Участие русской православной церкви в ассамблее всемирного совета церквей в г. Успала (Швеция) в 1968 г.

Экуменическое движение, стремящееся к сближению христианских религий, возникло в прошлом веке. Крупнейшая экуменическая организация Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) всегда стремилась привлечь к сотрудничеству мощную Русскую Православную Церковь (РПЦ), находившуюся в СССР под прессом государства. В начале 1960-х гг. это удалось, но РПЦ, стремясь сохраниться, была вынуждена выполнять государственные установки использовать трибуну ВСЦ для поддержки внешнеполитических инициатив советского руководства. Показательной была IV Генеральная ассамблея ВСЦ в Упсале (Швеция), проходившая в июне 1968 г. Здесь взаимные компромиссы РПЦ, ВСЦ и Советского государства привели к удовлетворившему всех консенсусу.
К этому времени РПЦ стала уже авторитетной участницей ВСЦ. Однако пришедший к руководству ВСЦ новый Генеральный секретарь Юджин Карсон Блейк, по всей видимости, под влиянием церковных диссидентов в СССР в первое время не высказывал большого почтения к РПЦ, считая, что она находится под контролем Советского государства.

Но положение изменилось после его визитов в СССР. После очередного возвращения из СССР, с празднования юбилея восстановления патриаршества, и перед Ассамблеей в Упсале Генеральный секретарь ВСЦ выступил в Женеве по европейскому телевидению. Ему задавали много вопросов о перспективах Ассамблеи. Он тепло отозвался о поездке в Москву используя прокат авто в римини. При этом сказал сдержанно, но ясно: «Мы все знаем, что Русская Церковь имеет свои трудности, но только та церковь, которая имеет достаточно свободы для своего существования и миссию, может устраивать такие церковные торжества, стоящие больших материальных, организационных и моральных средств». Он подчеркнул, что РПЦ вполне может жить в тех условиях, в которых она находится.
Последовал вопрос: «Всем известно, что представители Русской Церкви на всех заседаниях занимаются только политикой, что их заставляет делать власть». Корреспондента интересовало, будет ли то же самое и в Упсале? Блейк ответил, что русские, действительно, неплохие политики, «в каждом политическом документе они не пропустят мимо ничего». Он добавил: «они хорошие граждане», но, «уверяю вас, они такие же хорошие церковники, и, где касается дело Церкви, богословия, они не пропустят тоже абсолютно ничего».
Накануне IV Генеральной ассамблеи ВСЦ в Упсале, 18 июня 1968 г., в Берлине для «оказания влияния на Ассамблею в интересах миролюбивой политики социалистических государств» состоялась встреча представителей государственных учреждений по делам религий ВНР, ГДР, ПНР и СССР. Основное внимание было уделено «выработке согласованных резолюций делегациям церквей ... социалистических стран в целях оказания влияния на Ассамблею в интересах миролюбивой политики социалистических государств». На встрече была достигнута договоренность о том, чтобы выезжающие на Ассамблею представители церквей социалистических стран использовали трибуну Ассамблеи для осуждения американской агрессии во Вьетнаме, оккупации Израилем арабских земель, реваншистских тенденций правящих кругов ФРГ, империалистической политики и неоколониализма, проявлений расизма и фашизма и чтобы они противодействовали акциям, враждебным делу мира и социализма. В целях дальнейшего усиления влияния религиозных организаций социалистических стран на деятельность ВСЦ участники встречи условились о необходимости добиваться увеличения мест церковных деятелей социалистических стран в руководящих органах ВСЦ и договорились о конкретных кандидатурах, избранию которых необходимо содействовать.
В инструкции делегатам РПЦ на Ассамблею говорилось: «По всем основным проблемам международной жизни они должны выступать с реальных, конкретных и справедливых общественно-политических позиций Советского правительства и не допускать в выступлениях делегатов Ассамблеи и в ее итоговых документах антикоммунистических и антисоветских высказываний».
Рекомендовалось, чтобы «вся деятельность наших делегатов, все их выступления» были «экуменическими по своему характеру» и служили «росту общехристианского авторитета» РПЦ в ВСЦ. Особое внимание необходимо было уделить общественно-политическим вопросам: «подготовить все выступления и действия», направленные на «разоблачение и предотвращение империалистической агрессии, на последовательное проведение курса мирного сосуществования государств с различным общественным строем».
В частности, делегаты должны были добиваться включения в документы Ассамблеи требования немедленного решения вьетнамского вопроса путём прекращения военных действий США против Вьетнама.
IV Генеральная ассамблея ВСЦ проходила с 4 по 19 июля 1968 г. в г. Упсала (Швеция). На ней присутствовали 2400 участников, из них 730 официальные делегаты с правом голоса.
В работе Ассамблеи принимали участие представители религиозных организаций СССР, в том числе делегация РПЦ, во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым).
Началась Ассамблея с паломничества на могилу Н. Седерблома, стоявшего у истоков экуменического движения. На торжественном богослужении открытии присутствовал шведский король. На Ассамблее было заявлено, что «политически общественная программа ВСЦ» в постановке вопроса о «богатых и бедных, в выдвижении на передний план вопроса о правах человека и в намеченной стратегии массовой информации».
На второй день работы Ассамблеи, 5 июля 1968 г., с большим докладом «Православные Церкви и экуменическое движение» выступил митрополит Никодим. Правда, позже в своём отчёте делегат Ассамблеи епископ Михаил отмечал, что доклад митрополита создал у многих «впечатление отхода РПЦ от экуменических позиций и попытки возвращения к тенденциям изолированного существования».

Органы госбезопасности «через свои возможности» принимали меры по «срыву замыслов» некоторых делегатов Запада использовать трибуну Ассамблеи «во враждебных социалистическим странам целях», а также «продвижению выгодных нам решений» по обсуждавшимся вопросам, «укреплению позиций прогрессивных сил в руководстве ВСЦ».
Несмотря на активное противодействие представителей Запада, в итоговых документах Ассамблеи «удалось провести линию» по осуждению агрессивных действий США и Израиля. Были «сорваны также попытки избрать на посты председателя Центрального комитета ВСЦ и его заместителя враждебно настроенных к СССР лиц». В состав ЦК ВСЦ вошло 9 представителей Русской Православной, армянской церквей и Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (вместо пяти представителей в прежнем составе Центрального комитета). Одним из 6 президентов ВСЦ впервые избран представитель из социалистической страны (сербский патриарх Герман)».
Правда, по итогам Ассамблеи были сделаны и некоторые политические выводы, имевшие далеко идущие кадровые последствия. С большим вниманием в Совете по делам религий отнеслись к информации делегата Ассамблеи епископа Михаила, который со ссылкой на слова теологаэмиг ранта П. Струве утверждал, что «на Западе в церковных кругах распространено убеждение, что Митрополит Ленинградский Никодим подбирает себе «партию» посредством нарочитого подбора вновь посвящаемых архиереев, преимущественно из церковной молодежи». Эта фраза в тексте его отчёта подчеркнута и, видимо, вызвала «соответствующую» реакцию.
30 июля 1968 г. Священный Синод РПЦ на своём заседании заслушал и обсудил доклад митрополита Никодима как главы делегации РПЦ на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале о работе и результатах «этого выдающегося экуменического события». Синод выразил удовлетворение итогами Ассамблеи и принял к сведению избрание Ассамблеей в новый состав ЦК ВСЦ представителей РПЦ. Об этом митрополит Никодим тут же сообщил письмом «к сведению» Генеральному секретарю ВСЦ Ю.К. Блейку в Женеву.
Ассамблея в Упсале стала последним образцом столь полного единодушия Советского государства, РПЦ и ВСЦ. Вскоре события в Чехословакии нарушили идиллические настроения.

02 марта 2012 /
Похожие новости
  В первой главе " От доктрины Брежнева * к равноправию и самостоятельности" прослеживается процесс пересмотра сущности взаимоотношений между соцстранами, основанными на "коллективной
  В российской историографии проблема советско-югославских отношений послевоенного пе­риода стала предметом научных исследований лишь в начале 1990-х гг. По идеологическим причи­нам
    Монография посвящена событиям, связанным с зарождением "Солидарности", и анализу ее общественно-политической деятельности вплоть до введения военного положения в декабре 1981г.
    Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям
Беларусь входит в число 11 наименее религиозных стран мира. Состав населения страны по вероисповеданиям.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: