Обслуживание состоятельных клиентов: опыт Швейцарии

Private banking сегодня стал рядовым явлением, им занимаются повсеместно. Однако после нескольких серьезных ошибок в обслуживании частных клиентов, характерных для кри-зисных явлений, многие банкиры ищут пути повышения эффективности индивидуальных банковских операций и сохранения репутации своих финансовых институтов. В данном контексте особого внимания заслуживает изучение и анализ швейцарского опыта организации системы индивидуального банковского обслуживания клиентов.

 

Обслуживание состоятельных клиентов: опыт  Швейцарии


В традиционном понимании под рrivate banking понимают оказание собственникам крупного капитала индивидуальных услуг, предназначенных для поддержания и увеличения их благосостояния. В России рrivate banking очень часто рассматривается как понятие эквивалентное индивидуальному банковскому обслуживанию, а иногда, к сожалению, и вовсе используется исключительно как рекламных трюк. По мнению автора, наиболее точно, емко и обоснованно услуги Private Banking интерпретирует Н. В. Гончаренко, которая определяет данный вид услуг через синонимичное понятие обслуживание состоятельных клиентов, осуществляемое путем предоставления им индивидуальных (персонифицированных) услуг.
В процессе своего развития рrivate banking в Швейцарии превратился в отдельную сферу банковской деятельности, подразумевающую высочайший уровень надежности, качества предоставляемых услуг и компетенции. На практике в рамках private banking каждый клиент имеет персонального менеджера, который занимается управлением доверенными активами, при этом защищая как личность, так и коммерческие тайны своего клиента. По дан-ным Boston Consulting Group, в 2009 г. в швейцарских банках хранилось около 27 % (1,6 трлн. евро) от общемировых вложений VIP-клиентов — столько же, сколько в 2007 г. перед началом глобальной рецессии. Наиболее влиятельными частными банками, которые специализируются на предоставлении услуг рrivate banking в Швейцарии, являются члены Швейцарской ассоциации частных банкиров (Swiss Private Bankers Association, SPBA), созданной в 1934 году одновременно со вступлением в силу Закона «О банковской деятельности».
Швейцария является единственной из всех развитых стран, в которой вложения в прямом смысле слова хранятся до востребования, т. е. вечно. Как отмечают эксперты, в период кризиса швейцарские банки стали убежищем для капитала зарубежных хозяйствующих субъектов. К бегству в Швейцарию инвесторов подтолкнуло решение немецкого регулятора BaFin (Федеральное управление по контролю за финансовыми учреждениями Германии) о запрете на необеспеченные сделки. Тогда, по данным банка BNP Paribas, за считанные часы на швейцарские депозиты было переведено 9,5 млрд. долл. Инвесторы вполне обоснованно верят в таланты швейцарских управляющих активами, а также в стабильность местной экономики и валюты. Только с конца 2007 по 2009 год через финансовые учреждения Женевы прошло свыше $1 трлн. средств иностранцев. Это объясняется тем, что Женева с исторических времен является мировым центром private banking. Такое исключительное положение Швейцарии и заработанное столетиями доверие к банковской системе обусловлено двумя группами факторов. Первая группа связана с характеристиками экономики Швейцарской Конфедерации, к которым можно отнести следующее:
- политика нейтралитета с 1815 г., которая обеспечила внутреннюю целостность страны;
- стабильность государственных институтов, обусловленная разнообразными факторами, к числу которых можно отнести: политическую стабильность, мощную и прочную правовую систему, высокую степень открытости экономики и т. д.;
- банковская тайна, которая закреплена и в гражданском, и в уголовном праве, а также в ряде ратифицированных международных соглашений.

А что вы думаете, состоятельным людям стираться не нужно? Черта с два, нужно и ремонт стиральных машин Kaiser пользуется среди них повальным спросом.
Вторая группа факторов связана с качественным содержанием услуг private banking, их особенностью и спецификой. Private banking в Швейцарии включает два взаимодо-полняющих направления — это внутристрановое (onshore) и внестрановое (offshore). Onshore private banking занимается обслуживанием клиентуры в рамках выделенной территории — государства. Как правило, это направление удовлетворяет постоянные финансовые нужды клиента, его семьи и подчинено законодательству этого государства.

 

 

Обслуживание состоятельных клиентов: опыт  Швейцарии

Помимо ориентирования услуг private banking на внутренний и внешний рынок, для Швейцарии характерна следующая группировка клиентов -потребителей данных услуг:
1. Стандартная группа клиентов. Это клиенты, обладающие капиталом менее чем 1 млн. долл. США, но более чем 100 000 долл. США. В такой группе менеджер банка может вести до 200 клиентов.
2. Группа обеспеченных клиентов (High Net Worth Individual, HNWI). К этой группе относят обеспеченных клиентов, обладающих значительным
капиталом на сумму от 1 млн. долл. США до 5 млн. долл. США. Менеджер банка может обслуживать не больше 30-40 таких клиентов.
3. Группа клиентов с высоким уровнем капитала (Ultra High Net Worth Individual, UHNWI), ликвидные финансовые активы которых превышают 50 млн. долл. США. Этот сегмент обслуживают старшие партнеры банковского учреждения, причем согласно традициям общение происходит не менее двух раз в неделю. В процессе общения поднимаются не только вопросы, связанные с управлением состоянием, но и, кроме всего прочего, обсуждаются проблемы, касающиеся наследования, структурирования семейного капитала, подбора школы для детей, определения оптимальной структуры владения холдингами и т. д. 
Швейцария неукоснительно соблюдает рекомендации FATF, поэтому открытию счета предшествует встреча клиента с банкиром, предусматривающая проведение процедуры комплексной проверки происхождения денежных средств (due diligence). Новая редакция правил private banking, которая была введена два года назад, предписывает оценивать уровень потенциальных убытков для репутации банка при работе с определенными категориями клиентов.
Кроме всего вышеперечисленного, отличительной чертой швейцарского private banking являются «ответственные инвестиции», и это при том, что все услуги очень традиционны. Существует 5 категорий риска, для каждой из которых составлен свой тип портфеля, допускающий определенные вариации. В частности, высоко рисковые инвестиции — это 60-65 % вложений в акции. Самая низкая степень риска предполагает примерно 55 % инвестиций в бумаги с фиксированной доходностью и 5 % — в золото. После того, как клиент пообщается с менеджером, стандартный портфель адаптируется под его потребности. Даже «вечность, надежность и опыт» швейцарского private banking требуют контроля со стороны клиента.

 

 


Несмотря на то, что глобальный кризис достаточно слабо затронул экономику Швейцарии, инновации в сфере private banking здесь не заставили себя ждать. Швейцарские банкиры начали активное внедрение системы, которая обеспечивает централизованное управ-ление структурами финансовых институтов, предоставляющих услуги private banking, и позволяет достичь эффекта синергии внутри каждого учреждения. Суть данного нововведения сводится к разделению частного и корпоративного направления деятельности с тем, чтобы обезопасить приватных клиентов от «проколов» на бирже. 
Таким образом, резюмируя особенности private banking в Швейцарии, следует отметить, что эта страна воплощает собой первоначальное понимание того, что такое частное банковское обслуживание для состоятельных лиц. Вместе с тем, в настоящее время швейцарские банкиры все чаще предлагают клиентам перевести деньги в свои же подразделения, расположенные в Сингапуре, поскольку всего за несколько лет в этой стране создан новый мировой центр private banking. Объем средств в частных банках увеличивается в последнее время в среднем на 20 % в год — это примерно в десять раз быстрее, чем рост активов швейцарских банков. В Сингапуре практически совершенная государственная система управления: по рейтингу Transparency International уровень коррупции в данном государстве даже ниже, чем в Швейцарии, т. е. практически нулевой, и отличные условия для хранения фи-нансовых активов. Согласно последним исследованиям Юго-Восточная Азия в настоящий момент имеет самые высокие в мире темпы роста личного богатства. Исходя из этого, с уверенностью можно утверждать только одно — сегмент управления состоянием богатых людей меняется так быстро, что через пару лет он будет совершенно иным, нежели существует на современном этапе.

 

27 ноября 2011 /
Похожие новости
Маркетинговые стратегии продаж санаторно-курортных и оздоровительных услуг в профсоюзных здравницах России. Часть 1
    Логистический менеджмент в деятельности туристского информационного центра. Часть 2
Механизм формирования конкурентных преимуществ в сфере гостиничных услуг. Продолжение
Механизм формирования конкурентных преимуществ в сфере гостиничных услуг. Начало
    Исследования, посвященные отношениям между банками и мелки ми и средними предприятиями (МСП), свидетельствуют о том, что между Францией и Германией в этой области имеются существенные
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: