Сотрудничество общественных организаций Калининградской области и Польши

Сотрудничество между Россией и Польшей вызвано не только фактом географического соседства, но и общностью исторической судьбы. Две страны имеют общую границу, что предполагает интенсивность контактов и относительную легкость транспортного сообщения. С другой стороны, языковое родство и давняя история взаимоотношений наших стран стимулируют взаимный культурный интерес. Нельзя сказать, что история российско-польских отношений была безоблачной.
Ясно, что межгосударственное сотрудничество предполагает активное взаимодействие государственных, муниципальных и коммерческих организаций. Через границу постоянно перемещаются товары, за пересечением демаркационной линии наблюдают пограничники и таможенники, а работники консульских учреждений выдают визы. Таким образом, в процесс международного взаимодействия включены десятки тысяч людей. Почему именно общественные объединения сегодня должны рассматриваться как перспективные единицы сотрудничества между нашими народами?
Первая причина вытекает из самой природы общественных объединений. Они находятся ближе всего к конкретным проблемам и запросам граждан. Их возникновение в идеале вызвано избытком энергии общественной активности граждан. Сотрудничество между польскими и калининградскими общественными объединениями восходит к советскому времени, когда нормальным явлением были контакты комсомольских, пионерских, профсоюзных организаций двух стран.
Переломными стали 1999—2001 годы, когда произошел качественный скачок в отношениях НКО Калининградской области и Польши. Можно выделить несколько факторов, приведших к этому скачку. 
В 2001 —2004 гг. в рамках программы было профинансировано 40 проектов на сумму 380 тыс. долларов США, в том числе 20 совместных проектов польских и калининградских организаций.
в Калининградской области?», имевший значительный резонанс. Проект был основан на разработанной в Польше технологии проведения выставок исторических фотографий из семейных архивов жителей простых польских деревень. В 2004 г. последней приграничной инициативой, поддержанной Фондом Сороса, стал проект центра «Молодёжь за свободу слова» и Фонда развития местной демократии, посвящённый обобщению методического опыта калининградских и варминьско-мазурских сельских школ в области воспитания гражданской активности. Сборник материалов проекта готовится в настоящее время к печати.
Помимо совместных проектов общественных организаций программа РИТА поддерживает также проекты школ двух стран. Так, в 2003 г. при поддержке РИТЫ был реализован проект «Большое образование в маленькой школе», где небольшая частная польская школа в Слупах продемонстрировала калининградским коллегам из сельских школ Грачёвки и Борского свою стратегию развития в рыночных условиях.
Наконец, в 2004 г. новый проект партнерских организаций был призван инициировать процесс создания фондов местного развития в муниципальных образованиях Калининградской области. К участию были приглашены инициативные группы из Нестеровского и Славского районов (там с 2003 г. действуют фонды местного развития, финансируемые датскими партнерами 8 ), а также из Краснознаменского района, представители которого особенно активно участвовали в предыдущих проектах. Знакомство с историями успеха польских локальных фондов в небольших городах (Нидзица, Голдап и др.) привело калининградцев к мысли о том, что в их силах добиться позитивных изменений в местных сообществах, используя такой хорошо апробированный инструмент. 
Все эти проекты благодаря помощи фонда «Образование для демократии» не только расширили картину мира многих калининградцев в части польского опыта, но и помогли наладить устойчивые контакты внутри региона, втянуть муниципальные образования в процессы приграничного сотрудничества.
Необходимо отметить, что инициаторы программы РИТА постоянно подчеркивают, что очень важно наладить личное знакомство потенциальных партнеров до начала реализации совместного проекта. В связи с этим целях было предпринято несколько важных шагов, создавших условия для реального сотрудничества. Другая мера, направленная на стабилизацию сотрудничества, носит инфраструктурный характер. Центром «Молодежь за свободу слова» и Фондом развития местной демократии (Ольштын) на волонтерской основе в конце 2001 г. был создан контактный пункт INFRUST, хочется добавить, что всем участникам пришлось арендовать дачу под Киевом, для того чтобы проводить необходимые мероприятия.

Характерно, что датская сторона (финансируется проект из средств МИД Дании) в качестве обязательного условия для поддержки проекта местной организации выдвигает наличие партнёра в Польше или Литве.
Следует отметить, что помимо совместных проектов, которые реализуют крупные калининградские и польские НКО регионального масштаба, накоплен также опыт сотрудничества организаций из приграничных муниципальных образований.
Можно подвести предварительные итоги калининградско-польского сотрудничества общественных организаций. Позитивным результатом следует признать наличие нескольких десятков устойчивых партнерств между организациями из двух стран. Эти партнерства проверены опытом долговременного и плодотворного сотрудничества, они основаны на анализе потребностей сторон. Сложилась некоторая инфраструктура, поддерживающая эти партнерства. Лидируют среди организаций, решающихся на совместное проектирование, — молодежные объединения, ассоциации людей с ограниченными возможностями, историко-культурные общества. В то же время есть ряд перспективных сфер общественной жизни, в которых сотрудничество не развивается. В их числе, как ни парадоксально, экологические, женские и правозащитные организации. 
Наблюдается интересная тенденция: на поле подготовки кадров НКО начинают все активнее играть зарубежные, и в частности польские, организации. По крайней мере, два ярких примера наталкивают на вывод о том, что это не случайность, а элемент информационной политики. Во-первых, программа Лейна Киркланда, финансируемая Польско-американским фондом свободы, в рамках которой лидеры НКО, наряду с представителями администраций, предпринимателями, академическими специалистами, могут проходить годичные стажировки в крупных образовательных центрах Польши (возрастной ценз — 35 лет).

В рамках программы уже несколько общественных деятелей Калининградской области получили необходимый опыт и познакомились с польскими моделями преобразований социально-экономической структуры современного общества. Второй пример — новая инициатива фонда «Образование для демократии» — двухнедельные стажировки в Польше для студентов калининградских вузов в возрасте от 18 до 21 года. На конкурсной основе отбирались общественно активные и хорошо успевающие студенты — кадровый потенциал «третьего сектора». 
Ключевой благоприятствующий сотрудничеству фактор — расширение ЕС, в рамках которого, как прогнозируется, будет расти объем финансовых средств, вкладываемых в совместные проекты НКО. В этой ситуации риск для калининградских НКО — потерять собственную «идентичность», утратить креативную способность, собственную инициативу. Слишком легко может оказаться следовать в фарватере «продвинутых» зарубежных партнеров за европейский счет. Для калининградских НКО первостепенная задача здесь — выстраивать стратегию обретения самостоятельности, которая позволит действовать относительно автономно как от зигзагов государственной политики, так и от приоритетов зарубежных грантодателей. Ответственные и дальновидные доноры понимают необходимость этой стратегии и готовы в нее инвестировать. В последних выступлениях высших государственных деятелей России также постоянно подчеркивается растущая роль гражданского общества. Остается надежда, что негосударственные некоммерческие организации Калининградской области, сотрудничая с польскими партнерами, при внятном и конструктивном отношении наших государств и зарубежных фондов, смогут стать самостоятельными субъектами общественной жизни, вносящими свой важный вклад в социальное развитие. Трансграничное сотрудничество с польскими партнерами — одно из эффективных средств для полноценного развития негосударственных некоммерческих организаций, а его динамика в последние годы вселяет уверенность в адекватности избранного обеими сторонами пути насущным потребностям современного общества по обе стороны границы.

07 января 2012 /
Похожие новости
Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться с экономическими, экологическими, социальными, военнотехническими и прочими проблемами. Как один из выходов из
Тема Калининградской области обсуждается в Польше в последние два десятилетия не только в прессе, но и в научных кругах. Однако на данный момент существует лишь несколько работ, представляющих
Регион Балтийского моря - традиционная площадка тесных культур­ных и экономических связей. Торговля и морские перевозки вокруг Балтики были хорошо развиты в отдаленном прошлом, но
В 1991 г. Литва стала независимым государством, а Калининградская область — эксклавом России, отделенным со всех сторон от основной территории РФ территориями Литвы и Польши. С одной стороны,
    С начала 90-х годов прошедшего столетия Польша как непосредственный сосед Калининградской области проявляла интерес к развитию сотрудничества с этим специфическим с геополитической
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: