От малого предприятия до большого бизнеса: примеры развития стратегии добившихся успеха Югославских частных предприятий

В книге сотрудника Экономического института (Белград, Югославия) анализируется стратегия югославских частных предприятий на примере 10 добившихся успеха фирм из различных отраслей (строительство, производство мебели, банковский сектор, производство игрушек, фармацевтическая промышленность, телекоммуникационные и консалтинговые услуги, издательское дело), выбранных в соответствии с определенными критериями. Исследование проводилось в рамках проекта “Стратегия предприятия в условиях рынка”.

Останавливаясь на основных характеристиках внешнего окружения предприятий, автор отмечает, что с конца 80-х годов Югославия переживает переломный момент в своей истории (распад страны, гражданская война, несостоятельность системы самоуправления). При этом некоторые экономические явления по своим масштабам не имеют исторических аналогов. К ним, например, относится инфляция, уровень которой в 1993 г. превысил практически все зафиксированные в мировой экономической истории размеры; бесконтрольная и бессистемная приватизация, в результате которой большая часть капиталов государственного сектора экономики перешла в частные руки; экономические санкции ООН в отношении Югославии. Кроме того, в результате распада страны произошло сужение внутреннего рынка и, как следствие, падение жизненного уровня населения.
Одним из ключевых элементов внешнего окружения предприятий, определяющим условия их функционирования в целом, являются туры со скидкой. До принятия Закона о предприятиях (1988 г.) развитие частного сектора ограничивалось. Регламентировалось, например, количество занятых, области деятельности (как правило, создание частных предприятий допускалось в непривлекательных с точки зрения рыночной экономики сферах). Что же касается таких наиболее привлекательных с точки зрения частного предпринимателя видов деятельности как гостиничное дело, автоперевозки, строительство, то они находились под особым “присмотром” экономических и политических властей. Закон о предприятиях, разрешивший создание частных предприятий во многих отраслях хозяйства, положил начало процессу радикальных структурных изменений и перехода экономики на рыночные рельсы. Однако, - подчеркивает автор, - принятие этого закона было лишь первым шагом в долговременном и сложном процессе рыночных преобразований.
Волна создания частных предприятий началась в крайне неблагоприятных условиях. Тот факт, что некоторые из них достигли значительных успехов, лишь подтверждает их жизнеспособность и преимущества по сравнению с предприятиями государственного сектора.
Поскольку в создании частных предприятий участвовали люди и организации с различными мотивами, амбициями и целями, автор группирует существующие в настоящее время частные предприятия в несколько более или менее однородных групп:
1. Фирмы, являвшиеся и при прежней системе хозяйствования “традиционным ядром” частного сектора. Как правило, они существуют много лет и продолжают функционировать по- прежнему, работая в сфере услуг и ремесленничества. В развитых странах такие предприятия относятся к малому бизнесу.
2. Созданные, но фактически не действующие фирмы, основатели которых не имели ясного представления о том, как и чем они будут заниматься. Владельцы таких предприятий часто формально числятся на государственных предприятиях, но отсутствие работы дает им много свободного времени. Речь идет о значительном количестве людей - скрытых безработных, представляющих излишек рабочей силы.
3. Частные предприятия, основатели которых заняты в государственном секторе, но по роду своей деятельности имеющие возможность наряду с основной работой заниматься и собственным бизнесом. Подобная деятельность в развитых странах запрещена.
4. Частные фирмы, возникшие в результате “захвата” крупных государственных предприятий. Этот большой и экономически мощный сегмент частных предприятий состоит в основном из предприятий, созданных менеджерами высокого уровня из государственного сектора и некоторыми политическими деятелями. Они создавались на обломках крупных государственных фирм, особенно внешнеторговых, путем захвата их деловых каналов, партнеров, а иногда и крупных сделок. Эти предприятия стараются оставаться в тени, не разглашая информацию о своей деятельности. Они имеют высокий потенциал, но их возможное влияние на развитие экономики страны еще не ясно, так как их связи с государственными органами и государственным сектором четко не обозначены.
5. Частные предприятия, созданные на основе полулегальных или нелегальных видов деятельности. Часть их основателей, приобретших огромное личное богатство в кризисных условиях, довольны своим положением и не собираются ничего предпринимать, другие - думают о его дальнейшем расширении экономической активности. В результате в югославском частном секторе мог бы в ближайшее время появиться очень мощный и влиятельный сегмент.
6. Частные предприятия, появившиеся в результате приватизации.
7. Частные предприятия, добившиеся успеха, не входящие ни в одну из вышеперечисленных групп, которые автор называет “здоровым ядром” рыночного хозяйства. По его мнению, их отличие от прочих состоит в более или менее ясно выраженном предпринимательском подходе к ведению дел, т.е. в формулировании стратегии развития и ее эффективной реализации с использованием современных методов менеджмента и маркетинга (с.50).
Последнюю фуппу предприятий автор разделяет на две подгруппы: хозяйствующие субъекты, изначально входившие в частный сектор, и предприятия, возникшие после принятия Закона о предприятиях, создатели которых имели ясные цели и амбиции. Для них характерно усвоение рыночных принципов ведения хозяйства и определенное стратегическое поведение как по отношению к внешнему окружению, так и в отношении внутренней организации в плане формирования организационной культуры, методов управления и т.д.

От малого предприятия до большого бизнеса: примеры развития стратегии добившихся успеха Югославских частных предприятий
Рассматривая вопрос о взаимодействии успешных фирм с широким внешним окружением, являющимся важным элементом стратегического процесса, автор отмечает, что изучаемые фирмы не оказывают на него большого прямого влияния. В то же время некоторые из них уже достигли уровня развития, позволяющего им с помощью налаживания отношений с местными властями, создания привлекательного имиджа в глазах общественного мнения через спонсирование ряда гуманитарных акций и программ оказывать на окружение определенное воздействие.
Что касается рыночного окружения, то характерной чертой успешно развивающихся частных предприятий является, по мнению автора, их способность в сложных условиях использовать появляющиеся “шансы”. Так, воспользовавшись недостатком сырья и готовых продуктов на рынке, некоторые предприятия, освоив в относительно короткие сроки новые технологии, производства и знания, смогли найти на нем свои ниши. При этом выявление неудовлетворенного спроса, сегментация рынка и выход на этой основе на определенный рыночный сегмент является более или менее выраженным направлением стратегии всех анализируемых предприятий. Все они не только проявили способность эффективно дифференцировать производство, но и превзошли в этом своих конкурентов из государственного сектора.
Рассматривая основные характеристики личности стратега и лидера успешно развивающихся фирм, автор выделяет следующие черты: компетентность в избранной области деятельности; интерес к проблемам менеджмента даже при отсутствии специального образования в этой области; отношение к своей работе как к способу самореализации и т.д. Эти характеристики оказывают значительное влияние на организацию и способ функционирования предприятия и иллюстрируют содержание одной из ключевых управленческих функций руководителя - функции лидерства. Эта функция определяется по-разному, но чаще всего под ней подразумевается способность “первого” лица фирмы так мотивировать сотрудников, чтобы они вкладывали максимум своих профессиональных качеств в реализацию целей предприятия.

 

09 апреля 2012 /
Похожие новости
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
Основные направления развития менеджмента, маркетинга, кадрового потенциала предприятий туриндустрии России
Стратегическое планирование
    Сотрудник Института внешней торговли (Белград, Югославия) рассматривает особенности международного маркетинга в сфере услуги его значение для практической деятельности югославских
Падение коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе, указывает автор, само по себе не означало возрождения либерализма и замену централизованного планирования рыночной экономикой, а
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: