Внешнеполитический фактор развития партийно-политической системы Польши

Слишком многое в современном мире зависит от внешней политики. Большое количество различных внешних и внутренних факторов оказывают влияние на внешнюю политику современного демократического государства. Внутренние факторы, влияющие на поведение государства в международном сообществе, многообразны: исторический опыт странны, ее политическая культура, политическая ориентация и степень консолидации элит, уровень экономического и научно-технического потенциала, благосостояние населения, стабильность социальной обстановки. Россия и Польша исповедуют принципиально разную философию государственного управления и поведения в системе международных отношений. С 1989 года — момента создания нового государства — различное понимание места России во внешней политике Польши являлось одним из принципиальных моментов программ всех релевантных политических акторов и тем более всех политических партий, стартовавших в парламентских выборах. Так называемое «геополитическое проклятие» — положение Польши в геополитической системе координат между Германией и Россией — всегда давало благодатную пищу любой внешнеполитической предвыборной дискуссии. В то же время предвыборные платформы (и прежде всего их внешнеполитическая составляющая) постепенно утратили значение как аргумент для избирателя и свелись к самой общей декларации видения будущего государства через призму партийной идеологии. Для ситуации политического конфликта в консолидированных партийных системах (к которой с середины 90-х годов можно отнести и Польскую Республику) характерным является смена правящей партии в результате очередных парламентских выборов, в то время как пересмотр внешнеполитических ориентиров государства в целом не происходил — ретроспективный анализ внешнеполитической деятельности польского государства является тому подтверждением.

 

 

Реальные возможности прихода к власти и/или влияния на судьбу государства у оппозиционных политических партий появились уже в декабре 1989 года. В результате парламентских выборов 1989 года, известных в литературе как «контрактные», или «договорные», к участию в реализации политической власти пришла антикоммунистическая оппозиция под флагами «Солидарности». Первым некоммунистическим министром иностранных дел в правительстве Тадеуша Мазовецкого стал Кшиштоф Скубишевский, профессор международного права Варшавского университета.
После отставки Тадеуша Мазовецкого новым премьером стал Ян Кшиштоф Белецкий, лидер Либерально-демократического конгресса. Так как он был компромиссной и в общем-то случайной фигурой, то его внешнеполитическая программа фактически стала продолжением политики Мазовецкого — даже министр иностранных дел остался прежним.
Ситуация нередко была просто парадоксальной: Тадеуш Кособудзкий, некогда сотрудник польского МИДа, в своей книге «МИД от А до Я. Дела и люди Министерства иностранных дел в 1990—1995 гг.» пишет, что публично известной являлась информация о том, что некоторые из «новых» руководящих сотрудников МИДа имели двойное гражданство, а дипломатические должности, случалось, занимали функционеры, не получившие от спецслужб допуск к государственным и служебным тайнам. Весьма показательным является случай, также описанный в данной книге, когда пост директора Польского института в Стокгольме требовал для себя один из деятелей антикоммунистической оппозиции, мотивируя это тем, что он уже достаточно много сделал для своей страны и хочет просто отдохнуть.
Декларируемое единение в стратегических вопросах внешней политики совершенно справедливо считается важным достижением акторов польской политической системы, но это не смогло стать фактором, идеологически консолидирующим политических акторов. Партии и политические группировки остро спорили о способах реализации целей внешней политики и основных партнерах для реализации стратегических интересов страны.
Поражение правых сил и победа посткоммунистических Союза демократических левых сил (декларировавшего необходимость оздоровления и интенсификации отношений с Россией) и левоцентристской Польской народной партии (не отличавшейся внешнеполитическим радикализмом) спровоцировали настоящий шок в рядах руководящих работников МИДа, пришедших под лозунгами декоммунизации и соответствующим образом проводивших свою деятельность. Начавшееся негласное противостояние Парламента и Министерства иностранных дел добавило несогласованности в действия Польши и на международной арене.
В результате в 1994 году было созвано совещание, на котором присутствовали маршалки (спикеры) Сейма и Сената, министр иностранных дел, представители администрации президента и премьер-министра. Во время этого совещания Лех Валенса выразил обеспокоенность растущей бессистемностью в реализации внешней политики и участившимися зарубежными визитами представителей Парламента и правительства, которые не были даже согласованы с Министерством иностранных дел.

 

 

Политический процесс 1996—2004 гг. и «российский фактор»
Победа на президентских выборах в конце 1995 года Александра Квасьневского, представителя посткоммунистических сил, стала фактором, консолидирующим и стабилизирующим политическую систему Польши.
Коалиционное левоцентристское правительство Влодзимежа Чимошевича просуществовало до октября 1997 года. Одним из наиболее важных элементов работы правительства была подготовка и подписание крупного контракта с фирмами, гарантировавшими бесперебойные поставки российского газа на долгосрочную перспективу. Некоторая поспешность, проявленная польской стороной при подписании такого соглашения, а также слишком оптимистичные прогнозы темпов роста польской экономики стали причиной того, что в начале нового столетия данный контракт стал тяжким бременем для польского бюджета . Смеломожно утверждать, что «энергетический вопрос» негативно отразился на развитии польско-российских отношений.
Декларируемое правительством Чимошевича стремление к «экономизации» внешней политики отразилось на стремлении как польской стороны, так и российской «развести» широко понимаемые вопросы безопасности и вопросы торговли, сотрудничества в сфере культуры и науки. В то же время на повестке двусторонних взаимоотношений появились принципиальные вопросы, переговоры по которым проходили очень напряжённо, — это проблема так называемого «сувалкского коридора» и расширение НАТО.
По мнению польской стороны, части Красной Армии, 17 сентября 1939 года совершили акт агрессии по отношению к Польше, в сговоре с гитлеровской Германией.
Продолжением обострения отношений стал дипломатический скандал в 2000 году, во время которого из Польши и России были высланы по девять дипломатических работников по обвинению в «деятельности, не совместимой со статусом дипломатического работника»; такая формулировка на дипломатическом языке означает обвинение в шпионаже. Российский МИД в официальном заявлении от 20 января 2000 года отметил: «Польские власти не привели никаких подтверждений своих обвинений, да и не могли их привести. Российская сторона не может пройти мимо такой откровенно недружественной и провокационной акции» .
Соответствующая нота протеста была вручена послом России лично министру иностранных дел РП Брониславу Геремеку.

 

Одним из важных элементов предвыборной программы 2001 года оппозиционного Союза демократических левых сил стала программа улучшения отношений с Россией. Общие изменения политического климата вокруг «российского фактора» после формирования коалиционного правительства Лешка Миллера (СЛД и ПНП) создало подходящую атмосферу для визита российских правительственных делегаций в Варшаву, а вскоре (16—17 января 2002 года) и официального визита Владимира Путина. В атмосфере улучшения взаимоотношений по практически всем направлениям польско-российского сотрудничества (в том числе и приграничного — с Калининградской областью) правительство Лешка Миллера ушло в отставку на следующий день после вступления Польши в ЕС; начинается поиск новой формулы отношений на линии Россия — ЕС — Польша.
Спецификой политического процесса в посткоммунистическом государстве является особое внимание к недавнему историческому прошлому. В случае Польши, попытки политических акторов самого разнообразного спектра спекулировать «российским вопросом» в достижении тактических внутриполитических целей на протяжении всех 15 лет существования Третьей Республики показали, что внешняя политика, приносимая в жертву ради повышения предвыборного рейтинга, не является эффективной для государства на долгосрочную перспективу.

 

05 января 2012 /
Похожие новости
    Выборы Президента РП проводятся на основе закона от 27 сентября 1990 года «О выборах Президента РП» . В соответствии с постановлением Бронислава Коморовского, спикера Сейма
Интеграция в Евросоюз - одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х - начале 2000-х годов. Данная тема в отечественной
  Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование
    Общеизвестно то, что парламентские выборы 1989 г. в Республике Польша были договорными (контрактными), что стало результатом политического компромисса правящих сил и оппозиции.
  В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: