма, путь к объединению усилий на прогрессивный интеграционный процесс, на усовершенствование структуры и практической деятельности ЕС. Если рассыпающаяся европейская интеграция будет заниматься лишь копированием старых методов управления в пользу транснациональных монополий, то есть выступать только в качестве составной части огромного империалистического монстра глобализации, то вряд ли стоит ожидать наступления "светлого будущего" для европейского сообщества. Есть мнение, что "ЕС не стоит воспринимать как некий монолит, скорее, нужно понимать его как конгломерат, объединенный преходящими интересами". В таком случае, Евросоюз весьма далек от формирования единого общества, способного самостоятельно без помощи США или России развивать крупные общеевропейские проекты! В связи с волной глобализации, которая затопила весь мир, как и нынешний экономический кризис, полезно процитировать индонезийского автора М.Аджи Сурю, который в джакартском журнале в критической заметке описывает последствия неолиберальной демократии (опорной идеологии глобализации) в Индонезии (во многом это можно отнести и к Словакии).
В сущности, все СМИ, хотим мы того или нет, целый день предлагают нам отвратительные приправы к завтраку, обеду и ужину и даже на ночь, потому что куда бы я ни пошел, везде меня преследуют десятки электронных и сотни печатных СМИ, одинаково банально и страшно перевирающих реальность". Автор заканчивает свою заметку тем, что "открытая демократия превращается в "идиотократию", то есть в "чокнутую демократию", как тут недавно по телевизору высказался какой-то комик". Автор книги "Государство и международная система" характеризует результаты постсоциалистического перехода на полностью либеральную модель экономики на примере стран Центральной Европы.
Он пишет, что "их экономика после приватизации оказалась в сущности в руках иностранных групп (парадоксальным образом зачастую государственных); способ, каким осуществляются реформы, часто скрытым образом режиссируется экспертами МВФ и Всемирного банка и прочих институтов, состав правительства определяется не избирателями или местным раскладом политическим сил, но тем, как конкретный политик или политическая партия были приняты в Брюсселе или Вашингтоне, а законодательство внутри страны регулируется нормами права ЕС". Чешский политолог О.Крейчи пишет о том, что для этих стран утверждение о том, что крупные общественные области находятся не под контролем избранных народом представителей, верно дважды. Абсолютно явно мы можем видеть, как эти страны одна за другой теряют контроль над экономикой, социальной жизнью и свободой принимать решения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ