Югославия в сфере геополитических интересов США в 60-х начале 70-х гг. XX века

 

Во внешнеполитической стратегии США во второй половине XX века, в период противо­борства двух общественно-политических сис­тем, двух сверхдержав, особую роль играла Югославия, строившая модель социалистиче­ского общества, отличавшуюся, однако, от со­ветской более либеральными и демократиче­скими установками как в политической, так и, особенно, в экономической жизни.

Серьёзная, но пока единственная на эту тему публикация Е.Н. Космач  касается только президентского срока правления Джона Кеннеди.

 

Задача данной статьи состоит в анализе гео­политических интересов США в отношении Югославии в более широком временном про­странстве, от правления Кеннеди до президент­ства Л. Джонсона и Р. Никсона, когда в между­народную политическую жизнь активно всту­пило и приобрело серьёзное влияние Движение неприсоединения, в котором ведущую роль иг­рала Югославия.

Статья базируется на широком круге источ­ников, в том числе новых, недавно ставших доступными материалах Центрального разве­дывательного управления (опубликованы на сайте в 2006 г.), архива Вудро Вильсона, пере­писке между послом США в Белграде Джорд­жем Кеннаном и Госдепартаментом США, пуб­ликации английского архива «Кисинг», мате­риалах отчёта Комитета по внешним отношени­ям под руководством сенатора Уильяма Фулбрайта и на других материалах.

Противостояние СССР и США во многом определяло развитие мировой внешней полити­ки во второй половине XX века. Начиная с раз­рыва отношений И.Б. Тито и И.В. Сталина в 1948 г., а затем и дипломатических отношений между СССР и Югославией, США старались «разыграть югославскую карту», поскольку она представляла «упавшую с неба» возможность ослабить и расколоть социалистический лагерь или, по западной терминологии, «страны же­лезного занавеса». Поэтому «независимая» со­циалистическая Югославия не только начала политически поддерживаться, но и экономиче­ски подпитываться «лидером свободного мира». Югославия была единственной социалистиче­ской страной, получавшей помощь по плану Маршалла. По данным центра международных экономических сопоставлений Института Евро­пы профессора В. Кудрова, только за период с 1947-го по 1965 год в экономику Югославии было вложено около 2 миллиардов долларов иностранных инвестиций, преимущественно американских. Особенно важной для

США стала роль Югославии при появлении в мире новой политической силы, формировав­шегося Движения неприсоединения, в основе своей образованного из бывших колониальных и полуколониальных стран. Югославия заняла в нём лидирующую и руководящую роль, а США пытались использовать её в своих геополитиче­ских интересах. Центральное разведывательное управление в отчёте от 23 мая 1961 года так определило свою позицию: «Мы не ожидаем каких-либо серьёзных изменений в этой поли­тике Югославии. Пока проблемы внутри совет­ско-китайского блока не решены, роль Югосла­вии как разъединяющего элемента будет про­должаться или возрастать.

В начале 60-х гг. в высших политических кругах США начались дискуссии по вопросам продолжения поддержки ФНРЮ в контексте выработки новой политической стратегии в от­ношении стран Восточной Европы после прова­ла плана Д. Эйзенхауэра по «освобождению» этого региона. На фоне частичной нормализа­ции отношений СССР с Югославией вопрос встал очень остро. Избранный в январе 1961 года президентом США Д. Кеннеди определил эту часть Восточной Европы как наиболее уяз­вимую, поэтому атака на коммунизм должна начаться именно с неё. Добиться успеха Д. Кеннеди рассчитывал не силой, полагает Е. Космач, а «более гибкими и реалистическими инструментами», направленными на «поощре­ние недовольства стран железного занавеса», ослабление связей Восточной Европы с СССР.

Таким образом, концепция «сильной Юго­славии» начала формироваться в рамках гео­стратегических интересов лидера западного мира. Роль Югославии начала быстро расти, и она чётко определена в документе ЦРУ: «Югославия умело использует своё положение коммунистической страны вне советско- китайского блока. Она поддерживает свою не­зависимость, одновременно имея определённое влияние в делах этого блока. Также, получая помощь от Запада, постоянно критикует его позиции по многим вопросам. К тому же Юго­славия успешно участвует в Движении непри­соединения, являясь лидером стран «третьего мира». Мы надеемся, что эти факторы и даль­ше будут формировать внешнюю политику, особенно её стремление наладить отношения с развивающимися странами». Определяю­щим фактором, по мнению США, было то, что политика Югославии была направлена не столько на критику Запада, сколько против советского политического влияния. Госсекре­тарь США Д. Раск подчёркивал, что ФНРЮ являлась «выдающимся примером успешного неповиновения коммунистической страны «со­ветскому империализму».

 Югославия в сфере геополитических интересов США в 60-х начале 70-х гг. XX века

Резюмируем вышеизложенное. Политика США по отношению к Югославии в 1960-х - начале 1970-х гг. прямо зависела как от межблокового противостояния НАТО и Варшавского договора, США и СССР, так и от растущего влияния её в мире в качестве лидера Движения неприсоединения. Югославская внешняя поли­тика не всегда и не во всём совпадала с интере­сами США, но, главное, она была отлична от политики СССР, равно как и её экономика с эле­ментами «рыночного и самоуправляющегося социализма», с помощью которого США надея­лись перевести СФРЮ на евроатлантические ценности и формы, социально-рыночную эконо­мику. Югославия представлялась в качестве об­разцовой связки между Востоком и Западом, в качестве примера подражания для других стран «восточного блока», и США стремились к тому, чтобы эта связка усиливалась в их пользу. Но это помогало и Югославии стать не только равным партнером, но и определяющей военно-­политической силой на Балканах, влиятельной страной в решении важных международных проблем. И до конца 1980-х гг. Югославия явля­лась своеобразной нейтральной зоной между западными демократиями и странами «тотали­тарной системы», а в случае обострения между­народной обстановки - альтернативой послед­ним. В рассматриваемый период американская администрация основывала свои внешнеполити­ческие подходы к Югославии не на идеологиче­ских, а на геополитических соображениях. Но как только распались Советский Союз и социа­листический лагерь, стратегия США на сохране­ние единой, сильной, а тем более социалистиче­ской Югославии была полностью свёрнута, а новая линия по отношению к ней была ориенти­рована не на усиление, а на ослабление и развал федеративного государства. Югославия, как и её модель социализма, оказались разменной картой в геополитической стратегии оставшейся един­ственной сверхдержавы мира.

 

10 апреля 2012 /
Похожие новости
    Процесс демаркации границы между Хор­ватией и Италией после Второй мировой войны можно рассматривать как процесс, происходивший между бывшей ФНР (СФР) Югославией и Италией.
    Во время «холодной войны» Социалистическая Федеративная Республика Юго славия (СФРЮ) являлась важным направлением во внешнеполитическом курсе США. Югославия не вошла ни в
В декабре 1947 г., накануне католическо­го Рождества, Совет национальной безопас­ности США секретной директивой QHB-4a определил главным компонентом внешней политики Соединенных Штатов
  Июнь 1948 г. стал поворотным моментом в формировании совет­ского блока и развитии американской доктрины «сдерживания». Од­ним из факторов, оказавших влияние на эти
  В российской историографии проблема советско-югославских отношений послевоенного пе­риода стала предметом научных исследований лишь в начале 1990-х гг. По идеологическим причи­нам
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: