Опыт Швеции в подготовке специалистов для социальной сферы

Переход российского высшего профессионального обра­зования на двухуровневую модель ставит перед вузовскими профессиональными сообществами новые организационные и методические задачи, актуализирует необходимость широ­кого и всестороннего осмысления проблемы оптимизации этого перехода, важным аспектом которого может быть ис­следование опыта европейских стран, уже работающих по двухуровневым программам в рамках национальных образо­вательных моделей. В число таких стран входит Швеция, осу­ществляющая профессиональную подготовку по двухуров­невому формату в течение нескольких десятилетий.Северо-Западная академия государственной службы десять лет реализует совместно с Гетеборгским университетом (Шве­ция) проект, направленный на совершенствование подготов­ки специалистов для социальной сферы, предусматриваю­щий, в том числе, рассмотрение вопросов реформирования образовательных систем обеих стран в связи с вхождением в Болонский процесс, обмен накопленным опытом в организа­ции учебного процесса, в обеспечении интеграции теории и практики в обучении студентов, в проведении учебных прак­тик, в преподавании учебных дисциплин, в подготовке новых учебных планов и программ.
Всем известный остров Куба прославился во всем мире своими очаровательными пейзажами, красотой первозданной природы и просто отличной атмосферой. Заказав тур на Кубу, вы сможете ощутить всё великолепие пляжей белого песка, попробовать различные виды водных развлечений и хорошо отдохнуть под нежными лучами солнца в зимнее время.
Шведская образовательная модель отличается от россий­ской прежде всего подходами к ее построению. Государствен­ный образовательный стандарт как таковой отсутствует, дей­ствует лишь система национальных директив, формулирую­щих основные требования, которые должны соблюдаться при создании образовательных программ для получения и сохра­нения права готовить специалистов определенного профиля. Они включают общие и частные цели образовательной подго­товки, примерную структуру учебного плана с разбивкой его по курсам и определением форм контроля.
При таком подходе программы подготовки специалистов по конкретной специальности, осуществляемые разными учебны­ми заведениями страны, не будут идентичными, имеют разно­родное содержание и направленность. Университетам предо­ставлена большая свобода в их формировании, исходя из соб­ственных концепций и интересов, но с учетом требований национальных директив. Выбор учебного заведения студента­ми обусловливается в определенной мере особенностью его учебной программы. Конструирование программ профессио­нальной подготовки специалистов может осуществляться под конкретный заказ государственных, коммунальных и негосу­дарственных организаций, что обеспечивает максимальное приближение учебного процесса к потребностям практики.
Особенностью программ бакалавриата в Швеции также явля­ется то, что в них отсутствует общеобразовательная подготовка. Этот вид подготовки реализуется только на уровне гимна­зии. Для программ бакалавриата характерна весомая приклад­ная направленность, предполагающая получение студентами широких базовых знаний по профессии в сочетании с глубокими специализированными знаниями и умениями, что обеспечивает выпускникам подготовку к реальной практической деятельно­сти, способствует их успешной профессиональной адаптации.
Учебные программы строятся на всестороннем комплексном междисциплинарном подходе, предполагающем рассмотрение конкретных базовых профессиональных тем с разных точек зрения и на разных курсах, с постепенным расширением и углуб­лением получаемых знаний. Курсы, входящие в программу об­учения, конструируются исходя из социальных проблем, а не из учебных дисциплин. Каждый курс направлен на инте­грацию теоретических подходов разных дисциплин: педагоги­ки, психологии, социологии, права и др. для анализа исследуе­мой проблемы. В рамках каждого курса проблематизируются и анализируются профессиональные роли и задачи, способы их решения с использованием различных теоретических под­ходов, формируются способности студентов наблюдать, оце­нивать, размышлять над проблемами и их причинами.
Стандарты нового поколения, вводимые Федеральным за­коном РФ «О внесении изменений в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ существенно приблизят нашу образовательную систему к зарубежным моделям, в том чис­ле и к шведской модели. Традиционное деление стандарта на федеральный и региональный компоненты заменяется выде­лением в его структуре базовой и вариативной частей. Вузам предоставляется большая свобода в формировании обеих его частей. В наибольшей степени эта возможность может быть использована в вариативной части, составляющей 50% учеб­ной программы. Она полностью формируется самим учебным заведением по своему усмотрению, что обеспечивает широ­кие возможности учета в образовательной подготовке студен­тов региональной специфики и реализации идеи создания ре­гионально ориентированных моделей высшего образования, характерных для европейской образовательной практики.
К важным новациям нового образовательного стандарта сле­дует отнести смещение фокуса его требований в подготовке специалиста с квалификационного подхода на позиции компетентностного подхода. Действующий стандарт фокусируется на требованиях к организации учебного процесса, выполнении в полном объеме часового объема учебного плана, соответствии дисциплин в этом плане федеральному перечню дисциплин для обязательного изучения. Новый стандарт содержит требо­вания только к результатам обучения, а не к технологии его достижения. Требования обеспечения минимума содержания образовательной подготовки заменены требованиями к полу­ченным знаниям и приобретенным компетенциям.
В шведской образовательной модели есть еще один важный элемент — это влияние студентов на процесс обучения, что, по мнению педагогического коллектива, создает условия для при­влекательного для молодежи образования и реализации совре­менных подходов к его получению. Студенты включены в прав­ление университета, во все методические советы и рабочие груп­пы, где формируются позиции и принимаются решения по содержанию и организации учебного процесса. В университете создаются условия для развития студенческого самоуправления, работает несколько студенческих общественных организаций. Причем каждый студент обязан быть членом одной из таких организаций, что способствует их объединению, обеспечению взаимопомощи и поддержки друг друга, а также формированию навыков общественной деятельности у всех обучающихся. В чис­ло задач этих организаций входит защита прав и представитель­ство интересов студентов во всех административных структу­рах, создание благоприятной обстановки для эффективного об­учения, оказания нуждающимся социальной помощи.
В учебных программах университета широко реализована идея свободы студентов в формировании своего учебного пла­на. В программе бакалавриата 10% составляют курсы по выбо­ру студентов. Из 16 предлагаемых курсов для углубленного изучения профессиональных проблем студенты самостоятель­но выбирают четыре специализированных курса. Студенты включены и в работу по повышению качества учебного про­цесса. Они по окончанию каждого учебного года осуществля­ют письменно и анонимно оценку всех текущих курсов.
Опыт Гетеборгского университета по активизации обуча­ющихся, по формированию у них активной позиции по всем вопросам своей студенческой жизни, по приобретению ими таких важных компетенций как коммуникативная, организа­ционная, управленческая, несомненно, интересен и значим для совершенствования российской системы образования
Эффективная интеграция России в европейское образова­тельное пространство на основе компетентностного подхода в построении отечественной образовательной модели будет в наибольшей степени возможна при развитии межвузовского взаимодействия, наличии программ сотрудничества между учебными заведениями разных стран, взаимообмене опытом преподавания и организации учебного процесса, создании учеб­ных программ, отражении в них актуальных проблем практики.
04 марта 2012 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
  Сотрудники РЮИ МВД России в составе делегации, представляющей Москву, Ростов н/Д, Смоленск и Челябинск, приняли участие в работе международного семинара “Актуальные вопросы
  В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский
Образовательные профессиональные программы подготовки госу­дарственных служащих реализуются на факультете государственного управления Университета экономики и государственного управления. Здесь
Методика преподавания географии (гео-сервер) Методика обучения географических и экологических дисциплин, наряду с курсами физической и социально экономической географии, - профилирующая дисциплина
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: