Состояние окружающей среды в Белоруссии, Болгарии, Венгрии и Украине

В работе "Окружающая среда и экономика", подготовленной Евро­пейской экономической комиссией ООН в серии исследований, анали­зируются взаимосвязь между экономическим развитием и состоянием окружающей среды (ОС) в Белоруссии, Болгарии, Венгрии и на Укра­ине в условиях плановой экономики и в период проведения экономиче­ских реформ.
Поскольку в бывшем СССР и социалистических странах природа считалась неисчерпаемым источником бесплатных богатств, все эко­номические решения, указывают авторы, принимались без учета сте­пени обоснованности потребностей экономики в природных ресурсах. Это оказывало на ОС резко негативное влияние. В условиях экономи­ческой и социальной нестабильности переходного периода деградация ОС продолжается.

Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние ОС в Белоруссии, являются: снижение потенциала природных ресур­сов вследствие радиоактивного заражения 20% территории, вызванно­го Чернобыльской аварией; деформированная структура эконо­мики (гипертрофированное развитие энерго- и материалоемких произ­водств, основанное на импорте природных ресурсов и экспорте готовых изделий); несовершенство законодательства в области ОС и экономи­ческих рычагов воздействия на пользователей природными ресурсами. На сегодняшний день ни один современный офис не может обойтись без современного дизайна и уютной мебели. Производство корпусной мебели является широко развитой индустрией во многих странах. Также хорошо подобранная мебель способна создать уют и комфорт на работе и дома!
К социальным последствиям ухудшения состояния ОС в Белорус­сии относятся сокращение средней продолжительности жизни и рост заболеваемости, в частности раком щитовидной железы. Так, по ста­тистике средняя продолжительность жизни мужского населения рес­публики сократилась с 72,5 лет в 1970-1971 гг. до 71,1 года в 1990 г.
Ухудшение состояния ОС приводит к экономическим потерям, обу­словленным увеличением процента заболеваемости и смертности насе­ления; затратами на необходимые компенсационные выплаты и при­нятие мер по оздоровлению ситуации; ущербом, наносимым плохим качеством товаров и снижением объема производства. По оценкам, об­щие потери, связанные с экологическими факторами, составляют 5-7% годового национального дохода Белоруссии.
Согласно сценариям экологического развития на ближайшие два десятилетия, основанным на данных о потреблении природных ресур­сов и объеме производства в 48 секторах экономики, в ближайшие годы выбросы в атмосферу за счет сокращения промышленного производства, а затем под воздействием других факторов значительно снизятся. В то же время сбросы в водную среду: не уменьшатся, а после окон­чания экономического кризиса даже возрастут. Количество твердых отходов составит к 2005 г. 60% от уровня 1990 г., после чего начнется рост их объема. Значительные различия в уровне концентра­ции вредных веществ в атмосфере и водной среде объясняются пред­полагаемым преимущественным развитием легкой промышленности, в большей степени загрязняющей водные ресурсы, чем атмосферу.
Анализируя действующее в Белоруссии законодательство по защи­те ОС, а также проекты новых законов, авторы отмечают определен­ный прогресс в этой области (введение некоторых экономических ры­чагов воздействия на загрязнителей ОС и управления природными ре­сурсами, в частности налогов на пользование ресурсами). Однако, по мнению авторов, вероятность исполнения законов в полном объеме не­велика, а возможности контроля за их соблюдением ограничены из-за продолжающегося ухудшения экономического положения республики. В 1990-1992 гг. инвестиции в защиту ОС составляли 0,2-0,4% ВВП, что гораздо ниже международных норм.
Радикальное улучшение состояния ОС в Белоруссии возможно только при условии успешного осуществления экономической реформы при параллельном решении других социально-экономических проблем.
По мнению авторов, для нормализации экологического положения страны необходимо: реструктурировать экономику на основе материалосберегаюших технологий с учетом экологических ограничителей; разработать и ввести в действие экономический механизм рациональ­ного природопользования на основе экономических методов управле­ния ОС при более широком использовании принципа "загрязнитель платит"; принять меры для повышения экологической безопасности и надежности функционирования предприятий; разработать единую законодательную базу для системы защиты ОС; ввести в действие единую систему контроля за состоянием ОС; проводить обязательную независимую экспертизу экономических решений для определения их последствий для ОС; повысить уровень экологического образования населения.

Однако из-за отсутствия достаточных финансовых и материальных ресурсов оптимизация деятельности в области защиты ОС может про­изойти лишь через довольно большой промежуток времени, а этапы ее осуществления не будут совпадать с этапами экономических преобра­зований. По прогнозам социально-экономического развития Белорус­сии до 2010 г., стабилизация воздействия на ОС может произойти к 2000 г.; некоторое улучшение состояния ОС — только к 2010 г., а оз­доровление ОС — после 2010 г.
Анализируя послевоенное экономическое развитие Болгарии, авто­ры отмечают высокие темпы роста промышленного производства, ука­зывают на его экстенсивный характер при преобладающем развитии тяжелой промышленности, доля которой составляла в общем объеме промышленного производства 64,8% . В результате концентра­ции промышленного производства и населения загрязнение атмосферы в 17 регионах, в которых проживает 40% населения, превышает нор­му. В связи с ограниченностью водных ресурсов потребление воды на душу населения в Болгарии ниже, чем в среднем в Европе (2400 куб. м против 5000 куб. м), а ее качество оставляет желать луч­шего. Ежегодно производится около 2,1 млрд. т твердых отходов, 71% которых приходится на отходы добывающих отраслей. Только 20% из 2,5 млн. т опасных отходов подвергаются переработке.
Многие экологические проблемы достались современной Венгрии, как и другим странам Центральной и Восточной Европы, в наследство от эпохи плановой экономики. Особенно сложная ситуация сложилась в крупных промышленных центрах. Принятие в середине 70-х годов ряда законов по защите ОС, включавших меры экономического воз­действия на загрязнителей, не могло исправить положение вследствие общей неэффективности экономики. В результате ухудшения состо­яния ОС повысился уровень заболеваемости населения, особенно ре­спираторными заболеваниями. В 1990 г. средняя продолжительность жизни мужского населения составляла 65 лет, т. е. осталась на уровне 1970 г. По оценкам Всемирного банка, расходы, связанные с загрязнением ОС в 1986-1988 гг., составляли 704 млн. долл., т. е. 2,5% ВВП в 1988 г.
Различные инструменты политики в области ОС классифицируют­ся в зависимости от результатов, ожидаемых от их применения в пе­реходный для экономики период. При этом наиболее сложной представляется проблема замедления загрязнения ОС. Опыт развитых стран показывает, что этого можно добиться различного рода ограничитель­ными мерами. Однако такая политика в условиях переходного периода может парализовать становление рыночных отношений Авторы от­мечают, что Венгрия нуждается в научно-технической и финансовой поддержке со стороны развитых стран.

В настоящее время приоритетными являются следующие напра­вления национальной политики управления природными ресурсами перестройка всей экономической и правовой системы управления ОС на базе универсальных ценностей и оптимизации структур и функцио­нирования государственных органов, ответственных за использование природных ресурсов и защиту ОС; приведение в соответствие с эко­логическими нормами технологических процессов и готовой продук­ции; создание системы экономического регулирования, учитывающей требования защиты ОС, применительно ко всем видам деятельности, связанным с использованием природных ресурсов; внедрение в созна­ние населения экологических ценностей и привлечение его к решению проблем охраны ОС
Для реализации этой политики необходимо принять ряд мер, в частности, ввести налог на пользование специфическими природными ресурсами; разработать определения зон экологических бедствий, их классификацию и статус; разработать проект долгосрочной нацио­нальной программы защиты ОС и рационального использования при­родных ресурсов; разработать проект национальной программы оздо­ровления ОС вокруг Днепра; осуществить ряд региональных экологи­ческих программ и т. д.

14 февраля 2012 /
Похожие новости
Цель и задачи курса 
  Анализируя состояние ОС в Югославии в 90-е годы, сотрудники Министерства развития науки и окружающей среды (ОС) (Югославия) опираются на данные о численности населения, его внутренней и
       В статье профессора экономического факультета Белградского университета (Югославия) рассматриваются роль энергетики в экономическом развитии, структура производства и
Право окружающей среды (droit de l'environnement) Франции появилось относительно недавно по сравнению с другими отраслями французского права. Начиная с 1976 года, французские юристы поставили вопрос
Л.Бальцерович, "архитектор" польских реформ, бывший премьер-министр и министр финансов Польши, анализирует экономическую стратегию развития страны на ближайшие годы. С момента начала реализации плана
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: