Туризм: стимулы и перспективы

Большое влияние на развитие туризма оказал XIX в. с его научно-техническим прогрессом, улучшением условий жизни народов вследствие успешной социальной борьбы. Изобретение Фултоном парохода в 1807 г., Стефенсом паровоза в 1814 г., расширение сети дорог в Европе, бурное развитие морского сообщения между Европой и Америкой вследствие наплыва на новый континент огромного числа переселенцев - все это предопределило надежность, скорость, а главное - снизило расходы и на деловые поездки, и на туристические путешествия.

Сокращение рабочего дня, введение гарантированных отпусков, появление свободного времени - все это явилось важным стимулом развития туризма, его инфраструктуры, гостиничного бизнеса. Наиболее успешными в этом отношении стали европейские государства, обладающие уникальными природными красотами и неповторимыми памятниками старины, прежде всего Швейцария и Германия, славящиеся к тому же высокой культурой быта, предельной вежливостью населения.

 

Туризм: стимулы и перспективы


Разумеется, все эти первоклассные отели, курорты были предназначены для обслуживания европейской знати. Однако создаваемая индустрия туризма без массовой базы не имела будущего. Растущая инфраструктура, туристские бюро и другие компоненты отрасли требовали удовлетворения своих функциональных целей и задач, компенсации материальных затрат.

И даже в нашей любимой России в начале двадцатого века появилась первая база отдыха в Подмосковье, которая сразу завоевала доверие столичных жителей. Впоследствии она была разрушено, но ведт главное, это тенденции.
Переход к массовому туризму начал происходить прежде всего в тех странах, в которых была создана для этого материальная база и проявлялась заинтересованность государства в его развитии. Пионерами этого движения вновь выступили все те же Швейцария и Германия, где реально существовали оба фактора. Правящие круги стали рассматривать интенсификацию туристской деятельности, переход к «народному туризму» как эффективную форму подъема гостиничного хозяйства, выхода из финансово-экономического кризиса, в котором оказались многие страны в 30-е годы XX в. В Германии инициатором развития «народного туризма» выступила национал-социалистическая партия, стремившаяся поднять свой имидж среди населения, сплотить народ на основе своих идей.
После Второй мировой войны развитие массового туризма стало приобретать необратимые формы. Лидером по числу национальных туристов была Америка, более других стран мира обогатившаяся за счет войны, и, естественно, Европа ориентировалась, прежде всего, на прием американских туристов.
Вторая половина XX в. стала свидетелем роста туризма не только в странах Европы, но и других континентов, что вызвано целым рядом факторов, в том числе: повышением уровня производительных сил вследствие происшедшей научно-технической революции; быстрым развитием транспорта - автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского и речного; общим улучшением качества жизни, ростом доходов, появлением свободного времени в связи с увеличением продолжительности отпусков; возросшими ин-теллектом и культуры людей, видящих смысл жизни не в накопительстве, а в стремлении обогатить свой внутренний мир и познать разнообразие внешнего мира. Кроме того, побивший все рекорды уровень глобальной урбанизации заставляет людей, уставших от нескончаемого шума и гама, переполнившей эфир антимузыки, от непрекращающегося ни днем ни ночью скрежета металла, визжащих тормозов и сигналов автомобилей, - искать отдохновения на лоне природы (на море, в горах).

 

 

 


Поэтому туризм не прихоть состоятельных людей, ездящих в Куршавель поразвлечься, а жизненная потребность каждого нормального человека, одно из эффективных средств восстановления и поддержания трудоспособности, снятия стрессовых симптомов. Первые серьезные признаки развития туризма в Российской империи обозначились в конце XIX в.: в 1895 г. было создано Российское общество туристов, в 1901 г. - Русское горное общество, уделявшие туризму значительное внимание. В современной России уровень туризма отстает от западных государств. Вместе с тем, став открытой для въезда факти-чески всем желающим, Россия создала благоприятные условия для развития въездного туризма.
Расширялись и выездные туристические потоки, однако их развитие было связано в основном с быстро обогатившимися «новыми русскими», тогда как для значительной части населения, треть которого стало жить ниже черты бедности, туризм оказался недоступен. Развитие туристского бизнеса в условиях глобализирующегося мира привело к увеличению числа рекреационных территорий для систематического и массового посещения туристами.
Хотелось бы особо сказать о Швейцарии - жемчужине туризма, расположенной на перекрестке важных транспортных путей.
Нельзя не восхититься образцовой постановкой в стране курортного дела. Государству принадлежат практически все природные лечебные ресурсы, и оно с огромной ответственностью заботится о сохранении природы, исторических памятников. Запрещено строить любые объекты, портящие или уродующие окружающую среду, в частности многоэтажные здания вблизи зеленых насаждений (парков, скверов, водоемов). Строят дома в несколько этажей, но на поверхности - 2-3 этажа, остальные уходят под землю (с пре-красным интерьером), умело вписываясь в общий ландшафт.
Забота о сохранении природы -патриотический приоритет и государства, и каждого жителя Швейцарии, чего, к глубокому сожалению, нет в России, особенно во вседозволенной Москве, где не здравый смысл руководит застройкой, а всесильный чистоган. Сколько зеленых зон исковеркано в Москве, в частности Кунцевский парк уродливыми 18-этажными небоскребами?! Вот бы кое-кого из московских лидеров послать на выучку в Швейцарию...

Швейцария самой природой создана для туризма.  Чтобы держать на высоте национальный туризм, конкурировать с центрами зимнего туризма в Австрии, Франции, Италии, стране приходится идти на крупные инвестиции под со-вершенствование и строительство туристских комплексов и инфраструктуры, под которые отводится дорогостоящая, остродефицитная земля. Превращение туризма в международный феномен послужило стимулом его выделения в самостоятельное направление научных исследований. Показывая огромную роль туризма в познании мира, развитии культурных контактов между различными странами и народами, укреплении взаимопонимания и мира на региональном и международном уровне, вместе с тем многие исследователи концентрируют внимание на изучении туристских ресурсов в каждой стране для удовлетворения интересов и потребностей туристов. Учитываются также проблемы, связанные с негативным отношением местного населения, особенно в мусульманских странах, к невписывающемуся в исламские обычаи поведению туристов, в частности «раскованное» поведение в общественных местах, «вызывающая» одежда женщин и пр. 
Проблемы окружающей среды являются одним из основных поводов критики в адрес туризма. Однако опасно другое - нарушение окружающей среды различными региональными структурами затрудняет, а в отдельных случаях делает фактически невозможным осуществление туристских программ. Тревожная обстановка создалась на Каспии.
Международный опыт показывает, что развитие туризма напрямую зависит от степени участия государства в этой отрасли. Частнопредпринимательский сектор способен лишь частично удовлетворить финансово-экономические туристские запросы, но не может, да и не заинтересован в крупных долгосрочных инвестициях на развитие курортных, гостиничных и других туристских предприятий, поскольку они не дают быстрой прибыли.

 

Туризм: стимулы и перспективы


Трудности, стоящие на пути развития отечественного туризма, не ограничиваются слабостью правовой базы. Существует целый комплекс проблем, осложняющих развитие массового туризма: и неудовлетворительная работа транспорта, и неимоверно высокие цены на проездные билеты, и плохая экологическая обстановка, и криминальный беспредел, и неразвитость гостиничного дела с низким уровнем сферы услуг, и т.д.
И все же открывшаяся дорога в глобальную и отечественную туристскую сферу пустовать не будет ни в России, ни в мире. Даже в условиях общего кризиса туризм, в целом, испытывая трудности, в то же время продолжает проявлять активность во всех его видах: в международном и внутреннем, водном и горном, автомобильном и пешеходном, познавательном и спортивном, - лишь гибко меняется география туристских потоков. Продолжает активно функционировать Всемирная туристская организация (WTO - основана в 1975 г.), охватывающая 130 стран. Ряд ведущих научных объединений, таких как Американская антропологическая ассоциация, Международная социологическая ассоциация и другие, организуют специальные конгрессы, на которых рассматриваются проблемы туризма и рекреации в современных непростых условиях.
В динамике объем туризма имеет и спады, и подъемы, но масштабный кризис, принесший всем другим сферам экономики огромный, а в ряде случаев непоправимый вред, туризму вряд ли может серьезно и надолго угрожать. Туризм - это активный отдых и источник радости и здорового долголетия.

 

12 декабря 2011 /
Похожие новости
Некоторые аспекты российско-германского сотрудничества в области туризма. Часть 1 
Анализ деятельности туристских фирм в Республике Бурятия
Развитие Туризма в г.Казани. Часть 2
Развитие туризма в Республике Тыва. Часть 2
Некоторые проблемы инвестиционной деятельности в туристской отрасли российской экономики  
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: