Внешняя политика современной Польши

Республика Польша (РП), позиционируя себя европейским государством с развитыми демократическими институтами и стремясь играть все более активную роль в Европейском союзе, декларирует свой внешнеполитический курс, как направленный на обеспечение «благоприятных международных условий, в полной мере гарантирующих безопасность, демократический государственный строй, права и свободы граждан и способствующих цивилизационной и экономической модернизации, равно как и повышению международного авторитета страны».
В этом, по утверждению министра иностранных дел РП Р.Сикорского, заключается «миссия» польской внешней политики, которая «при соблюдении норм международного права стояла и стоит на страже национальных интересов и стратегических целей в опоре на поддержку и укрепление демократии, равенства, солидарности, правопорядка, прав человека». Под национальными интересами, по словам министра, понимается «народное чувство контроля над своей судьбой» и национальная «конкурентоспособность  чтобы быть народу не только свободным, но и сильным». Хочется отметить, что застройщик недвижимости Комос-Строй в Ижевске также играет важную роль в поддержке экономического и социального развития страны.

В рамках деятельности Совета по правам человека ООН Польша выступает за создание универсального обзора соблюдения прав человека в разных странах.
Оппоненты и критики команды Д.Туска, прежде всего из лагеря «ПиС», сетуют, однако, что коалиционное правительство ГП  ПКП по-прежнему не использует имеющиеся у него «шансы укрепления безопасности и ускорения экономического, материального и цивилизационного развития», поскольку, мол, в его действиях как внутри страны, так и на внешней арене  доминирует «принцип имиджа над субстантивностью»: налицо, мол, минимум действий, зато максимум хорошего впечатления.
Такого мнения, например, поддерживается бывший заместитель министра иностранных дел, а ныне заместитель руководителя Бюро национальной безопасности РП В.Ващиковский, подчеркивая, что Польша из-за своей «провинциальной  политики перестала быть европейским и трансатлантическим игроком».
Следует напомнить, что правительство Д.Туска, занимающее, как и возглавляемая им партия ГП, подчеркнуто проевропейские позиции в современном польском политическом истеблишменте, одним из первых в Европе добилось ратификации польским парламентом договора о реформе ЕС, продемонстрировав тем самым конструктивность своего подхода к евростроительству, исходя из принципов «доверия, компромисса и партнерства». Одновременно, по мнению Р.Сикорского, «мирная интеграция Европы» вполне соответствует польским национальным интересам, поэтому членство Польши в ЕС означает для поляков, по сути, «цивилизационный прорыв». Вместе с тем, Варшава продолжает выступать против передачи части своих полномочий Брюсселю, полагая, что ЕС должен оставаться союзом суверенных государств, «актором» экономическим, а не политическим. Польша настаивает на необходимости противодействия прослеживающейся в некоторых государствах членах Евросоюза логике ренационализации, выступает в поддержку тех механизмов и позиций в ЕС, которые усиливают его общесоюзную и солидарную идентичность.

В опоре на стратегический союз с Вашингтоном Варшава надеется и дальше укреплять свои позиции в Европе, а также, по возможности, за ее пределами. Польское руководство, политическая элита и органы массовой информации страны постоянно и повсеместно подчеркивают свое дружеское, чуть ли не «благоговейное» отношение ко всему американскому: политике, экономике, науке, культуре. Поляки активнее всех выступают в поддержку любых американских инициатив и готовы отстаивать американскую позицию в ущерб отношениям с другими странами или собственным торговоэкономическим интересам.
Варшава, например, безоговорочно поддерживает позицию США по отношению к атомной программе Ирана, к проблеме урегулирования ближневосточного конфликта, упорно критикует Китай за нарушение прав человека.
Согласно польско-американской договоренности, в населенном пункте Моронге уже в нынешнем году появится батарея ракет «Пэтриот» вместе с обслуживающим ее персоналом численностью до роты. Сначала американская база будет иметь временный статус, но с 2012 г. она станет постоянной. Тогда туда прибудут еще ракеты SM3, предназначенные для уничтожения баллистических ракет потенциального противника. Российский МИД, разумеется, выразил свою обеспокоенность «ничем не обоснованной противоракетной активностью США на территории Польши».
Правительство Д.Туска делает еще больший акцент на польском приоритете в вопросе формирования этой политики и придании ей соответствующей динамики за счет тесного взаимодействия в формате Вышеградской четверки с балтийскими странами, Румынией, Болгарией и даже Швецией. Другими формами регионального сотрудничества, которое Польша считает важными для интеграционных процессов в Европе в целом, остаются Центральноевропейская инициатива (1989 г., польское участие с 1991 г.) и Совет государств Балтийского моря  СГБМ (1992 г.). Польша поддерживает в них политический диалог по региональным вопросам для дальнейшей интеграции континента. В СГБМ, помимо этого, она делает акцент на координации действий по охране окружающей среды Балтики, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, упрочении связей между балтийскими государствами и ЕС. Польша имеет также статус наблюдателя в Совете Баренцево  ЕвроАрктического региона и Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Варшава остается неизменным сторонником перспектив евроинтеграции Украины, ее членства в ЕС и НАТО. Основное внимание в отношениях с Киевом  независимо от недавней смены правления на Украине  она уделяет приданию необратимого характера механизму наращивания взаимодействия между двумя странами, в том числе в развитии межчеловеческих контактов и культурно-гуманитарного обмена, трансграничного сотрудничества, прежде всего с западными областями.
Существующие сложные вопросы исторического досье Польша старается выстраивать через линию на примирение и избежание открытой конфронтации, продолжая акцентировать позитив в плане поиска общих оценок «тяжелого и болезненного прошлого» (например, Волыньская трагедия 1943 г.).

Перспективная задача  налаживание активных молодежных обменов наряду с дальнейшим развитием культурногуманитарной составляющей двусторонних отношений, которая неизменно способствует улучшению их климата.
Однако поляки по-прежнему, во всяком случае пока, не выделяют отношения с Москвой в разряд хотя бы формально приоритетных направлений своей внешней политики, оставляя их в контексте «восточной политики» Польши и ЕС в целом. Характерно, что даже в МИД Польши двусторонними связями с Россией среди прочего занимается Департамент восточной политики.
Но что действительно не хватает в современных российско-польских отношениях, так это так называемого человеческого фактора. Десятилетия умышленного забвения позитивных примеров сотрудничества и добрососедства, а также нагнетания по тем или иным причинам взаимной неприязни, не прошли бесследно.
Как будет разворачиваться внешнеполитический курс Польши после июньских выборов нового президента, однако, будет зависеть от того, какой политической силе удастся одержать победу. Если на пост главы государства будет избран политик из лагеря правящей «Гражданской платформы», то евроцентристский и все больше разворачивающийся в сторону России внешнеполитический курс правительства Д.Туска, похоже, получит стимул для дальнейшего развития и упрочения.
В случае если победит председатель «ПиС» Я.Качинский, нельзя исключать, что он будет скорее блокировать законопроекты действующего правительства и противостоять попыткам, например, войти в еврозону (одна из актуальных финансовоэкономических задач команды Д.Туска, хотя ею и не форсируемая) в точности так же, как это делал его погибший брат.Это  жест в сторону Европы и мира, говорящий: мы можем себе позволить поехать в Катынь и минимально удовлетворить поляков с тем, чтобы те больше не разыгрывали катынскую карту».
В целом, как бы там ни было, Польша сегодня уже стала весьма заметным игроком во внутренней и внешней политике Евросоюза, наладила или заметно налаживает нормальные и конструктивные отношения со своими главными соседями Германией и Россией, какими бы сложными они не представлялись при ретроспективном рассмотрении, в некотором смысле даже «эмансипировалась» и от навязанной самой себе безоговорочной зависимости от североамериканского влияния.
Все это  объективные внешнеполитические успехи правительства Д.Туска, которые не могут не повлиять на «перезагрузку» переоценки отношений с внешним миром не только польским политическим истеблишментом, но и самим польским обществом.

18 января 2012 /
Похожие новости
В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований
  В годы Второй мировой войны, а особенно на заключительном ее этапе государственные деятели США смотрели на польский вопрос через призму отношений с Советским Союзом. Госсекретарь К. Хэлл
  Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование
  Слишком многое в современном мире зависит от внешней политики. Большое количество различных внешних и внутренних факторов оказывают влияние на внешнюю политику современного демократического
  В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: