Современное состояние и перспективы экономического сотрудничества с Калининградской областью после вступления Польши в Европейский союз.

С начала 90-х годов прошедшего столетия Польша как непосредственный сосед Калининградской области проявляла интерес к развитию сотрудничества с этим специфическим с геополитической точки зрения регионом Российской Федерации. Такое сотрудничество развивалось как в политической плоскости, так и в общественной и тем более — экономической. В то же время стоит подчеркнуть, что наши отношения с областью в политической плоскости всегда были частью политических взаимоотношений с Россией. Безусловно, Калининградская область, не имеющая непосредственного сухопутного сообщения с остальной территорией России, была и является интегральной частью российского государства.

 

Современное состояние и перспективы экономического сотрудничества с Калининградской областью после вступления Польши в Европейский союз.

 

Анализируя экономическое сотрудничество Польши с Калининградской областью, стоит подчеркнуть, что фактически мизерным является переток факторов производства. Это относится как к миграции рабочей силы, так и к свободному перемещению капитала, а также и технического знания и инноваций. Несмотря на известное присутствие в Калининградской области польского капитала (зарегистрировано 479 польских предприятий и фирм, что составляет 32 % всех предприятий и фирм с участием иностранного капитала в Калининградской области, польские инвестиции в экономике области минимальны. Сумма прямых польских инвестиций оценивается в 5—6 млн. дол. США.
Важным фактором, обусловливающим развитие экономического сотрудничества между Польшей и Калининградской областью, является состояние инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической. Состояние транспортной инфраструктуры оставляет желать лучшего — и это не только развитие автомобильных дорог, но и отсутствие непосредственного транспортного сообщения вдоль всей юго-восточной Балтики. С транспортной инфраструктурой (в транзитном, международном измерении) связана проблема и инфраструктуры границы. Выполнение польской стороной требований Европейского союза относительно функционирования пограничных переходов и трансграничного движения так и встречные усилия российской стороны привели к частичной модернизации так называемой «инфраструктуры границы».

 

Ключевую роль, особенно для экономики Калининградской области, играет энергетическая инфраструктура, так как область вынуждена импортировать электроэнергию. На сегодняшний день она в 98 % поставляется с основной территории России через энергетические сети Прибалтийских государств, а также с литовской атомной электростанции в Игналине. Транзит электроэнергии через территории третьих стран (главным образом Литвы) значительно увеличивает ее стоимость, что естественным образом влияет на снижение конкурентоспособности экономики Калининградской области. При включении энергетической системы Литвы в общеевропейское энергетическое кольцо, транзит энергии в Калининградскую область на существующих условиях представляется практически невозможным. В то же время в 2009 году планируется закрытие атомной электростанции в Игналине. Калининградская администрация, понимая всю сложность «энергетического вопроса», приняла стратегическое решение о строительстве собственной теплоэлектростанции, работающей на газе.
Объединение энергетической системы Польши с энергетической системой Калининградской области имеет обоюдные выгоды. Исходя из этой перспективы, планируется строительство высоковольтной линии (вместе с оптико-волоконным кабелем) на трассе Эльблонг — Мамо-ново и Эльблонг — Калининград. Это позволило бы включить калининградскую энергетическую систему в Балтийское энергетическое кольцо, являющееся частью модифицированного и унифицированного энергетического поля ЕС, и Калининградская область не превратилась бы в «энергетический остров». Такое решение позволило бы области в будущем экспортировать излишки электроэнергии в страны Евросоюза, в том числе и Польшу.
Все более важную роль в международных отношениях играет региональное и трансграничное сотрудничество. Сотрудничество между приграничными территориями, функционирующими в разных государственных системах, способствует обмену опытом, совместным действиям во имя решения часто общих социальных и экономических проблем, являющихся следствием периферийной локализации регионов. Кроме того, это сотрудничество становится средством преодоления взаимных стереотипов и предубеждений по обе стороны границы.
В случае с Калининградской областью рамки сотрудничества установлены специальным соглашением между правительством Республики Польша и Правительством Российской Федерации о трансграничном сотрудничестве, а также соглашением между правительствами о сотрудничестве северо-восточных воеводств Польши и Калининградской области, подписанным в 1992 году. Два граничащие с Калининградской областью воеводства установили прямые отношения с российским соседом: Варминьско-Мазурское (в ноябре 2001 г.) и Поморское (в марте 2002 г.). Дополнительные двусторонние партнерские соглашения с г. Калининградом подписали Гданьск, Ольштын, Эльблонг, Щецин и Белосток.
Помимо существующих рамок для институционального сотрудничества, на практике, за редким исключением в сфере науки и культуры, такое сотрудничество отсутствует. Главная причина в том, что финансовая поддержка с обеих сторон еще недостаточная, а в вопросе полномочий и компетенций царит неразбериха. Членство Польши в ЕС и возможность использования средств специализированных фондов позволит стимулировать такое сотрудничество.

 

Современное состояние и перспективы экономического сотрудничества с Калининградской областью после вступления Польши в Европейский союз.

В то же время гораздо более успешно развивается сотрудничество в более широком региональном контексте, особенно в рамках Совета государств Балтийского моря и еврорегиона «Балтика». Динамичное развитие сотрудничества в сфере охраны окружающей среды (главным образом Балтийского моря), в рамках инфраструктурных проектов вокруг Балтики, энергетики, туризма во многом было возможным благодаря активной позиции скандинавских партнеров (Дании и Швеции). Их решительность, опыт и финансовые ресурсы позволяли добиваться многого и далее являются гарантом реализации целей, которые ставил перед собой Союз государств Балтийского моря. С 1 мая 2004 года среди шести членов еврорегиона «Балтика» только Калининградская область не является участником структур ЕС.
Своеобразным вызовом для Польши и Литвы в ближайшее время станет ускоренное развитие сотрудничества, в том числе и экономического, в рамках второго еврорегиона «Неман», куда кроме регионов Республики Беларусь входит и Калининградская область.
В то же время не стоит забывать, что перспективы развития экономических отношений с Калининградской областью также обусловлены и российскими реалиями. Изменение режима функционирования Особой экономической зоны, последовательная реализация положений Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года, имеющая целью повышение уровня социально-экономического развития, будет стимулировать развитие экономических контактов области с иностранными партнерами, в том числе и с Польшей.
Необычайно важным делом, особенно в контексте привлечения потенциальных польских инвесторов в область, является создание благоприятного инвестиционного климата, гарантирующего безопасность и надежность реализуемых инвестиционных проектов. Присутствие иностранного капитала часто означает получение современных технологий и организационных решений, что делает возможным при их успешном внедрении и использовании повысить инновационность экономики, в которой размещается капитал. Особо ценными для потенциального экономического развития Калининградской области могут стать инвестиции типа «green field», но они на сегодняшний день составляют только небольшую часть всех инвестиций.
Признание Европейским союзом России страной, экономика которой отвечает условиям рыночной экономики, как и близкое вступление России в ВТО, свидетельствует о продолжающейся либерализации всей российской экономики, что отразится на торговых контактах Польши и Калининградской области.

04 января 2012 /
Похожие новости
Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться с экономическими, экологическими, социальными, военнотехническими и прочими проблемами. Как один из выходов из
Тема Калининградской области обсуждается в Польше в последние два десятилетия не только в прессе, но и в научных кругах. Однако на данный момент существует лишь несколько работ, представляющих
Регион Балтийского моря - традиционная площадка тесных культур­ных и экономических связей. Торговля и морские перевозки вокруг Балтики были хорошо развиты в отдаленном прошлом, но
  Для Калининградской области как для эксклавного региона особое значение имеет сравнение ее по основным социально-экономическим параметрам с территориями соседних государств. Во многих работах
В 1991 г. Литва стала независимым государством, а Калининградская область — эксклавом России, отделенным со всех сторон от основной территории РФ территориями Литвы и Польши. С одной стороны,
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: