Социальный капитал как основание скандинавской социальной общности

К середине 1970-х гг. доля налогов в Швеции вместе с предпринимательскими отчислениями в пенсионный фонд достигала 46% ВНП, а государственные расходы — до 70% . За счет налоговых отчислений скандинавским странам удавалось выстроить жизнеспособные системы бесплатного образования (в том числе и высшего), здравоохранения, социального страхования, пенсионного обеспечения. По образному выражению самих шведов, защита со стороны государства охватывала гражданина «от колыбели и до могилы».
Своеобразие скандинавской философии социальной жизни основывается также на ряде политикоправовых принципов и идей. Одной из ключевых идей, развиваемых Р. Патнамом, а также некоторыми другими исследователями, является концепция коммунитаризма.
В основе коммунитаризма лежит идея о так называемых позитивных правах человека («concept of positive rights»), признающая, что граждане имеют право требовать
от своего государства субсидии на жилье и образование, чистую окружающую среду, всеобщее бесплатное здравоохранение и другие признаки так называемого «социального государства» .
К другим политикоправовым принципам скандинавского общества относятся равенство полов и экономическая независимость (47% депутатов шведского парламента — женщины), социальный компромисс, наличие сильных профсоюзных организаций, прозрачность государственных структур, открытость и публичность бизнеса и политики, свобода слова и вероисповедания, низкий уровень коррупции, нейтралитет во внешней политике, защита прав граждан и особенно детей (закон о запрещении их физического наказания со стороны родителей принят в Швеции 30 лет назад).
Важными сторонами скандинавского общества стали забота о безопасности каждого гражданина и доступность базовых социальных благ. Не случайно экономическими «брендами» Танджунг Беноа Бали традиционно выступает безопасность машин Volvo и доступность IKEA и H&M. Иногда шведы сами называют себя «людьми IKEA». Скандинавский «дом для людей» (швед. «folkhem») и левая идея не потеряли свое значение в общественном сознании даже после того, как социал-демократическая партия, набрав 35% голосов, проиграла на парламентских выборах 2006 г. объединенной коалиции консерваторов (26,2%), либералов (7,5%) и христианских демократов (6,6%). Социал-демократическая партия все равно остается самой крупной политической партией в однопалатном риксдаге (130 мест из 349), не считая 22 крайне левых депутатов и примкнувших к социал-демократам 19 депутатов от партии «зеленых»4. Многие шведы в личных беседах и сейчас скажут вам, что на следующих выборах они снова поддержат социал-демократов.
С точки зрения социальной и политической антропологии можно отметить, что в Швеции и Дании считается дурным тоном выставлять напоказ индивидуальные достижения, стремиться к престижу, прибыли, славе. Вместо этого с начальной школы всячески поощряется работа в команде и помощь отстающим.
В шведском языке существует специальное слово — «lagom», которое означает «достаточно; не слишком много, но и не слишком мало, как раз», «золотая середина». Этимология этого понятия, его историко-юридическое, а также антропологическое значение для шведской культуры заслуживают отдельной статьи.
Философ М. Хайдеггер однажды назвал язык «домом бытия». Наблюдая за шведскими и датскими домами, приходит в голову мысль, что дом в свою очередь может быть своеобразным «языком бытия». Скандинавские дома небольшие по площади, уютные, чистые, ухоженные. Проезжая на велосипеде мимо больших, часто не занавешенных окон, хорошо видишь их интерьер. Такое ощущение, что здесь нечего друг от друга скрывать. Впечатляет обилие украшающих фасады и городские парки статуй, цветов и плодовых деревьев, которым чужды акты вандализма. Удивляет также и фактическое отсутствие заборов. Вместо них — «зеленые изгороди», скорее украшающие, чем устрашающие потенциальных нарушителей спокойствия общества, в котором всего должно быть «lagom».
В результате создается ощущение, что Швеция и Дания — государства «всеобщего благоденствия» и общества бесклассового типа, где разница между окончательными доходами населения после уплат всех налогов долгое время не должна была превышать соотношения одного к двум5. Такая картина резко контрастирует с особняками состоятельных россиян. Их, правда, едва можно разглядеть за высоким забором с охраной и собакой на цепи. Сразу чувствуется разница в децильном коэффициенте. Однако эта разница, к сожалению, не остается за цифрами или заборами. Нередко она оборачивается антагонизмом и напряженностью в общественных отношениях, кристаллизуется в сознании наших сограждан в виде образов внутренних или внешних «врагов».
Такая напряженность существенно ниже в странах Скандинавии. Правда, и там в последнее время ситуация стала меняться. Миниопрос, проведенный автором в Швеции 1112 июля 2007 г. (в рамках стажировки в Готландском университете по программе «Висби»), показал следующее. На вопрос «Что же все-таки скрывают друг от друга шведы?» из 29 опрошенных на улицах города Фаросунд 4 респондента ответили, что они «скрывают друг от друга, и даже от себя» настороженное отношение к мигрантам.
Параллельно с социал-демократической философией в ряде скандинавских стран активно разрабатывалась концепция «социального капитала». По мнению ряда исследователей, именно он обеспечивает сплоченность и солидарность граждан Скандинавии.

Исследования датских ученых подтверждаются словами самого В. В. Путина: «Планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в этой связи отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно: низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу».
В ноябре 2006 г. в Стокгольме проходил заключительный семинар Московской школы политических исследований «Шведское общество — опыт, традиции и взгляд в будущее». «Профессору Бо Ротш тейну, — вспоминает один из русских участников семинара Н. Мак шин, — удалось не только рассказать о шведской модели социально ответственного государства, но и показать, что развитие гражданского общества без доверия граждан к государству не позволяет быть эффективным... В современной России — дефицит такого доверия. Единственный выход — искоренение коррупции во власти и сетевое развитие структур гражданского общества. Если первое — политическая воля руководства государства., то вторая составляющая “социального капитала” находится в руках каждого россиянина» .
В заключение следует отметить, что скандинавская модель нравится не всем скандинавам. В Дании существует характерная шутка про грустные лица двух атлантов, держащих колонны у входа в парламент — фолькетинг. Говорят, что это печальные лица датских налогоплательщиков.
Некоторые считают «шведский социализм» слишком уравнительным и отбивающим экономическую инициативу. Трудности в экономической конкуренции с менее социально затратными транснациональными корпорациями (возникающие, например, у компании «Volvo»), длинные очереди на некоторые услуги здравоохранения, нехватка рабочей силы, дефицит пенсионного бюджета на фоне растущей в Швеции и Дании продолжительности жизни — возможно, эти проблемы и привели к проигрышу левых на выборах в 2006 г.
Тем не менее у «левой скандинавской модели» есть свои объективные достижения и от них нельзя просто так отмахнуться. Во-первых, потому, что эти достижения, по результатам анализа авторитетного института кросскультурных исследований Г. Хофстеде, отражают реально высокий уровень жизни и социальной защищенности среднестатистического представителя скандинавского полуострова. Во-вторых, потому, что эти достижения представляют собой органическое развитие исторической самобытности скандинавской культуры. В-третьих, наконец, потому, что в стремительно глобализирующемся мире каждому из нас рано или поздно придется выбирать: какой забор нам строить вокруг своего дома и будем ли мы за этим забором играть в боулинг в одиночестве.

 

01 марта 2012 /
Похожие новости
Политическая культура общества формируется под воздей­ствием ряда факторов, которые определяют ее механизм формирования.
    В статье освещаются социально-экономические проблемы и происходящие концептуальные изменения в структуре «социального государства», а также направления будущих реформ в социальной
Анализируется государственная социальная политика в странах Западной Европы, в первую очередь в ФРГ и Швеции, считавшихся до конца ХХ в. образцовыми в решении общественнополитических проблем,
Появление на современной карте мира все новых государств уже никого не удивляет. При этом их социально-экономическое развитие, политическое устройство часто становятся объектом научных дискуссий.
    Анализ гендерного равноправия в шведском обществе — с акцентом на положение женщин — через призму законодательства этого государства представляется важным и актуальным по
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: