Работа согласительной комиссии как пример взаимодействия власти и оппозиции в Польше после окончания заседаний «Круглого стола»

«Круглый стол» - особый переговорный процесс в Польше, проходивший с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. и ставший важным этапом в демонтаже коммунистического режима в стране. На нем представителям партийно-государственных властей Польской народной республики (ПНР) и представителям оппозиционных кругов, связанных с Лехом Валенсой - лидером профсоюза «Солидарность», удалось достигнуть стратегического компромисса по принципам реформирования польской политической и экономической системы, включения оппозиции в политическую жизнь страны, ограничения власти Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), легализации профсоюза «Солидарность». Заседания «Круглого стола» проходили открыто, их итоги освещались в польских СМИ. Однако, как и всякий другой масштабный переговорный процесс, «Круглый стол» стал возможен благодаря целой серии предварительных контактов между реформаторски настроенными представителями властей и авторитетными деятелями оппозиции (часто - при определенном посредничестве польского епископата). Всё же все участники профсоюза поддержали прайс лист на фасадные работы, тем самым производилась перестройка не только политического режима, но и в здании в котором происходили основные дебаты.

Следует отметить, что переговоры в подобном и принципиально похожем формате сопровождали и собственно заседания «Круглого стола». На протяжении его работы делегации во главе с Ч. Кищаком и Л. Валенсой четырежды (2 марта, 7 марта, 29 марта и 3 апреля) собирались в Магдаленке. Именно в результате этих встреч, а также проходивших в узком составе и без приглашения прессы встреч сопредседателей рабочих секций («столиков») «Круглого стола» были достигнуты принципиальные компромиссы и устранены главные препятствия в переговорах.

 Переговоры «Круглого стола» завершились принятием обширного документа, получившего название «Соглашения „Круглого стола"». В нем среди прочего определялась новая конфигурация политической системы страны. Оппозиция теперь допускалась к участию в выборах в Сейм, но при любом их исходе не могла получить больше 35 % мандатов. Остальные 65 % мест были гарантированы коалиции, в которую входила ПОРП и ее «союзники» - Объединенная крестьянская партия (ОКП) и Демократическая партия (ДП), признаваемые конституцией ПНР, а также светские католические организации. На 10 % из общего числа выделенных коалиции мест объявлялись выборы по так называемому всепольскому списку, объединявшему лидеров коалиционных партий и представителей светских католических организаций.
Голосование за кандидатов из всепольского списка проходило только в один тур - каждая кандидатура должна была получить большинство голосов избирателей. Кроме того, учреждалась вторая палата парламента - Сенат, выборы в который объявлялись полностью свободными. В ПНР вводился институт президента страны, обладающего широкими полномочиями и избираемого большинством голосов на заседании двух палат. Подразумевалось, что этот пост займет В. Ярузельский.
Представители «Солидарности» на первом заседании комиссии поставили ряд интересовавших их вопросов. Видный оппозиционный политик и сопредседатель секции «Круглого стола» по делам политической реформы Бронислав Геремек недоумевал по поводу системы распределения по округам 35 % мандатов, по которым должны были проходить свободные выборы (на момент заседания комиссии в этом распределении были заметные диспропорции). Б. Геремеком поднимались и некоторые другие вопросы, связанные с выборами, а также вопрос о надзоре будущего президента за работой местных народных советов . Т. Мазовецкий интересовался проблемами с регистрацией Независимого студенческого объединения.

 

Работа согласительной комиссии как пример взаимодействия власти и оппозиции в Польше после окончания заседаний «Круглого стола»

Как можно заметить, вопросы, которые ставили на комиссии оппозиционеры, не были принципиальными. Такие проблемы, как распределение мандатов по воеводствам, судя по всему, имели технический характер и рассматривались именно в качестве таковых. Оппозиционеры воспользовались предоставленными комиссией возможностями для того, чтобы решить какие-то затруднения и напомнить об остающихся сложностях. Однако они отнюдь не видели необходимости вести с властями плотный диалог в условиях приближающихся выборов. Л. Валенса выступил на заседании комиссии с достаточно продуманной позицией. Отвечая на речь Ч. Кищака, он убеждал представителей власти в объективной невозможности ожидать быстрого изменения общественных настроений: «Только нельзя сегодня требовать от общества, чтобы это общество сразу, просто потому что господин Валенса и еще несколько прекрасных людей когда-то вошли (в официальные структуры. - С. К.), то оно уже должно проникнуться доверием, уже верить, уже на все соглашаться». При этом он четко обозначил перед представителями власти позицию «Солидарности»: «Мы не дадим поглотить себя старой сталинской системе... при этом мы не хотим принимать власть. У вас прекрасные шансы на будущее. Если кто-нибудь понимает, что происходит, то вы будете долго осуществлять власть, но уже как новая плюралистичная организация - и экономическая и политическая».
Государственный совет 12 июня 1989 г. принял постановление о выставлении во втором туре выборов дополнительно 33 мандатов, выпавших из всепольского списка. Мандаты выставлялись в рамках 65-процентной квоты коалиции. Второй тур прошел 18 июня при крайне низкой активности избирателей. В нем приняло участие лишь около 25 % имеющих право голоса, поскольку интрига выборов уже была разыграна в первом туре. Оппозиция получила последний из возможных мандатов в Сейме, а также завоевала 7 из 8 остававшихся мандатов в Сенате. Одно место занял независимый кандидат, не представлявший ни коалицию, ни «Солидарность». Коалиция набирала отведенные ей 65 % мест в Сейме, однако ее тяжелое поражение было очевидным. Следует принимать во внимание и неожиданный для самих оппозиционеров результат выборов, и то, что на решения, принимаемые лидерами «Солидарности», и их оценку ситуации влиял опыт введения военного положения, тем более что переговоры велись с командой, вводившей военное положение в 1981 г. С психологической точки зрения нельзя, вероятно, сбрасывать со счетов и то, что проведение выборов 4 июня 1989 г. совпало с жестоким разгоном демонстрации на площади Тянь Ань Мынь в Пекине. Это было наглядной демонстрацией того, как коммунистические власти способны устранить не устраивающую их ситуацию, и волей-неволей заставляло задуматься. Во всяком случае, о Тянь Ань Мынь счел нужным упомянуть на переговорах 8 июня С. Чосек. Рассуждая о необходимости быстрого поиска решений, он, обращаясь к Л. Валенсе, сказал: «На площади Небесного спокойствия в Пекине происходят совершенно другие развязки. Это не запугивание, нет. Но, пан Лех, когда наступит у нас сентябрь, октябрь, сложности с рынком...». О том, что деятели «Солидарности» достаточно серьезно восприняли события в Пекине, говорил и Б. Геремек.

 

 

Объяснить такую линию поведения властей достаточно сложно. На наш взгляд, ответ стоит искать в бюрократическом стиле мышления представителей власти, которые исходили из логики, что формальное закрепление определенных квот или цифр гарантирует им стабильное положение. Кроме того, в кризисной ситуации архитекторы переговорного процесса, возможно, просто стали цепляться за старые схемы и чертежи. Можно вспомнить, например, свидетельства М. Раковского о том, как С. Чосек еще в начале переговоров «Круглого стола» с оппозицией с горячностью демонстрировал всем листки, на которых кружками обозначал схемы раздела Сейма, за что получил в мемуарах М. Раковского прозвание «кружковец». Четкий раздел парламента действительно представлялся краеугольным камнем всей конструкции, который следует сохранить во что бы то ни стало и любыми средствами, все остальное же «образуется» само собой. Оппозиционеры в этой ситуации просто не стали вести себя слишком вызывающе и удовлетворили желание властей, но при этом не взяли на себя никаких дополнительных обязательств.

 

06 января 2012 /
Похожие новости
Политические партии. Партийные системы. Выборы
    Монография посвящена событиям, связанным с зарождением "Солидарности", и анализу ее общественно-политической деятельности вплоть до введения военного положения в декабре 1981г.
На основе архивных материалов представлена деятельность политических и общественных организаций проправительственного (санационного) лагеря в период предвыборной кампании в сейм и сенат 1935 г. в
  Одним из важных аспектов парламентских выборов является их финансирование - как организации выборов государством, так и предвыборных кампаний их участников. Финансирование выборов не всегда
    Общеизвестно то, что парламентские выборы 1989 г. в Республике Польша были договорными (контрактными), что стало результатом политического компромисса правящих сил и оппозиции.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: