Право и государство Древней Греции

Греция — государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока. В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической и правовой науки, что обусловливает актуальность изучаемой темы. Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII—VI вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоявшие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Во 2м тысячелетии до н. э. греческие племена населили юг Балканского полуострова территорию Аттики, где впоследствии возникло Афинское государство. Союз четырех племен (ионийцы), населивших территорию Аттики во время переселения, получил малоплодородную область, омываемую морем. Земледелие было ограничено небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь условий и стала быстро разлагаться.
Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным землевладением, к имущественной дифференциации, постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов-батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин и народный вождь базилевс. Народное собрание оно и войско, базилевс и старейшины главным образом предводители. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Американский историк Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией. Период военной демократии это последний период первобытнообщинного строя.
Географические условия стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью. Следствием этого и одновременно важным этапом в процессе образования государства в Аттике были реформы, связываемые по традиции с именем Тесея. Приписываемые ему реформы результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся в 8 веке до н.э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ.
В 8 столетии до н. э. в Аттике вырос (вокруг древнейшей крепости) город, которому предстояло стать величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в часть богини покровительницы Афинами. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам.
В результате реформ афинское общество было разложено на три социальные группы: родовую знать — эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того, значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления делами. За ними сохранилось только право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.
Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, —территориальное деление населения. В 7 веке до н.э. страна была разделена на округа навкратии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным должностным лицам архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII века до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.
Архонты заседали на холме бога войны Ареса, и потому этот орган назвали ареопагом. Ареопаг возник в 8 веке до нашей эры. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, законодательствовал, осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежало коллегии, состоявшей из 9 старейшин архонтов. Аттическое общество превращается в политическое общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним.
В период реформ Клисфена был создан еще один орган управления коллегия десяти стратегов, в которую входили по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они потеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения.
Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера и его семью разрешалось продать в рабство за границу. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию. Солон, преодолевая сопротивление аристократов, провел реформы. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал неокрепшее рабовладельческое государство.
Древней историей права на территории Древней Греции был обычай, на смену обычаю пришел закон, имевший светский характер и выраженный в письменной форме, который и становится основным источником права. Законы регулировали судебное устройство, судопроизводство, гражданские правоотношения и т. д.
Именно в Древней Греции в произведениях греческих мыслителей были разработаны и впервые использованы основные понятия теории государства и права, составляющие основу теоретических знаний юриста.

 

18 апреля 2012 /
Похожие новости
Государство
    В реферируемых работах известного датского историка античности М.Г.Хансена - автора ряда исследований по афинской демократии - рассматривается феномен греческого полиса, определявший,
    Изучению оракулов посвящено немалое количество работ, как в российской, так и в зарубежной историографии. Но, несмотря на это, хотелось бы обратиться к данному вопросу еще раз.
    Природные условия Античной Греции также мало чем отличались от условий современной Греции: жаркий, местами субтропический климат, горный ландшафт, скудость плодородных почв. Однако, в
  В статье рассматривается вопрос о пределах религиозной толерантности в античном мире на примере Древней Греции. Автором проанализированы зафиксированные в литературе взгляды на проблему
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: