Факторы электоральной подвижности в странах Центральной и Восточной Европы
Одной из наиболее важных характеристик процесса парламентских партийных выборов в странах Центральной и Восточной Европы является высокий уровень электоральной подвижности. В данной статье автор исследует предпосылки возникновения высоких уровней электоральной подвижности на примере партийных систем Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии и Словении, а также роль партийного предложения как фактора элитного уровня, действие которого приводит к формированию высоких уровней электоральной подвижности.
Если говорить о теоретической важности феномена электоральной подвижности, то мы можем отметить, что подход к исследованию электоральной подвижности в определённом смысле является альтернативным по отношению к подходу с точки зрения расколов , соз-данному в 1967 г. Сеймуром Липсетом и Стейном Рокканом. Согласно подходу С. Липсета и С. Роккана, достаточно широкие и глубокие расколы общества по различным основаниям (классовым, расовым, религиозным и т. п.) предопределяют размер и качество национальных партийных систем. Расколы сопровождаются появлением устойчивых комплексов политических предпочтений, вокруг которых формируются европейские партии. Партийные системы также становятся стабильными, так как являются отражением общественных расколов на политическом уровне. Мы можем также выделить три причины, по которым эмпирическое исследование партийных систем стран Центральной и Восточной Европы (далее - ЦВЕ) с точки зрения электоральной подвижности является целесообразным:
1) относительно недавнее возникновение многопартийных систем в странах ЦВЕ и, вследствие этого, высокий уровень доступности эмпирических данных;
2) особенности партийных систем стран ЦВЕ: большая изменчивость в плане состава партий, частое появление новых партий. Например, Мэргит Тавитс отмечает, что «партийные системы в молодых демократиях необязательно "замораживаются" в результате появления стабильных паттернов
3) высокий уровень электоральной подвижности в партийных системах стран ЦВЕ.
Остановимся на третьем пункте подробнее. В 1997 г. Джек Биеласиак провёл измерение уровня электоральной подвижности в странах ЦВЕ. Согласно результатам данного измерения, «в период демократизации послевоенные страны Западной и Южной Европы продемонстрировали уровень электоральной подвижности, который в среднем составлял от 11 до 16% на протяжении нескольких избирательных кампаний, в то время как в формирующихся партийных системах стран Латинской Америки и ЦВЕ уровень электоральной подвижности в среднем составлял 28%». Мы также провели измерение уровня электоральной подвижности в странах ЦВЕ в период с 1990 по 2009 г. В качестве объектов исследования были выбраны 7 стран ЦВЕ: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия. В Болгарии в период с 1990 по 2009 г. было проведено 7 парламентских выборов, и средний уровень электоральной подвижности для данного периода составил 39,58%; в Венгрии в период с 1990 по 2006 г. было проведено 5 парламентских выборов, и средний уровень электоральной подвижности для данного периода составил 23,74; и, наконец, в Словении в период с 1990 по 2008 г. было проведено 6 парламентских выборов, и средний уровень электоральной подвижности составил 34,03%. Обобщённый средний уровень электоральной подвижности по 7 странам, таким образом, равен 44,87%. Как мы видим, и 18-19 лет спустя уровни электоральной подвижности в странах ЦВЕ являются достаточно высокими. Какие же факторы влияют на формирование высоких уровней электоральной подвижности?
В первую очередь, следует отметить особенности перехода от однопартийной системы к многопартийной системе в странах ЦВЕ. Д. Беласяк и М. Тавитс применяют к партийной системе стран ЦВЕ определение «электоральный рынок» (electoral marketplace). Если использовать в данном контексте экономическую терминологию, то существуют те, кто осуществляет предложение (supply), - партии и политические деятели, есть «товар» - политические программы, политический курс, а также существуют те, от кого исходит спрос (demand), - электорат.

Важным фактором являлась и роль партии как политического субъекта в странах ЦВЕ. Здесь важно отметить два аспекта - восприятие партии со стороны избирателей и положение партии в системе политических институтов государства. Отношение к партиям со стороны избирателей в странах ЦВЕ было неоднозначным. Корни такой ситуации следует искать в стратегии оппозиционных движений, активно действовавших в странах ЦВЕ в 1980-х гг.
Если говорить о партии как политическом институте в странах ЦВЕ, то партии в данных странах в начале 1990-х гг. характеризовались нестабильностью. С одной стороны, такое положение дел присуще всем относительно молодым демократиям, когда партии на начальных этапах формирования партийных систем ведут поиск эффективной формы партийной организации и вследствие этого подвержены расколам, непостоянству в коалиционной политике, таким партиям сложно сохранить стабильный членский состав. В качестве примеров нестабильности партийных систем стран ЦВЕ рассмотрим случаи Венгрии и Чехии, двух более стабильных партийных систем по сравнению с другими в данном регионе. В Парламенте Чехии на парламентских выборах 1992 г. 8 политических партий были избраны в Палату Депутатов. М. Тавитс провела эмпирическое исследование влияния данных факторов на электоральную подвижность в странах ЦВЕ. В качестве исследуемых факторов автор выбрала два экономических фактора (уровень валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции). Связь между уровнем ВВП и электоральной подвижностью оказалась значимой: подъём уровня ВВП на 1% связан с понижением уровня электоральной подвижности более чем на 1%. В начальный период демократического транзита подъём уровня инфляции на 1% связывался с увеличением уровня электоральной подвижности на 4%.
В исследовании М. Тавитс была выявлена статистически значимая взаимосвязь между возрастом демократии (демократической зрелостью) и электоральной подвижностью. В начале демократического транзита, уровень электоральной подвижности увеличивается в течение времени, но начинает снижаться вследствие того, что демократия имеет время на то, чтобы стать зрелой.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ