Таможенная система Швеции XVIII в. и её преобразования

История таможенной службы Швеции XVIII в. и особенности ее преобразования под воздействием политических и экономи­ческих условий страны в шведской историо­графии изучены очень слабо. Исследовате­ли, занимавшиеся проблемами экономиче­ского развития XVIII в., обращали свое внимание прежде всего на характеристику шведского меркантилизма и основные госу­дарственные мероприятия в этом направле­нии. Э. Экегорд, Э. Хекшер и С. Хегберг рассматривали в своих научных трудах тор­говую политику Швеции и связанную с ней тарифную практику. Историки, специа­лизировавшиеся на изучении политических и правовых процессов, не касались темы, связанной с таможенной системой государ­ства.

Таможенная система Швеции XVIII в. и её преобразования

Первым автором, посвятившим свою ра­боту вопросам организации таможенного управления в первой половине XVIII в., стал К. Веннберг. На основании исторических документов он составил рассказ, рассчитан­ный на широкий круг читателей, о том, как решался вопрос о таможенной аренде, и ка­кие результаты принесла аренда в это время.
Краткий обзор истории таможенной по­литики Швеции в XVIII в., но без описания ее таможенной системы дал в конце XIX в. в своей статье Й. Линдстрем.
В ХХ в. появилось всего несколько работ, касающихся истории таможенной службы шведского государства XVIII столетия, в ко­торых авторы в основном анализировали из­менения, произошедшие в 1700-1720-х гг. в таможенной системе Швеции.
К юбилею таможенного ведомства в 1986 г. вышла книга Я. Бергрена и Г. Нильзена, где впервые было представлено обозрение исто­рии шведской таможни XVII—XX вв.
Среди опубликованных источников по истории таможенной системы Швеции цент­ральное место занимает официальное изда­ние государственных указов за 1718—1799 гг. и 15-томное собрание Р. Модее, включа­ющее в себя основные правительственные законы и постановления с 1718 по 1794 гг., в т.ч. касающиеся организации таможенной службы и таможенной аренды.
Неопубликованные источники, позволя­ющие проследить изменения в организации таможенной службы, сосредоточены в Госу­дарственном архиве Швеции (RA) и, преж­де всего, в фонде Архива Каммар-коллегии и в фонде Центрального таможенного архива до 1825 г., где хранятся делопроизводствен­ные документы таможенных ведомств и от­дельных таможен, контракты, заключенные с Генеральным таможенным арендным об­ществом, переписка таможенных органов с центральными учреждениями.
Центральное таможенное ведомство Швеции появилось в 30-х гг. XVII в. Управ­ление таможнями неоднократно менялось, и между Каммар- и Коммерц-коллегиями шла непрерывная борьба за влияние на та­можни и участие в решении таможенных вопросов. «Форма правления» 1719 и 1720 гг., как важнейший из основных законов госу­дарства, и инструкция для коллегий 1723 г. отдавали центральное руководство тамож­нями Каммар-коллегии, а Коммерц-коллегии поручали выработку тарифов. При реше­нии таможенных вопросов общего характе­ра, таких, например, как контроль за исполнением законов, выработка инструк­ций для служащих, требовалось мнение обе­их коллегий .
Каммар-коллегии подчинялись два тамо­женных ведомства — Морская таможня (Большая) и Внутренняя таможня (Малая), каждое со своим главным директором.
В связи с большими военными расходами и территориальными потерями государства в ходе Северной войны морские и внутрен­ние таможни были сданы в аренду частным лицам. Правительство разрабатывало план заключения единого арендного контракта в отношении всех морских таможен. Осуще­ствить замысел сразу не удалось. Во-первых, за время аренды (1714—1716 гг.) таможенные поступления уменьшились, и государство осталось в убытке, и, во-вторых, из-за не­стабильного состояния таможенного дохода в условиях военного времени не нашлось желающих взять на себя аренду.
В 1718 г. главный директор Морской та­можни Йохан Эренпройс решился на за­ключение контракта с Каммар-коллегией. В таможенном управлении Й. Эренпройс ратовал более всего за освобождение тамо­женного ведомства от растущего влияния коллегий, консерватизм и бюрократизм ко­торых, по его мнению, мешал борьбе с конт­рабандой и сковывал всю таможенную деятельность. Контракт начинал действовать с 1 июля 1718 г. в отношении всех морских таможен государства. По истечении аренд­ного года Эренпройс должен был уплатить 488 700 далеров серебром — сумму, равную доходу за предшествующий год. Из прибы­ли, о которой арендатор отчитывался перед государством, он оставлял себе в качестве вознаграждения 16%. При подведении ито­гов аренды выяснилось, что государствен­ный доход в чистом виде составил 866 906 далеров. Успеху Й. Эренпройса способ­ствовала небольшая реорганизация тамо­женного управления и новый тариф 1718 г., в котором повышались экспортные пошлины на железо и вместо запретов на импорт уста­навливались умеренные ввозные пошлины.

Таможенные служащие, независимо от их чина и должности, должны были наблю­дать за честностью работы друг друга и до­кладывать Главному директору Большой мор­ской таможни об обнаружении нарушений. Наказания за отдельные виды нарушений отличались суровостью и подчеркивали зна­чение таможенной службы для государства. Всякий, кто осмеливался уйти в рабочее вре­мя по своим делам без разрешения Главного директора, лишался службы. Досмотрщик, покинувший свой пост, терял половину го­дового жалования. За употребление спирт­ных напитков в служебное время в первый раз досмотрщик наказывался 8-дневным тю­ремным заключением, во второй раз срок заключения удваивался, после третьего же раза нарушителя увольняли. Данные поло­жения Регламента свидетельствовали и о проблемах с кадровой дисциплиной, кото­рые существовали в таможнях. Особенно трудно было найти надежных досмотрщи­ков, но постоянная служба и жалование яв­лялись факторами, привлекавшими пред­ставителей небогатых слоев городского на­селения на таможенную службу.
Регламент Большой морской таможни действовал на протяжении всего XVIII в. — как в арендный период, так и во время госу­дарственного управления. Резких поворотов в отношении кадровой структуры админист­рация старалась избегать, т.к. для нее было совершенно ясно, что от работы служащих низового звена в основном и зависят резуль­таты сбора таможенных налогов. Региональ­ное управление в XVIII в. до конца не офор­милось. Провинциальных инспекторов со временем упразднили, вместо них в 1790 г. появились районные начальники с конт­рольными и инспекционными функциями. Внутренние таможни Швеции имели свои собственные инструкции для персонала и, как правило, сдавались в аренду частным лицам.
В XVIII в. шведская таможенная система часто реорганизовывалась, и четкая структу­ра таможенных органов еще не сложилась. Изменения в сфере политического управле­ния страны и экономического курса прави­тельства вносили коррективы в структуру таможенной системы.
Шведское руководство неоднократно сталкивалось с необходимостью решения сложных финансовых проблем. Таможенные поступления являлись одним из источников пополнения государственного бюджета, по­этому правительство постоянно искало наи­лучший вариант стабильного получения этих доходов, в т.ч. через организацию тамо­женной аренды. Слабость и несовершенство государственного аппарата при дефиците средств на его содержание стали еще одной причиной использования арендных отно­шений в таможенной системе. Наконец, рост влияния городского бюргерства, повы­шение их требовательности и критики в ад­рес государственных органов заставляли правительство прибегать к аренде. Аренд­ные отношения в таможенной системе со­хранялись длительное время и, несмотря на жесткую критику, приносили государству финансовую пользу.
Основной проблемой в деятельности ни­зового звена таможенной системы была борьба с контрабандой. Однако малочислен­ность таможенной охраны вместе с суще­ствовавшими торговыми запрещениями и недостатками внутреннего производства не позволяли таможенным органам справиться с этой проблемой. Фискальная задача, воз­ложенная на таможенную службу, решалась достаточно успешно, но неоднократные ре­организации таможенного управления по­зволяют сделать вывод о неудовлетворенно­сти правительства состоянием таможенных дел Швеции в XVIII столетии.

 

01 марта 2012 /
Похожие новости
      Автор, профессор международного права университета г.Бордо (Франция), посвятил свою работу исследованию комплекса юридических проблем, связанных с применением экономического
История внешней торговли России XVIII в. давно привлекает внимание рос­сийских и зарубежных ученых, но многие ее аспекты по-прежнему остаются дискуссионными и недостаточно изученными. Одна из
Швеция в начале XVIII века являлась самым крупным поставщиком железа на европейский рынок. Россия в этом же столетии начала продавать черный металл за рубеж и смогла превзойти Швецию в экспорте
  История Северной войны 1700—1721 годов довольно основательно изучена отечественны­ми и зарубежными историками. На эту тему на­писано много научных работ, в которых детально
Появление на современной карте мира все новых государств уже никого не удивляет. При этом их социально-экономическое развитие, политическое устройство часто становятся объектом научных дискуссий.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: