Идеология национальных движений южных славян Австро-Венгрии начала ХХ века

Требование политического самоопределения этнической общности, возникая в ее сознании как синтез этнической и политической форм, далеко не во всех случаях выступает в многонациональных государствах в роли дезинтегрирующего фактора. Термином «многонациональное государство» автор обозначает государство с национальногосударственное образованиями; термином «полнэтничное государство» государство, населенное несколькими народами, но обладающими соответствующими образованиями и внутренней структурой.
Учитывая, что австрийские немцы и венгры, в меньшей степени хорваты, были носителями государственности во второй половине Х1Х начале ХХ вв., идеи этнического родства населявших монархию Габсбургов народов при обретали важное значение для сохранения целостности этого государства, для путей форм его преобразования.

При этом неизбежно в новом контексте возникает вопрос: что понимать под самоопределением самоопределение ли каждого отдельного народа, совместную ли борьбу за право на самоопределение нескольких родственных народов при признании их этнической индивидуальности и суверенитета каждого из них в рамках единой полиэтничной общности как субъекта государственного права, или же борьбу за существование некоего единого в этническом, политическом, государственноправовом отношении целого.
В 8090е гг. Х1Х столетия в связи с усилением этнообразующих и этнодифференцирующих процессов хорватскосербские отношения обострились. В период их национальные движения развивались не только изолированно друг от друга, но часто вступали в политическое единоборство. Проблема самоопределения теоретиками обоих движений уже тогда рассматривалась только как самоопределение своей национальности, превращения ее в нацию при отрицании прав, а иногда, самого существования другой. Югославистские традиции недавнего отошли второй план. На сегодняшний день многие теряются в догадках, как правильно распорядится своими капиталами.
По мере усиления социальной дифференциации происходила перегруппировка политических сил. Углублялись расхождения между тремя ведущими течениями национальных движений консерваторами, либералами и радикалами. И хорватским, и сербским политикам в последние два десятилетия Х1Х в. были свойственны попытки рассматривать проблемы национальной государственности с чисто политической точки зрения. Для национальных движений в этот период были также характерны этнонациональная замкнутость и игнорирование интересов проживавшей на этой же территории другой нации. В самом начале 1900х годов перед идеологами национальных движений встали задачи разработки новой трактовки принципов государственного права, исходящего из факта проживания на одной территории двух этнически близких народов и социального расслоения, отказа и от исторического государственного права, и от традиционного толкования естественного права, исходящих из принципа «один этнос одна территория один социум одна нация одно государство».
Вследствие завершения в общем внутриэтнических консолидационных процессов у хорватов и сербов качественно иного уровня достигло развитие наций, изменялись формы, интенсивность и содержание связей между ними. Крупным шагом в развитии национальной идеологии у хорватов и сербов стал так называемый «новый курс», идея которого зародилась в 1903-1905 гг. в среде оппозиционно настроенных хорватских политиков Далмации. Формирование концепции «нового курса» началось в Далмации. Об этом свидетельствуют программы Сербской национальной партии (принята 14 17 августа 1903 г.) и Хорватской национальной партии (27 апреля 1905 г.). По своей социальной базе и национальнополитическим установкам эти партии были близки соответственно, Сербской независимой национальной партии (СННП) и Хорватской партии права (ХПП), действовавшим на территории Хорватии и Славонии. Сербская партия, придерживаясь национального принципа, отказываясь от роли «защитницы нынешнего (дуалистического С. Р.) устройства», выступала против объединения Далмации с Хорватией и Славонией из-за непризнания хорватами равноправия сербов в рамках «политической нации». 

Объединяя сербов трех вероисповеданий, партия руководствовалась принципами национальной и религиозной терпимости. Со своей стороны хорватская партия требовала присоединения Далмации к Хорватии Славонии, исходя из принципов национального и государственного права, что стало бы «шагом вперед в деле объединения всех земель, на которых проживают хорваты, в единое самостоятельное государственное образование». Признавалось равноправие обеих национальностей. Обе партии подчеркивали готовность к сотрудничеству двух национальных движений.
Идеологи ХСК стремились найти объяснение характера складывавшейся своеобразной экономической, политической и социальной общности хорватов и сербов, что имело большое значение для дальнейшей разработки буржуазного государственного права. «Хорваты и сербы это одна нация с двумя национальными наименованиями», считали прогрессисты. Сходной точки зрения придерживалась. ХПП, в программе которой «братьями» названы также и словенцы. ХПП призывала хранить «согласие и взаимность с нашими единокровными братьями сербами с убеждением, что они будут прогрессировать в своем политическом и материальном развитии, а также в стремлении к государственной самостоятельности и независимости королевства Хорватии». В то же время хорватские политики отрицательно относились к попыткам сербских «независимцев» провозгласить равноправие «хорватского и сербского языков», а также знамен и других атрибутов, присущих только политической нации. Представления о том, что в государстве может быть одна политическая нация субъект государственного права, остались неизменными. Официальная формула, принятая в 1907 г. сабором Хорватии Славонии, гласила, что нация в Хорватии едина, «будь то хорваты или сербы». Теория единой нации позволяла достичь временного компромисса между национальнолиберальными течениями в национальных движениях обоих народов. Она предполагала включение сербов в хорватскую политическую нацию при частичном признании их этнической индивидуальности, но не признавала за ними индивидуальности политической.
Красной нитью проходит сквозь программы политических партий идея о согласии нации и короны, исполнительной и законодательной власти, что отражало стремление национального движения к компромиссу. И исполнительная, и законодательная власть, и король должны действовать с учетом интересов нации. Этого можно было достичь реформой избирательного права введением прямого, всеобщего, тайного и равного голосования на выборах во все представительные учреждения от собора до органов общинного самоуправления.
Существенные изменения произошли и в политике сербских либералов. В конце 1902 г. на съезде СННП была пересмотрена и дополнена программа 1887 г. Сохранив свое требование о расширении автономии Хорватии Славонии путем ревизии Соглашения 1868 г. и признания идентичности интересов хорватской и сербской наций по отношению к Венгрии «в области общественной, культурной и гуманитарной», СННП выдвинула требование о предоставлении Хорватии автономии в области финансов, что сблизило ее с позицией хорватских оппозиционных сил, в особенности с продолжателями политики Хорватской национальной независимой партии.

Одновременно продолжались попытки властей добиться соглашения с либеральной оппозицией, создать новое «правящее большинство» из представителей хорватского и сербского национальных движений. Действуя без сербов и против них, автономное правительство не имело прочной опоры. В 1913 г. была расширена автономия Хорватии. В правительстве был создан четвертый департамент «национальной экономики».
ХСК для достижения компромисса с правительством Венгрии перешла на позиции полной поддержки Соглашения 1868 г. На внеочередных выборах в декабре 1913 г. она получила 48 мандатов. Таким образом в соборе на смену Национальной партии пришла Хорватосербская коалиция. ХОПН требовала также изменения внутриполитической системы Хорватии, введения всеобщего избирательного права, поддержки со стороны общего правительства хорватской экономики.
С началом Первой мировой войны деятельность политических партий в Хорватии Славонии была затруднена. Тем не менее, автономный собор после перерыва продолжал работать, что позволяло различным течениям в завуалированной форме критиковать власти разных уровней, включая и династию, а также выдвигать свои требования.

15 февраля 2012 /
Похожие новости
  Территория Хорватии поделена на 20 жупаний (областей), которые состоят из 555 муниципалитетов (126 городов и 429 общин); статус 21й жупании имеет город Загреб — столица Хорватии.
Республика Хорватия — государство на юге Центральной Европы и западе Балканского полуострова; граничит с Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Словенией, Сербией, Черногорией; на западе омывается
  В начале XX в. на территории Европы появилось новое государственное образование, включившее в себя народы балканского полуострова.  Однако, несмотря на существование объективных факторов
С размышлений о необходимости переосмысления понятия «Восточная Европа» начинается статья А.С.Стыкалина «Центральная Европа как регион. Проблемы изучения». В Польше,
    Политическую жизнь в 40-е гг. Х1Х - начале ХХ вв. в Центральной и Юго-Восточной Европе принято связывать с кризисом Габсбургской монар­хии и активизацией славянских
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: