Миграция и трансформация национальных государств Европы

Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение приобретают силы, способные контролировать эти процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности.
Существует мнение, что интеграционные процессы ведут к стиранию государственных границ и ослаблению государственного суверенитета.
Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а, наоборот, усиливают контраст между высокоразвитым центром, в котором проживает 1/6 населения, и периферией, сосредоточивающей основную массу жителей планеты. Особую роль в глобальных процессах играет миграция, обретшая новые масштабы в современном взаимозависимом мире. Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание иностранцев.

Миграция и трансформация национальных государств  Европы

В течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой иммиграции, выгодной как работодателям, так и государству в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы.
Стремительное увеличение численности мигрантов и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами экономического и политического характера. Усиление иммиграционного контроля в европейских странах, которое коснулось практически всех категорий мигрантов, ограничило возможности легального въезда и стало причиной более активного использования нелегальных каналов. Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. Тем не менее, наибольшее число незаконных иммигрантов сосредоточено во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании.
Первоначально интеграция мигрантов протекала как бы сама собой, была политически непреднамеренной. Культурные различия, этнические и национальные смыслы, приписываемые им, не превращались в доминирующий способ распределения социальных позиций и прав. "Культура" и "этничность" не были социальными механизмами формирования меньшинств. Укрепившиеся после второй мировой войны социальные государства (по крайней мере, в Европе, Канаде и Австралии) обладали достаточными возможностями для того, чтобы предоставить мигрантам шансы на участие в общественной жизни вне зависимости от их этнической или национальной принадлежности.
28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, была принята " Конвенция о статусе беженцев". В ней давалось определение понятию "беженец" и устанавливались общие основания, на которых должен быть предоставлен статус беженца. Конвенция запрещала какую-либо дискриминацию в отношении беженцев.
Частью прав беженцы получали возможность пользоваться наравне с гражданами, частью - на тех же условиях, что и иностранцы. Конвенция допускала высылку беженца в интересах государственной безопасности. Как у всякого социального явления, у миграции есть свои достоинства и недостатки.
Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление туда валюты.
Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, нельзя однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы.
В то же время, миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка.

Все мигранты говорят на абсолютно разных языках, и даже пожелания спокойной ночи детям в разных кварталах, например, Лондона, звучат по-разному.

Миграция и трансформация национальных государств  Европы

В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям, получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.
Радикальная исламистская идеология, выступающая одним из движущих факторов появления терроризма на протяжении последнего десятилетия, должна рассматриваться в большей степени как проявление современных политик идентичности, нежели традиционной мусульманской культуры, с которой мы знакомы по более ранним политическим движениям. Ее современный характер не делает ее менее опасной, но помогает лучше осознать проблему и предложить возможные решения.
В Европе существуют все предпосылки для создания национальных идентичностей, в меньшей степени связанных с этническим происхождением или религией. Наиболее известным прецедентом является французское республиканство, которое в своей классической форме не признавало отдельные общинные идентичности и использовало государственную власть для гомогенизации французского общества. По мере увеличения угрозы терроризма и городских бунтов во Франции все более интенсивно обсуждаются причины поражения современной модели интеграции.
Таким образом, европейский опыт не однороден. В большинстве стран начинается широкое общественное обсуждение вопросов идентичности и миграции, хотя и мотивированное в значительной степени недавними террористическими актами и увеличением популярности крайне правых политических сил. Тенденция негативного отношения к миграции, получившая развитие после трагических событий 11 сентября 2001 г., ведет к необоснованному отождествлению мигрантов, особенно незаконных мигрантов, с террористами и другими злоумышленниками. На деле борьба с терроризмом превращается в иррациональную борьбу с миграцией в целом. Сам термин "мигрант" приобретает негативное звучание.
Таким образом, можно констатировать, что миграционные процессы, обусловленные глобализацией, оказывают существенное влияние на социальную политику национальных государств Европы. Нелегальная иммиграция является важнейшим стратегическим приоритетом во внешней политике ЕС, прежде всего, из-за его расширения.
Выгоды от расширения Европейского союза страны-участницы ощутят в будущем, но оплачивать этот процесс придется "старым" членам союза уже сейчас. Хотя половина европейцев поддерживает расширение ЕС, часть населения, тем не менее, боится увеличения безработицы из-за притока дешевой восточноевропейской рабочей силы.

Миграция и трансформация национальных государств  Европы

На первый взгляд может показаться, что терпимое или, напротив, нетерпимое отношение государств к диверсификации собственного культурного пространства, порождаемого миграцией, определено приверженностью их правительств той или другой концепции нации. Однако истинный источник различий в восприятии иммиграции и культурной диверсификации следует искать в различиях политических культур.
После серии терактов 2001-2005 гг. в индустриально развитом мире явно усилилась ностальгия по "классическому" национальному государству, в котором нация по умолчанию рассматривается как культурно сплоченная общность. И среди правящих классов, и в общественном мнении стран "Севера" растут симпатии к культурной (а где возможно - и к этнической) однородности. Мигранты желанны, таким образом, только при условии, если они готовы и способны вписаться в образцы поведения, характерные для принимающей страны. Но промышленно развитые страны обречены на иммиграцию. Остановить иммиграционный поток с "Юга" на "Север" невозможно. И не только потому, что перемещение рабочей силы из неблагополучных зон мировой экономики в благополучные является неизбежным процессом, но и потому, что "Север" нуждается в иммиграции - хотя бы по причине старения его населения.

11 декабря 2011 /
Похожие новости
Миграции населения, их причины и следствия
  Образование на политической карте Европы блока стран с единой валютой. Едиными границами, единым рынком также положительным образом сказалось на развитии миграционных процессов на всем
    Проблема гастарбайтеров, и не только турецких, проблема для Германии давняя, имеющая богатую «биографию». Анализ структуры иностранного населения, проживающего в Германии,
    Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям
   Проблемой массовая иммиграция стала в связи с мировым экономическим кризисом первой половины 70-х годов, стагнацией и ростом безработицы.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: