Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета

Среди форм международного сотруд­ничества, таких как организация совме­стных международных научно-практиче­ских семинаров и конференций, акаде­мическая мобильность (преподаватель­ский и студенческий обмен), написание коллективных монографий, проектная деятельность, с нашей точки зрения, вы­ступает как наиболее перспективная и уникальная форма интегративного ха­рактера, аккумулирующая внутри себя различные виды международного со­трудничества и продуцирующая к жиз­ни новые содержания. Международный проект в терминологии менеджмента проектов определяется как полный, за­вершенный цикл продуктивной иннова­ционной деятельности группы стран. Проект (дословно «брошенный вперед»)
— «это ограниченное во времени целе­направленное изменение отдельной сис­темы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рам­ками расхода средств и ресурсов и спе­цифической организацией». Приведем еще одно определение, данное Немецким институтом стандартизации DIN: «Проект — это план, который, как правило, характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансо­выми, кадровыми и другими ограниче­ниями, отделен от других мероприятий. Предусматривается создание специаль­ной организации для реализации проек­та».

В. И. Катаева, анализируя специфику проектов социальной сферы, разграни­чивает понятия «концепция», «програм­ма» и «проект», утверждая, что «проект, в отличие от программы, является не просто средством управления деятельно­стью, а необходимым условием получе­ния финансирования... Принципы по­строения деятельности, заложенные в проекте, позволяют более эффективно использовать ресурсы, организовывать совместную деятельность, опираясь на конкретные ожидаемые результаты, за­ложенные в проекте, и т. д. Проект — наиболее приземленная, конкретная и реально выполнимая форма деятельно­сти любой организации или учреждения социальной сферы».
В современной теории управления различают два вида управления: про­цессное и проектное, которое является управлением в условиях инновационного режима функционирования. Проект мо­жет рассматриваться именно как один из способов стратегического планирования деятельности организации. «Работа по проектам — это один из способов гибко и своевременно реагировать на меняю­щиеся условия внешней среды не только и не столько для собственного выжива­ния, а для результативного решения про­блем целевых групп». В струк­туре высшего учебного заведения меж­дународный проект выступает именно как форма международной деятельности, как своеобразная творческая задача, по­иск решения которой предполагает максимальную актуализацию научно­-практического потенциала проектного коллектива.
Почему именно проектная форма рас­сматривается нами как наиболее эффек­тивная для современного вуза?
• Во - первых, именно данная форма в крайне непростой для современ­ного вуза ситуации перманентного ре­формирования при условии сокращения бюджетного финансирования позволяет обеспечить приток значительных денеж­ных средств, дающих возможность со­хранения статусных показателей вуза как университета, а также предоставить пре­подавателям и сотрудникам возможность дополнительного заработка путем обра­щения к интеллекту.
• Во - вторых, именно проектная деятельность создает условия для мак­симальной реализации научно-исследо­вательского потенциала преподавателей, для актуализации того «банка идей», ко­торый имплицитно заложен в творческих потенциях каждого подразделения уни­верситета, в первую очередь, — кафедры как творческого коллектива. Междуна­родный проект — это проект с ярко вы­раженной практической направленно­стью. Вследствие такой установки слож­ности возникают именно при переводе идей в практический план, при планиро­вании экономически рациональной структуры проекта. Продумывая специ­фику реализации проектной идеи в рам­ках международной модели, мы не толь­ко вынуждены учитывать условия этой реализации на уровне города, региона, области, но и переносить саму модель в пространство страны — зарубежного партнера.
• В - третьих, в образовательно-­исследовательском пространстве совре­менного педагогического университета международный проект — интегратив­ное образование. Это проект так назы­ваемого «смешанного типа», то есть про­ект комплексный: и инновационный, и научно-исследовательский, и образова­тельный, и учебный одновременно, про­ект как иллюстрация единства теории и практики.
• В - четвертых, проект выступа­ет как возможность постижения мета­языками друг друга. Имеется в виду объ­единение в рамках проектной идеи по­тенциалов нескольких кафедр, что при рациональном, грамотном менеджменте, безусловно, способствует наиболее эф­фективному поиску решения проблем. С другой стороны, проект — возможность постижения языка иной культуры, куль­туры другой страны, специфики иного сознания. В этом плане перспективны не только двусторонние, но и трех-четырех- сторонние проекты, предельно расши­ряющие общие горизонты видения про­блем.
• В - пятых, инновационная про­ектная деятельность выступает как ответ на объективный запрос времени и тех требований, которые предъявляются се­годня к системе высшего образования и к университету. Интернационализация высшего образования выступает как объ­ективный процесс, связанный и с интер­национальным характером научных зна­ний, и с формированием международных стандартов качества. В соответствии с декларацией первой всемирной конфе­ренции ЮНЕСКО по проблемам высше­го образования «Высшее образование в XXI веке» повышение качества высшего образования связано с требованием рас­смотрения высшего образования сквозь призму международного измерения, включая необходимость реализации ме­ждународных научно-исследовательских проектов как обмена идей. При всей неоднозначности оценок Болонско­го процесса и его последствий для рос­сийской системы высшего образования движение в сторону «европейского про­странства высшего образования», попа­дание в «зону европейского высшего об­разования» — неизбежность. Кроме того, изолированной системе трудно конкури­ровать в условиях постоянно меняюще­гося рынка образования.
Таким образом, международный про­ект позволяет рельефно отразить взгляд на образование как феномен, напрямую определяющийся диалогической уста­новкой, обеспечивающей общее расши­рение видения. Проектная деятельность в международном пространстве — это способность реальной оценки проблемы с позиции российских и региональных особенностей, а также — с позиций транснационального взгляда на универ­сальный характер самой проблемы. Вот почему современный университет неиз­бежно попадает в ситуацию необходимо­сти создания и развития новой проектной межкультурной среды.

Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета
Поиск проектной идеи — сложный процесс, который на данном этапе осу­ществляется в двух формах: во-первых, это проявление инициативы зарубежных стран по поиску партнера (задача про­ектного менеджера состоит в том, чтобы оценить реальность ее воплощения в се­веро-западном пространстве, продумать технологии с учетом специфики кадро­вых возможностей университета), во- вторых, это обретение проектной идеи научно-исследовательским коллективом российских преподавателей и соответст­венный поиск зарубежного партнера. Безусловно, второй путь более сложен, требует длительного поиска, поиска того, что интересно «другому», другой куль­туре и другому менталитету.
Рождение проектной идеи предпола­гает общий анализ сложившейся ситуа­ции, выявление конкретной проблемы с параллельным анализом ее структурных характеристик, постановку целей и задач, продумывание состава целевых групп или группы, на улучшение положения которой в конечном итоге направлен проект, характеристику планируемых качественных и количественных резуль­татов. Для педагогического университе­та, так же как и для любого другого об­разовательно-воспитательного учрежде­ния, основной целевой группой выступа­ет ребенок и учитель, то есть детское и учительское сообщество, понимаемые в качестве основных получателей или ад­ресатов итогового продукта. В отдель­ных случаях предполагается работа со студенческим, а также с родительским сообществами.

 

22 марта 2012 /
Похожие новости
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
Стратегический проект «Центральная торговая зона». Часть 2
Бельгийские архитекторы предложили муниципалитету мегаполиса Шанхай проект сооружения на острове Чонмин, территориально считающемся частью города, впечатляющего многофункционального центра.
    Зададимся отнюдь не праздными вопросами. Чем должен завершиться Болонский процесс? Какова возможная стратегия общеевропейских интеграционных процессов после 2010 года?
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: