Феномен религии в гражданском обществе: европейский «MIX» на конференции в Стокгольме.

Вызовы социокультурных перемен, десакрализации актуализируют тематизирование религии в контексте новой исследовательской парадигмы. Религия рассматривается как культурный актор в обществе. В данной ситуации содержание понятия гражданское общество оказывается, с одной стороны, индикатором уровня социальной активности, зрелости социальной системы, с другой культурным маркером качественно новых проблем, аспектов бытия религии в социуме. В таком случае культурное измерение статуса религии возможно оценить лишь взаимополагая религию и гражданское общество, определяя многообразие направлений их взаимодействия. Обозначенные выше проблемы неизменно остаются в центре внимания журнала «Религиоведение» в публикациях как авторитетных, так и молодых отечественных ученых.

В работе международного научного форума приняло участие 70 религиоведов, социологов религии, философов, культурологов из 17 стран мира. Автор статьи был включен в дискуссию в качестве единственного представителя религиоведческого и культурологического сообщества России. Используя ресурсы журнала «Религиоведение», предлагаем, насколько это оказалось возможным, краткий обзор научного и практического содержания конференции.
Вначале обозначим основной круг действующих лиц, инициаторов и исполнителей . Стокгольмская конференция стала еще одним этапом в реализации масштабного исследовательского проекта «Civil Society and New Forms of Governance in Europe The Making of European Citizenship», действующего в рамках программы Евросоюза, стартовавшей в 2005 г. (научная база Rosklide University в Дании). Проект объединил 40 университетов, исследовательских учреждений, институтов социальной сферы в пятнадцати европейских странах. Институтов социальных исследований Швеции, Нидерландов.
Не случайно в качестве площадки для проведения научного форума был избран теологический университетский колледж в Стокгольме Ersta Skondal. Гражданское общество, сфера влияния его социальных институтов приоритеты образовательной и научной деятельности университета. В нем функционирует Институт исследований гражданского общества, поддерживающий многолетнее сотрудничество с университетами Стокгольма, Лунда, Тилбурга, Калифорнии. В работе конференции участвовали представители других европейских исследовательских центров изучения религии и общества Европы.
Как отмечалось организаторами конференции в преамбуле, проблемы религии в современных европейских обществах сравнительно долгое время оказывались не в центре внимания ученых, работавших вне теологических и религиоведческих факультетов на Западе. Социально-политические и культурные трансформации в развитых европейских государствах обусловили интерес к роли гражданского общества, его значению для экономической, политической стабильности, социальной общности и идентичности. Действующие в обществе организации, придерживающиеся религиозных ценностей, образуют важную часть гражданского общества, его гуманитарный ресурс. С другой стороны, возрождение религиозности, политизированные и достаточно агрессивные проявления религиозной веры во многом объясняют фундаментализм в рациональной форме (фундаментализм Просвещения).
Конкретной целью конференции стало определение исторических и теологических оснований социально-культурной динамики религии в Европе (на индивидуальном и социальном уровнях). Объединение усилий историков, социологов религии, теологов будет способствовать, полагают инициаторы конференции, исследованию одной из важных перемен в европейском социуме возвращения религии в общественную жизнь и культуру.
Интересным был формат конференции. Пленарные (в виде открытых лекций ведущих специалистов, ученых c мировым именем), секционные доклады объединялись единой логической схемой (выступление, определенный заранее комментатор, свободная дискуссия). Объемный исследовательский ресурс поступил в интеллектуальный «оборот» задолго до начала самого научного события, оказавшись доступным не только организаторам, но и участникам. По сути, конференция началась еще до официального ее открытия. Значительными, как с точки зрения научного содержания, так и формы, были все прозвучавшие на пленарных заседаниях доклады.
Х. Касанова в заглавном докладе «The Social Dimension of Religion in Civil Society» использовал некоторые исходные позиции упоминавшейся выше своей работы (в частности, тезис о деприватизации религии). В качестве оснований для сравнительного анализа современной социокультурной ситуации он выделил фундаментальные различия церквей в Европе и деноминаций в Америке. Понятие деприватизация, полагает Касанова, описывает процесс включения религий в жизнь общества и культуры, сопровождаемый отказом со стороны религиозных традиций (что происходит повсюду в мире) принять маргинальную и «приватизированную» роль, предназначенную им рамками теорий модернизации и секуляризации .
С точки зрения исследователя, в современных условиях возникает необходимость привлечения более широкой концепции религии. В большинстве европейских обществ религия возвращается в социально-политическую сферу. В 1980-е гг. практически каждый значительный политический конфликт демонстрировал скрытое влияние религии. Особенность «возврата» религий в XX в. не в защите их статуса, как это происходило в прошлом, а в том, чтобы участвовать в определении и установлении современных границ между частной и общественной сферами, законностью и моралью, индивидуальным и общественным, семьей, гражданским обществом, государством, между нациями, государствами, цивилизациями и мировой системой. В то же время общественное сознание (в рефлексивных практиках, на феноменальном уровне) демонстрирует столкновение в качестве крайних либеральной и традиционалистской позиций.

Ключ к любому сравнительному анализу изменений религии в процессе секуляризации в Европе и Америке, положения религии в современном гражданском обществе (с учетом заявленного выше широкого контекста), подчеркнул Х. Касанова, в аналитическом различении между церковью и деноминацией. Конфессионализация нации, государства, «территориализация» религии общие и важные формативные признаки в истории национальных государств Европы. В европейской культуре государство определялось конфессионально. В связи с этим секуляризация в Европе наиболее адекватным образом может быть понята как процесс последовательной деконфессионализации государства, нации, населения страны. Наряду с общими тенденциями, в европейском пространстве обнаруживаются и специфические в национальном плане особенности, разнообразные, радикальные и компромиссные формы деприватизации и деконфессионализации религии, участия государства в этом процессе.
Итак, к ведущим акцентам в представленном многообразии положения религии в современном гражданском обществе Европы отнесем, во-первых, включенность прорелигиозно ориентированных организаций в публичный дискурс. В первую очередь это происходит в связи с проблемами экономики, политической и социокультурной сфер в обществе. Государство в основном делегирует церкви миссию социальной работы, осуществляя весьма серьезные финансовые «вливания». Религиозные объединения, как правило, не удовлетворяются функцией дополнения деятельности государственных институций. Основной «нерв» европейского дискурса по поводу гражданской религии подчеркивание необходимости и настоятельной потребности культурного диалога с участием представителей всех заинтересованных в нем сторон. В то же время актуальна достаточно четкая дифференциация трех (применительно к христианству) проектов культурного пост секулярного диалога: американский деноминационализм, европейский конфессионализм и социокультурная ситуация стран бывшего соцблока. На наш взгляд, парадокс исходных оснований современной рефлексии религии на Западе восприятие ее в контексте концепции гегемонии идей А. Грамши. Возможности религии как практически духовной культурной формы во многом нейтрализуют подходы иных по отношению к ней мировоззрений. Сложная и разнообразная картина положения религии в современной культуре становится доказательным обоснованием общности переживаемых как новой, так и старой Европой проблем, вне зависимости от политической и иной риторики.

 

20 марта 2012 /
Похожие новости
Государство
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
  В статье рассматривается вопрос о пределах религиозной толерантности в античном мире на примере Древней Греции. Автором проанализированы зафиксированные в литературе взгляды на проблему
Настоящий сборник представляет собой совместный проект польских и финских социологов, посвященный анализу современных трансформаций в Европе.
  В последнее время очень много говорится о необходимости выработки или нахождения национальной идеи для России.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: