Современный газетный редизайн: к определению понятия

Д. Моэм, Р. Локвуд и др.), а также анализирует опыт зарубежных изданий газетного типа, редизайн которых состоялся в период с 2002 по 2008 г. : «Ulster Herald» (Швеция), «Ell Tribuno» (Испания), «DIE WELT» (Германия), «The Wall Street Journal» (США), «Daily Mirror» (Великобритания), «Publico» (Испания), «The Times» (Великобритания), «The Independent on Sunday» (Великобритания) и др.
Как показывает ежегодный конкурс «Газетный дизайн», который проводится Российским отделением Всемирного общества газетного дизайна (Society of Newspaper Design, SND), в число заметных редизайнов газет попадают не только центральные издания, такие, как, например, «Ведомости» или «Независимая газета», «Труд» или «Аргументы и факты». Основная доля участников  совсем небольшие местные газеты, которые по качеству дизайна не уступают крупным общенациональным игрокам медиарынка. Так, на последнем конкурсе (декабрь 2008 г.) в номинации «Редизайн года» «серебро» получили «Ведомости» (г. Москва) и «Ваше дело» (г. Барнаул), «бронзу»  «Жуковские вести» (г. Жуковский).
Большой интерес к редизайну наблюдается и в Томске. Одним из направлений работы лаборатории редакционноиздательского дела факультета журналистики Томского государственного университета является корректировка моделей периодических изданий. Только за последний год сотрудники подразделения реализовали пять проектов по модернизации газет разного типологического статуса: от городских («Томская нефть», г. Стрежевой) и региональных сетевых изданий (газета «Охотник и рыболов») до корпоративных.

Редизайн является одним из самых актуальных направлений современного газетного дизайна в мире. В журнале «Design» SND тема преобразования газеты занимает особое место. Вопросам практики редизайна уделяют внимание Институт Пойнтера (Poynter Institute), Ассоциация преподавателей журналистики и массовой коммуникации (Association for Education in Journalism & Mass Communication), Американское сообщество газетных редакторов (American Society of Newspaper Editors), Американская ассоциация газет (Newspaper Association of America) и т.д. Авторитетные дизайнерские компании  «Cases i Associate» (Испания), «Garsia Media» (США)  выпускают специальные альбомы, где представляют собственную концепцию модернизации газеты как канала медиа.
Однако сам термин «редизайн», широко используемый журналистским сообществом, до сих пор определен недостаточно.
В целом для отечественных специалистов (преимущественно практиков) характерно узкое понимание редизайна: преобразование облика издания. Как 
показывает наш собственный опыт работы с редакторами газет, дизайн воспринимается отдельно от содержания, маркетинга и менеджмента издания. Такой подход, на наш взгляд, является непродуктивным, противоречащим самой сути редизайна. Поэтому уточнение данного термина является важным этапом в контексте адаптации зарубежного опыта моделирования периодики в практике отечественных региональных изданий.
Как направление газетного дизайна, редизайн разрабатывается в трудах западных исследователей. Основные принципы представлены в книгах и статьях М. Гарсиа , Р. Ризона , Д. Моэма , С. Аймса , Р. Локвуда  и др. Однако исследовательскими в полной мере данные работы назвать нельзя. Эти авторы  практики, признанные специалисты в своей области. Они анализируют собственный опыт, акцентируя внимание либо на приемах дизайна и типографики, которые помогли достичь намеченных целей, либо на демонстрации самой процедуры проведения редизайна.
Определения термина, которые дают американские авторы, также имеют существенные различия. Стивен Аймс понимает под редизайном инструмент «создания наиболее эффективного механизма взаимодействия с читателем». Рон Ризон  любые изменения в структуре содержания или оформления. Марио Гарсиа отмечает, что «настоящий редизайн  это больше, чем изменение внешнего облика газеты. Это преобразование всего издания и его содержания».
Однако всех этих авторов объединяет то, что редизайн рассматривается в контексте концепции визуальной журналистики (см. подробнее: М. Гарсиа ,  Д. Моэм , Р. Локвуд , К. Барнхерст , А. Смит  и др.), одна из центральных идей которой заключается в понимании газеты как визуального СМИ. Единицей содержания номера выступает не только текст, но и иллюстрация, график, и роли этих элементов в процессе создания журналистского произведения  равнозначны. Также дизайн включается в структуру менеджмента печатного СМИ (имеется в виду принцип «командной работы» (teamwork)). Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются визуализацией типологических и содержательных характеристик издания, созданием индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Одной из основных задач становится управление ресурсами моделирования (текст, фотоиллюстрирование, графика и т.д.).
Термин «редизайн» образован путем слияния приставки re и слова design и дословно переводится как «изменение дизайна». Поэтому, когда мы говорим о базовых принципах редизайна, мы исходим из основных тенденций развития современного дизайна.

При проведении редизайна нельзя не учитывать содержание. При этом модернизация предполагает изменение не только тематического рубрикатора, но и принципов формирования «контента», в частности, имеется в виду использование в процессе разработки темы различных способов презентации, в том числе и визуальных.
Марио Гарсиа, описывая собственный опыт проведения редизайна, пишет о том, что каждый новый проект он начинает «с анализа аудитории и содержания. Типографические изменения, которые хорошо работают в одной газете, не обязательно будут столь же эффективны в другой» .
Изученный нами опыт ряда европейских и американских изданий за период с 2002 по 2008 г.  показывает, что в большинстве случаев редизайн действительно начинался с пересмотра содержательной структуры номера. Модернизация ежедневной газеты «A Gazeta» (Бразилия) проходила в несколько этапов. Первый (2003 г.) заключался в разработке новой модели содержания, адекватной сложившейся маркетинговой ситуации. Тематический рубрикатор был изменен незначительно, однако существенную трансформацию претерпел сам подход к формированию содержания. Новая концепция заключалась в наполнении газеты большим количеством кратких, информативных, легко и просто написанных новостей.
Параллельно шла реорганизация «ньюзрума», а редакторов и журналистов, в том числе сотрудников артотделов, обучали работать в новом формате. И только в 2004 г. была изменена графическая модель «A Gazeta». Практически по этой же схеме проходил редизайн таблоидов «Panama America» (Панама) и «Notica Agora» (Бразилия), спортивной газеты «Lance!» (Бразилия), общественнополитического издания «El Nacional» (Венесуэла) и др.
Обзор современной практики свидетельствует также, что изменения издания происходят не только на стандартных уровнях моделирования. Интеграция газеты с платформами электронных медиа является неотъемлемым элементом преобразования печатного СМИ.
Вариантов построения подобных «смешанных редакций» существует множество. Однако какие из них являются эффективными, еще не ясно. Пока эти проекты существуют в виде эксперимента. Хотя есть один общий момент, о котором в интервью и в своих выступлениях говорят руководители изданий, включившихся в процесс интеграции. В результате слияния разных платформ возникает новая система производства новостей. Стандартная организация «ньюзрума» выстраивается на конечном принципе выпуска газеты: deadline, за которым следует перерыв, и затем старт нового номера. Но с возникновением единого информационного пространства процесс производства медийного продукта становится бесконечным. Газета включается в общую информационную линейку. Однако на данном этапе совершенно неясно, по какому принципу должно происходить разделение новостей между различными платформами. Но именно этот вопрос является ключевым в современном газетном редизайне.

19 марта 2012 /
Похожие новости
Газеты Ниццы как источник изучения истории русских путешествий в приморские Альпы во второй половине XIX – начале XX вв. Часть 3
Газеты Ниццы как источник изучения истории русских путешествий в приморские Альпы во второй половине XIX – начале XX вв. Часть 2
Газеты Ниццы как источник изучения истории русских путешествий в приморские Альпы во второй половине XIX – начале XX вв. Часть 1
Функции и объекты планирования, принципы его организации
Рассмотрено современное состояние дизайна в Дании, его роль в формировании современной культуры и общества в целом, а также характерная социальная ориенти рованность дизайнерской деятельности. Ярким
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: