Сеть филиалов ТНК: Интеграция, управление и влияние

В первой главе "Степень интеграции некоторых шведских ТНК" автор отмечает, что интеграция, определяющая конкурентоспособность крупных ТНК, в последнее время претерпевает изменения: происходит переход от системы связей между материнской фирмой и филиалами к системе взаимосвязей между филиалами. Глобальная конкурентоспособность ТНК определяется их умением организовать "процесс коллективного приобретения знаний” и особенно координировать производственные навыки, а также интегрировать многочисленные потоки технологии таким образом, чтобы корпорация была “чем-то большим, чем простой набор определенных видов бизнеса".
На основе изучения деятельности 59 филиалов шведских ТНК различных отраслей (целлюлозно-бумажной и производящей промышленное и телекоммуникационное оборудование) автор пытается оценить степень интегрированности крупнейших и наиболее процветающих шведских ТНК с помощью показателей, измеряющих потоки знаний и продукции.
Знания, являющиеся важнейшим фактором конкурентоспособности, рассматриваются автором как способность разрабатывать новые продукты и производственные процессы. Потоки знаний приобретают форму передачи результатов НИР в рамках ТНК. Чем выше интеграция в форме передачи результатов НИР, тем большую роль играют отдельные филиалы в технологическом развитии других филиалов и ТНК в целом.

Сеть филиалов ТНК: Интеграция, управление и влияние

Автор классифицирует филиалы следующим образом: местные новаторы (37), пользователи знаний (11), глобальные инвесторы (4) и интегрированные филиалы (70). Особую роль играют интегрированные участники и глобальные инвесторы, хотя общая численность их невелика и существуют они не у всех ТНК.
Проанализировав интеграцию в форме передачи НИР, автор приходит к следующим выводам: 1) различные филиалы играют разную роль в процессе передачи НИР; 2) существует большая разница между подразделениями разных ТНК в степени интеграции разработок процессов и продуктов; 3) наличие у шведских ТНК комплексной системы интеграции НИР является скорее исключением, чем правилом.
По показателям интеграции в форме потоков продуктов автор группирует филиалы следующим образом: 1) филиалы с внешней ориентацией (имеют ограниченные связи с другими филиалами или не имеют их вовсе); 2) вертикально интегрированные филиалы с интеграцией, направленной вниз (закупающие исходные материалы у других филиалов и продающие свою продукцию за пределы ТНК); 3) вертикально интегрированные филиалы с интеграцией, направленной вверх (закупающие исходные материалы за пределами ТНК и продающие свою продукцию другим филиалам); 4) взаимно интегрированные филиалы (закупающие исходные материалы и продающие свою продукцию в рамках ТНК).
Из обследованных 54 филиалов к первой группе относятся 18, ко второй — 27, к третьей — 6, к четвертой — 3. Отсюда следует, что интеграция в форме потоков продуктов в шведских ТНК носит умеренный характер, она скорее относится к старому типу интеграции, когда филиал выступает как самостоятельная единица, чем к типу новой глобальной интеграции с комплексными взаимосвязями между отдельными филиалами.
Исследуя взаимосвязь между интеграцией в форме потоков НИР и потоков товаров, автор приходит к выводу, что уровень этой взаимозависимости довольно низок, это означает, что данные показатели отражают различные аспекты процесса интеграции. По мнению автора, для укрепления конкурентоспособности ТНК следует ставить задачу не повышения уровня интеграции и кооперирования между отдельными филиалами, а достижения гибкости и экономии на масштабах производства в филиалах, принадлежащих к различным сферам бизнеса, не очень склонных к интеграции.
Во второй главе, озаглавленной "Использование системы деловых отношений для определения степени контроля материнской фирмы над филиалами" анализируется влияние деловых отношений филиалов на степень их интеграции в ТНК. Все филиалы автор делит на 4 группы: 1) филиалы с внешней ориентацией; 2) филиалы с полувертикальной интеграцией; 3) филиалы с вертикальной интеграцией; 4) интегрированные филиалы.
В филиалах с внешней ориентацией доминируют отношения обмена с партнерами за пределами ТНК. Эти филиалы внедрены в системы поставщиков и потребителей, а степень их интеграции в ТНК невелика; они могут ориентироваться как на местных, так и на зарубежных партнеров. Филиалы с полувертикальной интеграцией имеют отношения обмена как с внешними партнерами, так и внутри ТНК, при этом внешние партнеры могут находиться как в стране размещения филиала, так и за ее пределами. Обычно в таких филиалах высока доля экспорта. Филиалы с вертикальной интеграцией, как правило, служат ТНК средством выхода на рынки стран размещения филиалов, а иногда и на рынки третьих стран. Интегрированные филиалы в большей степени интегрированы в корпоративную систему, чем филиалы предыдущей группы, поскольку их продукция сбывается в рамках ТНК.
Из 45 обследованных филиалов, принадлежащих крупным шведским ТНК машиностроительной и лесообрабатывающей промышленности, четыре принадлежат к первой группе, 12  ко второй, 12  к третьей и 7  к четвертой.

Сеть филиалов ТНК: Интеграция, управление и влияние
В заключение главы автор отмечает, что поведение филиала определяется деловыми условиями системы, в которую он включен. Влияние, оказываемое на поведение филиала, в высшей степени зависит от отношений обмена. Чем более выражена внешняя ориентация филиала, тем в большей степени его поведение определяется деловыми условиями партнеров, а не корпоративной стратегией. Для филиалов 1й группы корпоративное управление состоит в основном из финансового контроля.
В третьей главе рассматривается проблема интеграции филиалов в рамках ТНК. Одной из важных тем в литературе о ТНК является анализ определения при разработке стратегии ТНК правильного соотношения между процессом приспособления филиала к местным условиям и глобальной интеграцией ТНК, т. е. о включении филиалов во внутрикорпоративные и во внекорпоративные системы. Автор определяет интеграцию как включение филиала в корпорацию, т.е. в деловые связи с ее другими подразделениями. При анализе интеграции он пользуется той же 
классификацией филиалов, что и в предыдущей главе. Из обследованных филиалов 23 относились к первой группе, 34  ко второй, 14  к третьей, 7 — к четвертой.
Анализируя влияние филиала на стратегию ТНК, автор делит все филиалы на поставщиков или получателей технологий, так как технологическое развитие является ключевым фактором экономического роста и глобальной конкурентоспособности. Позиция поставщика технологии определяется тем, насколько существенна роль филиала для других подразделений ТНК в разработке продукта, производственного процесса, в передаче технологической информации, непосредственно не связанной с процессом разработки. Позиция получателя связана с тем, насколько данный филиал зависит от других подразделений ТНК в разработке продукта и производственного процесса и имеющейся у них технологической информации.
В результате анализа автор пришел к выводу, что роль внешних потребителей особенно велика в разработке продукта: большое влияние на этот процесс оказывают 107 связей с внешними потребителями и только 21  с внутренними. Внешние поставщики также оказывают на процесс разработки продукта большее влияние, чем внутренние: соответственно 72 и 53 связей. В разработке производственных процессов также преобладает роль внешних контрагентов: 59 связей с внешними потребителями и 6 с внутренними. Технологическое развитие, заключает автор, не является внутренним делом ТНК, которое организуется и контролируется штаб-квартирой.

 

14 марта 2012 /
Похожие новости
    В наиболее полной трактовке международный маркетинг — это организация деловой деятельности, при которой поток товаров и услуг направляется к потре бителям и пользователям
    Югославская специалистка в области статистики рассматривает взаимосвязь между функционированием хозяйственной системы Югославии и развитием "серой" экономики. Поскольку
Специалисты различают две принципиальные модели ПЗИ в исследования и разработки  рыночной и технологической ориентации. В первом случае главным является адаптация продукции к нуждам местного
С крушением коммунистических режимов в России и Польше изменились роль и значение средств массовой информации. В настоящее время масс медиа озабочены определением своего статуса в условиях
  Современный мир «глобализации – это мир все более неравного распределения ресурсов, жизненных благ и шансов выживания народов и человека, размытых и одновременно очень
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: