Кавказ в торгово – экономических связях России и Австро-Венгрии

Австро-Венгерская монархия являлась одним из главных экономических партнеров дореволюционной России. Масштабы тор­говли между ними росли впечатляющими темпами: в 1850 г. ее товарооборот состав­лял 7,7 млн. руб., в 1870 г. - 24,5 млн. руб. , в 1890 г. - 44, 2 млн. руб. , в 1900 г. -53, 2 млн. руб., в 1913 г. - 101 млн. руб.
Российский экспорт в Австро-Венгрию базировался на двух основных группах то­варов - продовольствии и сырье. Эта струк­тура в целом была характерна и для товаро­оборота России с другими европейскими странами. Главное место в российском экс­порте в Дунайскую монархию занимали «жизненные припасы» - т. е. продовольст­вие, главным образом, зерно. В российском же импорте из Австро-Венгрии ведущие по­зиции занимали промышленные изделия.

 

Примечательно, что объемы российско­го экспорта в Габсбургскую монархию в рассматриваемый период почти всегда, и порой весьма существенно, превышали объ­емы экспорта из этой страны в Россию. Осо­бенно заметное превышение российского экспорта над импортом было достигнуто в первое десятилетие ХХ века - почти в 2 раза. Таким образом, для нашей страны тор­говля с Австро-Венгрией была весьма вы­годной. В Дунайской же монархии постоян­ный отрицательный баланс в торговле с Рос­сией периодически вызывал озабоченность политических и деловых кругов, однако из­менить это положение, не меняя структуры двухсторонней торговли в целом, было не­возможно.
Несмотря на географическую удален­ность, Кавказский регион был прочно связан с Австро-Венгрией сетью морских и сухо­путных коммуникаций. Австро-венгерские суда были частыми гостями в портах Черно­го и Азовского морей. Так, например, за пя­тилетие 1885-1889 гг. в эти порты пришло 3 331 судно под австро-венгерским флагом общим водоизмещением 1 798 тыс. тонн. За пятилетие 1895-1899 гг. количество австро-венгерских кораблей в указанных портах составило 1 443, общим водоизмещением 1 702 тыс. тонн). С начала ХХ века круп­нейшее пароходное общество Габсбургской монархии «Австрийский Ллойд» организо­вало регулярные рейсы своих пароходов между Триестом и Батумом (1 рейс в неде­лю).
Активно использовалось в торговых со­общениях с Австро-Венгрией и железнодо­рожное сообщение через Ростов-на-Дону, Киев, Одессу и другие транспортные узлы. Применялся и комбинированный способ -когда товары доставлялись морем в Одессу, а затем - по железной дороге в Австро-Венгрию, и наоборот.
Развитию экономических связей Кавка­за с землями Габсбургской монархии спо­собствовало наличие в нашем регионе мно­гочисленной австро-венгерской диаспоры. Так, по данным Первой всероссийской пере­писи 1897 г., на Кавказе проживало 2 111 подданных Австро-Венгрии и 2 573 урожен­ца этого государства (т. е. часть переселен­цев к тому времени приняли российское подданство). Среди австро-венгерских переселенцев преобладали чехи, также были представлены словаки, русины, поляки, сло­венцы, сербы, венгры, австрийские немцы и евреи. На черноморском побережье Кавказа существовало более десятка чешских земле­дельческих колоний. Немало переселенцев из Австро-Венгрии проживало в городах -Новороссийске, Екатеринодаре, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе, Баку, Тифлисе, Батуме и др.

В начале ХХ века в регионе была от­крыта целая сеть дипломатических предста­вительств Австро-Венгрии - консульства в Ростове-на-Дону и Тифлисе, вице-консульства в Батуме и Баку, консульские представительства в Таганроге и Новорос­сийске. Австро-венгерские дипломаты, на­ряду с другими обязанностями, активно за­нимались развитием торгово-экономических контактов между австро-венгерскими и рос­сийскими торговыми компаниями. Дипло­маты консультировали австро-венгерских предпринимателей по различным вопросам, помогали им разрешать возникавшие про­блемы и т. д. Любопытно, что должности консульских представителей Австро-Венгрии в крупнейших портах Новороссий­ске и Таганроге занимали на внештатной основе проживавшие там предприниматели из этой страны.
Подданные Австро-Венгрии, находив­шиеся на Кавказе, выполняли посредниче­ские функции по налаживанию торговых связей между российскими и австро-венгерскими предпринимателями и фирма­ми. В составе австро-венгерских переселен­цев было немало торговцев и предпринима­телей. Так, например, торговлей было занято 15 % подданных Франца-Иосифа, прожи­вавших на рубеже веков в Ставропольской губернии. Среди членов австро-венгерского вспомогательного общества, организованного в 1911 г. в г. Ростове-на-Дону, насчитывалось 7 владельцев торговых фирм, 11 представителей иностранных тор­говых фирм, 6 коммерсантов и 27 коммерче­ских служащих. Они проживали в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новороссийске, Екатеринодаре, Ейске, Армавире, Георгиевске и в других населенных пунктах региона.
Главными экспортными товарами в тор­говле с Австро-Венгрией являлись для Се­верного Кавказа - зерно, а для Закавказья -нефтепродукты и марганцевая руда.
С Северного Кавказа в Австро-Венгрию активно вывозилось зерно, главным образом пшеница и кукуруза. Россия являлась основ­ным экспортером хлеба в эту страну, еже­годные объемы его вывоза достигали 24-27 млн. пудов. Существенная часть об­щего объема экспорта поступала с юга Рос­сии. В портовых городах и транспортных центрах Северного Кавказа постоянно нахо­дились торговые агенты австро-венгерских фирм, занимавшиеся закупками зерна. Так, например, в 1911 г. их пребывание было от­мечено в Ростове-на-Дону, Таганроге, Ново­российске, Екатеринодаре, Георгиевске и станице Кореновской. Хлеб с юга России доставлялся в Австро-Венгрию как по же­лезным дорогам, так и морем - на австро-венгерских кораблях из Новороссийска, Та­ганрога, Ейска и других портов в Триест.

Из сельскохозяйственного сырья, про­изводимого на Северном Кавказе, в Австро-Венгрию в существенных масштабах выво­зились также кожи, шерсть, семена маслич­ных культур и т. д. О масштабах торговли Кавказского ре­гиона с Австро-Венгерской монархией мож­но судить по таможенным отчетам, в кото­рых отдельно фиксировался вывоз в эту страну «по кавказской границе» - т. е. через кавказские порты. Так, в 1890 г. через них в Австро-Венгрию было вывезено товаров на 3 383 342 руб., в т. ч. - продовольственных товаров («жизненных припасов») - на 118 773 рубсырья и полуобработанных ма­териалов - на 3 230040 руб., готовых изде­лий - на 34 523 руб. При этом главную долю стоимости экспорта давал вывоз нефтепро­дуктов. Всего сырой нефти было вывезено 408 000 пудов, керосина и нефтяных масел -5 190810 пудов, «нефтяных остатков» (мазу­та) - 847 153 пудов. Из других товаров, выве­зенных в 1890 г. через кавказские порты в Ав­стро-Венгрию, следует назвать кукурузу (81 047 пудов), а также кожи и сухие фрукты.
Фактические масштабы вывоза из Кав­казского региона были больше, чем вывоз «по кавказской границе», поскольку опреде­ленная часть экспорта в Австро-Венгрию шла по железным дорогам. Так, в том же 1890 г. через «европейскую границу» эта страна ввезла 637 898 пудов керосина и неф­тяных масел.
Таким образом, Кавказский регион в дореволюционный период был связан с Ав­стро-Венгрией устойчивыми торгово-экономическими отношениями. Их разви­тию способствовали проживавшие здесь ав­стро-венгерские переселенцы. Главными товарами, вывозившимися с Кавказа в Авст­ро-Венгрию, были зерно, нефтепродукты и марганцевая руда. В свою очередь, в нашем регионе пользовались устойчивым спросом изделия австрийской промышленности -сельскохозяйственные орудия, машины и т. д. Внешнеэкономические связи Кавказ­ского региона способствовали его успешно­му социально-экономическому развитию.

15 февраля 2012 /
Похожие новости
Одной из важнейших проблем государственного управления в Новое время является интеграция новоприсоединенных территорий, находившихся ранее в составе иной государственно-политической модели.
  Взаимоотношения двух великих европейских держав - России и Австро-Венгрии - изучены весьма односторонне. Внимание исследователей - как отече­ственных, так и зарубежных - сосредоточивалось
Уже в конце XVIII в. австрийцы начали сомневаться в разумности совместных с Россией военных выступлений против Порты. В XIX в. они убедились, что главная угроза правлению Габсбургов на юго-востоке
История взаимоотношений России и Габсбургской монархии изучена весьма односторонне. Внимание исследователей — как отечественных, так и зарубежных — сосредоточивалось, почти исключительно, на
Одним из итогов Первой мировой войны стало крушение двух империй – Османской и Австро-Венгерской. Попытки спасти лоскутную монархию, предпринятые австрийской реакцией при самом активном участии
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: