Законодательное предотвращение и практическое регулирование банковских кризисов в Швеции

Доклад шведско-русского семинара по вопросам регулирования банковских кризисов, состоявшегося в июле 2000 г. в Стокгольме, содержит изложение выступлений шведских финансистов, анализирующих причины и методы преодоления банковского кризиса в Швеции в начале 90х годов. Причины банковского кризиса в Швеции, считают С.Виотти и П.Энглунд, кроются в особенностях экономической политики страны в течение двух предшествующих кризису периодов  70х годов (политика жесткого государственного регулирования) и 80х годов (политика дерегулирования). Каталог проектов коттеджей, представленный на сайте intexhome.ру, предлагает вам широкий спектр услуг по строительству и проектированию домов различной сложности. Именно на данном ресурсе вы сможете найти наилучший и перспективный для вас вариант будущего жилья.
Политика регулирования выражалась в том, что правительство использовало Центральный банк (ЦБ) как инструмент распределения финансовых ресурсов страны так, как оно считало нужным. Предпочтение отдавалось финансированию все возрастающего дефицита государственного бюджета и амбициозной жилищной программы как важной части системы благосостояния. Были введены ограничения относительно суммы предоставляемых банками кредитов и уровня процентной ставки. Финансовый сектор в тот период не соответствовал рыночным критериям  не было как такового ни денежного рынка, ни рынка облигаций, ни рынка опционов и фьючерских контрактов. Рынок акций превалировал над всеми другими. Существовали также серьезные ограничения в отношении иностранной валюты и почти полный запрет на международные финансовые инвестиции. Однако шведские многонациональные компании, как важный инструмент экономики страны, не испытали на себе каких-либо государственных ограничений.

Законодательное предотвращение и практическое регулирование банковских кризисов в Швеции

И.Бэкстрём подразделяет причины банковского кризиса на долгосрочные и краткосрочные. Первые связаны с развалом Бреттон Вудской системы в начале 70х годов. Потерявшая стержень банковская система Швеции оказалась неприспособленной к функционированию в условиях дерегулирования. Причина краткосрочного характера  это кредитная экспансия конца 80х годов, которая характеризовалась преимущественным ростом портфельных инвестиций. Сыграли свою роль и краткосрочные кредиты в иностранной валюте, получая которые шведские заемщики стремились выгадать на разнице в величине внутренних и внешних процентных ставок.
Экономическая ситуация 70х годов характеризовалась высокими темпами инфляции, что приводило к неоднократным девальвациям денежной единицы страны,  наиболее крупная произошла в 1982 г., когда шведская крона обесценилась на 16%. Фиксированный валютный курс в условиях высокой инфляции имел своим следствием установление процентной ставки на уровне, значительно превышающем соответствующие уровни за рубежом. Однако, поскольку доходы с капитала облагались высокими налогами, реальная процентная ставка (после уплаты налогов) была очень низкой и иногда даже отрицательной. Как считает П.Энглунд, действия правительства по ограничению спроса на кредиты в условиях, когда темпы инфляции превышали рост процентной ставки, были вполне логичными.
Процесс дерегулирования, пик которого пришелся на осень 1985 г., затронул в первую очередь банки, ипотечные и другие финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании жилищного строительства и сектора недвижимости. Предельный уровень кредитования был существенно повышен, что немедленно сказалось на увеличении объемов кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам, а затем и корпоративному сектору. В период дерегулирования банки и ипотечные институты увеличивали свои кредиты в среднем на 20% в год. Доля банковских кредитов в иностранной валюте возросла с 25% в середине 80х годов до почти 50%  в 19891990 гг. Кредитная экспансия сопровождалась бумом в спросе на жилье и инвестициях в недвижимость, а также раздуванием активов предприятий.
В конце 80х  начале 90х годов синхронное действие микро и макроэкономических факторов привело к тому, что в Швеции установились:
  1) низкие темпы инфляции (резкая смена приоритетов экономической политики страны  акцент был сделан на борьбу с инфляцией, что открыло путь росту безработицы);
  2) высокие реальные процентные ставки (результат воздействия ряда международных факторов, таких, как воссоединение Германии);
  3) низкий уровень расходов на выплату процентов по отношению к доходам с капитала (результат налоговой реформы).
В результате действия этих факторов произошло резкое падение (на 60%) цен на недвижимость и крах финансовых компаний, специализирующихся на обслуживании коммерческих сделок с недвижимостью. Затем последовал кризис на рынке коммерческих ценных бумаг, а осенью 1991 г. с проблемой неплатежеспособности столкнулись банки, сначала  относительно небольшие, а затем и крупные, диверсифицированные. Осенью 1992 г. все шведские банки были близки к коллапсу; проблема усугубилась тем, что иностранные банки закрыли свои кредитные линии. Иностранные спекулянты атаковали шведскую крону. Швецию поразил острый финансово-экономический кризис, грозивший разрушить всю финансовую систему страны.
В докладе уделено много внимания принципам и методам преодоления шведским государством финансового и конкретно банковского кризиса.
Прежде всего, в законодательном порядке было создано специальное, независимое от правительства и какого-либо его органа учреждение  Агентство по поддержке банков (АПБ), нацеленное на решение кризисных проблем. Авторы Доклада подчеркивают, что АПБ было создано не для спасения банков, а для обеспечения платежеспособности финансовой системы Швеции. Агентство имело доступ к государственным ресурсам и было наделено широкими полномочиями. Как отмечает У.Бэкстрём, при разработке первоочередных шагов правительство руководствовалось следующими принципами.
Прозрачность и открытость. Для того чтобы сохранить доверие общественности к банковской системе, власти открыто признали все допущенные ошибки. Это позволило приостановить панику и слухи и начать конструктивную работу. Достижение политического консенсуса в обществе, т.е. совместные действия и поддержка со стороны всех партий.
Полная и рассчитанная на долгосрочный эффект «чистка» всей банковской системы, поскольку при отсутствии таковой возможно повторение кризиса через 510 лет. Банки в сложной ситуации могут обращаться к АУК за помощью, которое, как предполагается, должно сменить руководство банка, но оставить акции за акционерами. Агентство будет уполномочено предоставлять правительственную гарантию определенных претензий к банкам. Новая гарантия, в отличие от прежней, будет покрывать только те претензии, которые появились после того, как банк попал под государственный контроль. Тем самым затраты налогоплательщиков будут сведены к минимуму, а инвесторы не будут опасаться вкладывать свой капитал в банк во время и после кризиса. Спустя какое-то время АУК сможет принять решение, стоит ли позволить банку обанкротиться или, напротив, вернуть собственникам банка его старое руководство и предоставить правительственную гарантию на его обязательства в обмен на определенные действия со стороны банка. В любом случае собственники подумают дважды, прежде чем допустить, чтобы банк попал в кризисную ситуацию.

Законодательное предотвращение и практическое регулирование банковских кризисов в Швеции
В докладе отмечается, что угроза финансовых кризисов во многих странах возросла в связи с усилением процессов интернационализации банковского сектора. Это потребовало разработки общего международного минимума стандартов надзора за банками, нашедшего отражения в Базельских ключевых принципах, подписанных в 1999 г. министрами финансов и руководителями центральных банков 137 стран. Наиболее важные из этих принципов следующие:
   1) независимость национальных контролирующих органов как от политиков, так и от частных интересов;
   2) четкость правил лицензирования, которые должны быть общими для банков всех стран;
   3) управление рисками  важнейшая задача контролирующих органов;
   4) консолидированный надзор, контроль и наблюдение должны распространяться на всю банковскую систему страны;
   5) наделение контролирующих органов полномочиями по ограничению деятельности того или иного банка в целях предотвращения системного банковского кризиса;
   6) глобальный международный надзор за деятельностью банков конгломератов;
Как отмечается в докладе, соблюдение этого минимума банковских стандартов позволит любой стране, в том числе и России, обеспечить макроэкономическую стабильность. Для России это важно также и в плане повышения ее международного рейтинга.

14 марта 2012 /
Похожие новости
          Процесс создания денежной системы в Болгарии начался с момента освобождения страны русскими войсками от турецкого ига в 1878 г. В первые годы независимости
Начавшийся в восьмидесятые годы прошлого столетия процесс модернизации французской банковской системы в настоящее время практически завершен. Сегодня французская  банковская система опирается на
    Венгрия имеет одну из самых развитых кредитно-финансовых систем среди стран Восточной Европы. Ее банки предоставляют наиболее качественные услуги в регионе и привлекают иностранные
Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождалась адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих
  Ш. Штойер, ответственный сотрудник "Дойче банка", считает частное потребление одним из столпов экономики ФРГ. С 50-60-х годов, когда началось строительство жилья в кредит, все отчетливее
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: