Построение программного бюджета и оценка эффективности программ

При очередном составлении федерального бюджета правительство и широкая общественность задают себе один и тот же вопрос: «Что мы получим за эти деньги?». Традиционный бюджет, по образному определению, представляет собой пресловутый «черный ящик», содержание которого скрыто. Сложно понять, какие результаты можно получить, осуществляя ежегодные запланированные расходы. При подобном традиционном подходе к бюджетированию практически нельзя оценить, какие цели будут достигнуты, какие задачи решены, какой эффект получен. 
Преодолеть эти недостатки, сделать содержание «черного ящика» ежегодных расходов прозрачным и понятным позволит переход на программное бюджетирование. Такой переход — достаточно сложный процесс, требующий в том числе перестройки системы государственного управления. С этой точки зрения программное бюджетирование можно рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного сектора экономики.

Построение программного бюджета и оценка эффективности программ

Эффективная бюджетная политика должна быть направлена на достижение устойчивого развития государства, повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством. На сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов достижения этих целей становится программный бюджет, переход к которому — приоритетное направление реформирования бюджетной системы Российской Федерации. Как известно, федеральный бюджет 2011 г. частично уже составлен с учетом программного формата, а начиная с 2012 г. значительная часть федерального бюджета будет представлена в виде комплекса государственных программ, в рамках которых предполагается проведение модернизации российской экономики, создание условий для повышения ее конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата в стране,что в свою очередь положительно повлияет на развитие отдыха в россии на море
Внедрение программного бюджетирования требует целого ряда существенных изменений в финансовой деятельности государства, в т. ч.:
—    модернизации всех финансовых процессов,
—    реорганизации административных структур,
—    повышения профессионализма всей финансовой деятельности,
—    новых компетенций специалистов сферы общественных финансов.
При этом следует обратить внимание на еще одно важное обстоятельство — переход к программному бюджету отражает современную тенденцию, которая заключается в том, что методы и инструменты управления государственными и частными финансами начинают все больше сближаться.
Повышение требований к качеству исполнения государственных функций в 1990-х гг. ХХ в. закономерно инициировало процесс реформирования системы государственных финансов развитых стран, в большинстве из которых начали внедряться новые методы бюджетирования. В последние десятилетия большинство стран (Франция, США, Канада, Бразилия, Россия, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Швеция и др.) пытаются перейти на программный бюджет с разной степенью успеха.
Основой для внедрения программного метода во Франции стал конституционный закон о финансах, принятый в 2001 г. (LOLF 2001), который стал мощным рычагом продвижения бюджетных реформ. В соответствии с данным законом с 2006 г. все расходы во Франции планируются и исполняются на основе бюджетных программ, которые отражают основные направления государственной политики.
Приблизительно с этого времени можно говорить о начале проведения крупномасштабной бюджетной реформы. Ее целью был переход к модели государственного менеджмента, что означало придание существенно большей прозрачности всему бюджетному процессу и требовало ответственности и эффективной деятельности всех лиц, участвующих в нем.
Все это свидетельствовало об изменении бюджетной культуры в целом: началась трансформация логики бюджетного процесса от расходования бюджетных средств к достижению конкретных результатов.
Была разработана новая — трехуровневая структура бюджета, который стал более «жестко привязан» к целям государственной политики. Начиная с 2008 г. действует «закон программирования» общественных финансов, рассчитанный на три года. Этот закон включает директивное и индикативное планирование для использования на разных этапах подготовки программного бюджета
Основные бюджетные инновации касаются структуры французского бюджета, в рамках которого начиная с 2006 г. формулируются миссии, или глобальные задачи соответствующего бюджета, которые подразделяются на программы, включающие в себя направления.
В новой бюджетной системе финансовые ресурсы могут свободно распределяться по программам, и их разделение по подпрограммам и типам расходов становится исключительно индикативным. Такая глобализация приводит к повышению гибкости управления, поскольку лица, которые несут ответственность за реализацию определенных программ, имеют полномочия самостоятельно распределять ассигнования между подпрограммами и типами расходов. Единственным исключением является заработная плата, которая имеет фиксированный характер. Следует отметить смягчение порядка, касающегося переноса ассигнований на последующие периоды, в частности, становится возможным перенос до 3 % любых ассигнований, что позволит повысить эффективность бюджетных расходов и сделает более прозрачным управление программой.
На сегодняшний день не существует единой модели построения программного бюджета для всех стран мира. Французский вариант разработки программного бюджета предполагает последовательное выполнение трех основных этапов:
1-й этап — формулировка миссий (задачи государства);
2-й этап — определение программ (выбор наиболее приоритетных направлений деятельности в рамках каждой из миссий);
3-й этап — определение конкретных действий в рамках программ таким образом, чтобы можно было оценить полученный результат при помощи соответствующих индикаторов.
Миссии соответствуют основным целям (направлениям) государственной политики. При этом формулируемые миссии делятся на два кластера: ведомственные — одного министерства и межведомственные — нескольких министерств. Следует отметить, что большинство миссий носит ведомственный характер. Примеры ведомственных миссий французского бюджета: культура, оборона, экономика, финансовые обязательства государства, план стимулирования экономики, управление государственными финансами и человеческими ресурсами. Примеры межведомственных миссий: исследование и высшее образование, социальная система и пенсия, школьное образование, работа и занятость.
Количество программ, соответствующих конкретной миссии, может варьироваться, например в бюджете 2010 г. количество программ колеблется от 10 до 2.
Программа должна содержать информацию о том, что и как надо делать, чтобы в полной мере достигнуть поставленных целей. При этом обращается особое внимание на повышение качества государственных услуг в рамках повышения эффективности проводимой государственной политики, реализуемой с помощью бюджетных средств, и оптимизации издержек по их предоставлению.

Построение программного бюджета и оценка эффективности программ
Каждой из этих программ соответствует определенный объем финансовых ресурсов. Чиновник, который несет ответственность за реализацию программы, получает в свое распоряжение пакет ассигнований и целиком и полностью отвечает за выбор способов достижения поставленных целей.
Ухудшение положения дел в бюджетно-налоговой сфере, обусловленное ростом государственной задолженности и увеличением государственных расходов в связи со старением населения в Южной Корее, привело к необходимости реформирования сферы государственных финансов. Одним из ключевых направлений ее модернизации стал переход на программное бюджетирование (с 2006 г.). В декабре 2006 г. был введен в действие «Национальный закон об управлении государственными финансами», содержащий требования к анализу и оценке программ и определяющий основные подходы к построению программного бюджета, который описывает также стратегические направления политики и распределение ресурсов в каждом секторе
Переход на программный бюджет в Швеции предполагает усиление автономии и повышение ответственности государственных департаментов. Программное бюджетирование позволяет улучшить управление в отраслевых министерствах. Новая бюджетная архитектура требует построения цепочки ответственности, когда на национальном и локальном уровне определяются конкретные лица, ответственные за результаты реализуемой программы. Критически важно, чтобы ответственным за программу/ подпрограмму и ассигнования назначался только один менеджер, у которого должно быть достаточно пространства для маневра.
В идеале структура программного бюджета должна быть максимально простой и соответствовать предоставлению информации, необходимой для анализа и принятия эффективных бюджетных решений. Это связано с тем, что главной задачей программного бюджетирования является обеспечение прочной связи между стратегическими планами государства и государственным бюджетом.

19 марта 2012 /
Похожие новости
Управление финансами
Конструирование программы — это ключ к успеху. Важное значение имеет структура программы. С одной стороны, ее разработка не представляет сложности как таковая, т. к. программы, как правило, уже
Л.Бальцерович, "архитектор" польских реформ, бывший премьер-министр и министр финансов Польши, анализирует экономическую стратегию развития страны на ближайшие годы. С момента начала реализации плана
    Успешное функционирование городских органов власти и в целом всей системы местного самоуправления неразрывно связано с укреплением ее финансовой основы, складывающейся из
    БЮДЖЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ Финансовый регламент подтверждает бюджетные принципы, закрепленные в Договоре о Европейском Союзе. Принцип единства и точности бюджета Этот принцип означает, что все
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: