Староверие в Эстонии, Латвии, Литве и Польше: вторая половина XVII – начало XIX века

Возникновение староверия в Балтии было если не следствием, то отражением культурного переворота, который ознаменовал превращение России «древней» в Россию «новую». Собственно старообрядческое движение породило одно большое историческое явление — раскол Русской церкви во время патриаршества Никона (1652—1658) при царе Алексее Михайловиче (1645 — 1676) . Это одно из самых драматических событий в истории русского общества, а по мнению некоторых его исследователей, самое трагическое событие в истории Церкви .
Важным итогом церковного раскола в России XVII в. стало появление русских староверов за рубежом. Уже во второй половине XVII — начале XVIII в. староверы, спасаясь от преследований со стороны светских и церковных властей России, устремились на запад — в восточно-балтийские владения Швеции и Речь Посполитую, вассалом которой была и Курляндия. Однако у этого бегства были и другие не менее важные причины — социальные.

 

 По данным «Дегуцкого летописца», первые староверы появились в герцогстве Курляндском в 1659 г. В 1660 г. «древлеправославные людие» в деревне Лигинтшжи (ныне город Даугавгталс, Латвия) построили первый в Курляндии (а возможно, и вообще за рубежом) молитвенный дом, куда в 1677 г. из Московской епархии прибыли священной-ерей Терентий со своим сыном. В 1678 — 1704 гг. он был духовным отцом Лигинишкского и Балтрукского приходов. Священноиерей Терентий стал первым известным старовером Балтии .
В 1679 г. первые староверы появились в Вильнюсском воеводстве Речи Посполитой (ныне близ Рокишкиса в Литве, а в конце XVII в. — в Черной мызе, близ города Нарвы в шведской Эстляндии (ныне северо-восточная часть Эстонии.
Федосеевцы — одно из двух главных обществ староверов-беспоповцев, получившее название по имени Феодосия Васильева (1660-е — 1711) — известного наставника, богослова и полемиста. Главной особенностью учения федосеевцев, как и вообще всех беспоповцев, является идея «последнего времени» и представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии в Русской церкви в середине XVII в. Большинство представителей беспоповцев проповедует воцарение духовного антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших в Русскую церковь вследствие реформ Никона. Отсюда вытекает учение об иссякании священства и всеобщем бессвященословном состоянии. Вынужденное отсутствие священства у ранних беспоповцев повлекло за собой невозможность совершать ряд таинств. Они разделяли таинства по степени их важности для спасения на «нужнопотребные» (крещение, покаяние и «духовное причащение») и «потребные» (брак, елеосвящение, священство, миропомазание); последние «по нужде» могли не совершаться. Признавая необходимость царской власти, многие беспоповцы исключили из богослужения моление за царя, поскольку власть не только последовала «никонианской» Церкви, в которой, по мнению федосеевцев, воцарился антихрист, но и покровительствовала ей.

 
Переселение россиян на запад в 1700—1720-х гг. стало массовым. Оно было значительным и на протяжении всего XVIII в. Как и в предыдущий период, в XVIII в. потоки русских устремились главным образом в Великое княжество Литовское — часть союзного Польско-Литовского государства, в составе которого находились Инфлянты (до 1772) и Курляндия. Бежали также в Эстляндию и Лифляндию, после Ништадгского договора 1721 г. окончательно отошедших от Швеции к России и переживавших экономический подъем, особенно в конце XVIII в.
Церковный раскол, социальная дискриминация и политические мотивы, экономическое недовольство, недоверие к государственному руководству, страх перед арестом и пытками, озлобление против бояр и дворян, личные обиды, желание избежать солдатской «лямки» — все это существенно повлияло на рост и развитие старообрядческой эмиграции из России. Но одним из ее самых важных факторов после 1721 г. была политика царских властей по отношению к старообрядцам. С середины XVII в. до начала 1760-х гг., особенно в последней четверти XVII в., она носила ярко выраженный репрессивный характер. При Петре I правительство проводило более гибкую и прагматичную политику; период с начала 1760-х по 1826 г. отмечен ослаблением непримиримо жесткого отношения к староверам .
Немаловажным было и то, что в старых балтийских обществах господствовало толерантное отношение к староверам, основанное на приемлемости для этих обществ старообрядческого вероисповедания, статусе эмигрантов, хозяйственных и политических интересах шведских, немецких, польско-литовских дворян. Благоприятное влияние оказывал господствовавший в Западной Европе во второй половине XVIII в. рационализм и антиклерикализм.
По архивным данным, в 1820-х гг. лишь в Вильнюсской губернии проживало около 17—18 тысяч староверов . Причем, данные эти явно занижены, староверов здесь могло быть гораздо больше — от 35 до 40 тысяч человек. На территории современной Латвии, по-видимому, их было не меньше. В общей сложности беспоповцев на балтийских и польских землях в 1820-х гг. могло быть по приблизительным данным от 75 до 85 тысяч человек.
Староверие начало распространяться на балтийских землях еще во второй половине XVII — первой половине XVIII в., когда духовные на-ставники Терентий, Феодосии Васильев, Афанасий Терентьевич, Евстрат Васильев, Федор Саманский и другие противники новых обрядов и книг, вынужденные бежать от преследований российских властей и/или эмигрировавшие на эти земли, начали борьбу за возрождение и утверждение старых традиций, господствовавших на Руси, среди русских беженцев и эмигрантов. Их усилия не были бесплодными: уже в 1760-х гг. на балтийских землях действовало не менее 26, а в 1820-х гг. — не менее 71 федосеевского прихода (с учетом приходов на польских землях).
Неоценимое значение для староверия в России и за рубежом имели монастыри и скиты, которые становились центрами духовной жизни. Отсюда шло руководство Церковью, отсюда наставники рассылались по приходам, в некоторых обителях проходили соборы. Таких духовных центров на балтийских землях в федосеевский период было несколько. Своей церковной деятельностью прославились такие центры, как Ряпина мыза, Гудишки, Рига и Дегути.

 

Важным религиозным центром федосеевцев Балтийского региона, в частности и всего раннего федосеевства (до 1771), в целом была Гудигпкская обитель (1728 — 1755/1758), Вильнюсское воеводство Великого княжества Литовского (ныне Игналинский р-н Литвы). Появилась она, когда Евстрат Васильев «с братией» устроил на этом месте «обитель общего жития». В 1752 г. в обители прошел федосеевский собор, на котором был принят известный в истории беспоповства «Польский устав». Федосеевцы-безбрачники укрепляли религиозную дисциплину среди своих прихожан, вводя требования «ангельской жизни» для всех именно тогда, когда в другой части беспоповства начались поиски путей принятия церковного брака.
В 1760 г. одним из видных наставников Федором Саманским (1696— 1771) была основана Рижская община. В начале XIX в. она стала заметным духовным центром балтийских федосеевцев, известным также среди российских федосеевцев, а в XX в. — крупнейшей в мире поморской общиной и авторитетным духовным центром ДПЦ. В 1826 г. в Риге насчитывалось 5424 старовера (5 % всего городского населения). Благодаря поддержке купцов-староверов община имела в своем распоряжении обширное хозяйство, большой каменный храм (в Петербургском и Московском форштадтах было еще два храма), различные мастерские, в том числе иконописную, больницу, богадельню, школу и имение Гризенберг. Существенную роль в некоторых отраслях промышленности играли капиталы купцов-старообрядцев С. Дьяконова,
Н. Артемьева, Н. Иванова и др. Для управления церковной жизнью и хозяйством после русско-французской войны 1812 г. были составлены особые «Правила», которые в 1827 г. были утверждены рижским генерал-губернатором Ф. Паулуччи. Этот юридический документ позволил рижским староверам свободно управлять своей общиной. Как оказалось, ненадолго — уже в начале 1830-х гг. грянули репрессии.
Дегуггкая обитель существовала с 1756 г. (или 1758) по 1840-е гг. Дегуггкий приход, ставший относительно большим уже с конца 1780-х гг., в первой трети XIX в. был признанным духовным центром беспоповцев Вильнюсской, Курляндской и отчасти Лифляндской губерний. В 1822 г. в Дегутях был написан «Выбор и благословение на степень отеческий» и «Брачное чинодейство».
04 января 2012 /
Похожие новости
Особенности пешеходной экскурсии к действующим храмам Басманной слободы, Елохова, Немецкой слободы. Часть 4
    Становление английских городов-курортов в XVII — нач. XVIII века. Часть 2
  История Северной войны 1700—1721 годов довольно основательно изучена отечественны­ми и зарубежными историками. На эту тему на­писано много научных работ, в которых детально
Вторая мировая война составила четкую цезуру в польских исследованиях по исто­рии Литвы: с карты польской науки исчезли два научных центра, а историки — если смогли выжить — оказались
Беларусь входит в число 11 наименее религиозных стран мира. Состав населения страны по вероисповеданиям.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: