Защита окружающей среды: налоги или разрешения на загрязнение?

 

В статье сотрудников Совета по экономическому анализу (Франция) сравнивается опыт Швеции по применению налогов и США по использованию разрешений на выбросы (РВ) для сокращения выбросов диоксида серы. В 1997 г. на Конференции по климату острове Ко Тао, опираясь на национальный опыт функционирования рынка РВ диоксида серы, представили новую гибкую систему торговли РВ, основанную на трансфертах во времени (резервы) и в пространстве (торговля квотами между штатами). В принципе она могла бы стать основой международного рынка РВ углекислого газа и пяти других газов, вызывающих парниковый эффект (ГВПЭ). Однако положение с выбросами диоксида серы в конкретной стране США значительно отличается от ситуации с выбросами ГВПЭ: размер выбросов диоксида серы довольно легко поддается контролю особенно в связи с ростом использования углей с низким содержанием серы; рынок имеет простую структуру (в США насчитывается несколько тысяч электростанций, тогда как в мире почти все экономические агенты являются эмитентами углекислого газа); права и обязательства участников рынка закреплены законодательно; в США имеется эффективный контрольный орган Агентство по защите окружающей среды (ЕРА). 
Следовательно, отмечают авторы, эффективное функционирование мирового рынка РВ для углекислого газа требует создания международных институтов. Но именно на их отсутствие ссылаются противники использования налоговых инструментов для сокращения выбросов ГВПЭ.
По мнению авторов, решением проблемы может стать создание гибридного механизма, который будет регулировать отношения между государствами или группами государств (в частности, ЕС) с помощью торговли РВ, оставляя за каждым государством или их группой право и ответственность за выполнение взятых на себя международных обязательств по сокращениям выбросов ГВПЭ с помощью инструментов, адаптированных к конкретной ситуации. Например, государство может, с одной стороны, увеличить или уменьшить первоначальную дотацию РВ на определенный год путем покупки или продажи на внутреннем рынке, с другой установить налоги на выбросы на таком уровне, чтобы их общий объем был равен конечной дотации в данном году.
Однако даже в такой простой форме гибридный механизм содержит в себе проблемы, от решения которых зависит его успешная реализация. В связи с этим авторы рассматривают два наиболее значительных на сегодняшний день опыта использования экономических инструментов для контроля над загрязнениями в национальных рамках.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по окружающей среде (ОС). Каждой стране участнице было предложено представить досье по наиболее важным для нее проблемам. Швеция выбрала проблему кислотных дождей, проанализировав в досье не только причины и последствия этого явления, но и возможные способы решения проблемы. При этом указывалось на потенциально большую роль экономических инструментов, особенно налогов на горючее, являющееся источником загрязняющих выбросов, и налогов на сами выбросы, модифицирующих побуждения экономических агентов.
Шведские экономисты, участвовавшие в подготовке этого досье, впоследствии разработали практически готовые к применению схемы, однако в течение многих лет они не реализовывались. Лишь парламент, избранный в 1988 г., под воздействием партии “зеленых” проголосовал в 1990 г. за масштабную налоговую реформу. Хотя доля налоговых поступлений в ВНП осталась неизменной, произошло перераспределение между различными налогами на сумму, равную 6% ВНП при действительно значительном сокращении налога на доходы физических лиц и налога на прибыли предприятий. В то же время ставки налогов, которые должны были скорректировать поведение загрязнителей, были установлены на побуждающих уровнях, особенно для диоксида серы и оксидов азота, являющихся источником кислотных дождей. В ходе налоговой реформы были также введены налоги на некоторые виды выбросов углекислого газа.
Согласно данным Шведского агентства по защите окружающей среды, цель сокращения выбросов диоксида серы (снижение выбросов на 75% в 2000 г. по сравнению с 1980 г.) легко реализуема. Что касается оксидов азота, результаты в настоящее время немного хуже предполагавшихся.
Шведская налоговая реформа уже принесла первые “дивиденды”: с ее помощью вредные для здоровья и ОС выбросы были снижены до более приемлемых уровней. Реформа также стимулировала участие экономических агентов в этом процессе, минимизируя общие издержки сокращений выбросов загрязнителей. Представляется также, что реформа позволила снизить налоги, влиявшие на поведение (например, на рынке труда), которые служили источником экономических потерь. Поэтому, считают авторы, шведский опыт заслуживает пристального внимания.
Останавливаясь на опыте США по использованию РВ для сокращения выбросов загрязнителей в атмосферу, авторы отмечают, что рынок РВ диоксида серы был создан в 1990 г. Его основой стали РВ, полученные электростанциями, работающими на ископаемом топливе. Согласно закону, принятому в 1990 г., РВ, полученные предприятиями, могли передаваться последними друг другу и любым лицам, которые хотели бы их приобрести. Выпуск, регистрация РВ, а также ведение реестра сделок с РВ возлагались на ЕРА.
Не желая вводить новые налоги, конгресс США предпочел законодательно установить основы национального рынка РВ. При этом отличия от Швеции весьма существенны: в частности, очень значительную роль играет государство, являющееся организатором, контролером и стимулятором рынка. Об этом не следует забывать, подчеркивают авторы, когда речь идет о перенесении этой практики в другие условия.
Рынок открыт для любого физического или юридического лица, которое хотело бы продать или купить РВ. Он “подпитывается” РВ, которые в обязательном порядке должны иметь электростанции, выбрасывающие в атмосферу диоксид серы. Закон предусматривал две фазы становления рынка: в 1995-1999 гг. в систему торговли РВ включали наиболее крупных загрязнителей, а в последующий период (2000-2009) всех загрязнителей. Предполагалось, что к концу второй фазы объем выбросов диоксида серы будет снижен до уровня, существовавшего в 1980 г., т.е. с 18 млн. до 9 млн. т в год.
Процедура первоначального распределения РВ также определялась законом. Они распределялись в зависимости от среднего уровня потребления каждой электростанцией ископаемого топлива в 1985-1987 гг., который делился на определенный коэффициент. Его величина во второй фазе удваивалась. В последующем конгресс вносил в эти правила изменения, поскольку штаты с большим количеством электростанций стремились к получению различных привилегий.
В результате принятия закона о РВ электростанции получили возможность выбора. Они могли применять или не применять технические средства для сокращения выбросов; продавать или хранить РВ для последующего использования, а также покупать их.
С 1992 по март 1997 г. было зарегистрировано 11,8 млн. сделок с РВ, из которых 1,1 млн. ЕРА продало на аукционах. Несмотря на незначительный объем аукционных продаж, они сыграли важную роль в развитии рынка РВ, поскольку способствовали распространению информации и приближению цен к точке равновесия. В результате под эгидой эффективно выполняющего свою роль государственного института в течение нескольких лет был создан прозрачный, унифицированный и конкурентный рынок, хотя вначале не было никаких гарантий успешного перехода от одной фазы становления рынка РВ к другой.
В связи с этим возникает вопрос о возможности использования американского опыта в международных масштабах и применительно к ГВПЭ. По мнению авторов, наиболее реалистично создание рынка РВ наряду с использованием национальных мер, учитывающих разнообразные исторические и географические условия конкретных стран.
 

10 марта 2012 /
Похожие новости
Налогообложение. Виды и способы взимания налогов. Налоговая ставка
  Анализируя состояние ОС в Югославии в 90-е годы, сотрудники Министерства развития науки и окружающей среды (ОС) (Югославия) опираются на данные о численности населения, его внутренней и
Монография, подготовленная под эгидой Шведского национального совета по проблемам рынка труда, посвящена политике на рынке труда Швеции.Масштабы и характер политики на рынке труда, отмечают авторы,
В работе "Окружающая среда и экономика", подготовленной Евро­пейской экономической комиссией ООН в серии исследований, анали­зируются взаимосвязь между экономическим развитием и состоянием
Польским Законом "Об охране окружающий среды" от 31.1.1980 (вступил в силу 1.9.1980) предусмотрена плата за выбросы в воздух загрязняющих веществ. Данная плата является публично-правовым отягощением
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: