Перенос технологий в Польше: плохое состояние и нерешительная политика

Для обоснования данного утверждения автор приводит следующие факты: уменьшается число отечественных патентов; снижаются показатели числа патентов, зарегистрированных польскими изобретателями за рубежом; доля новой продукции в сумме продаж остается очень низкой (8%) по сравнению с соответствующими показателями развитых стран; высокотехнологичные продукты также составляют низкую долю (10%) в сумме продаж отечественной промышленности, то же можно сказать о доле подобной продукции в польском экспорте.

Ситуация усугубляется тем, что перенос технических знаний из сектора науки в промышленность всегда был весьма ограниченным. С началом рыночных реформ в 90-e годы в стране развернулись преобразования в системе национальной науки и техники. Была введена структура исследовательских грантов, предусматривавшая конкурсное финансирование проектов, закрыты некоторые неэффективные государственные НИИ, учрежден Государственный комитет по научным исследованиям, начался приток новейшей технологии от развитых стран Запада. В связи с наметившимися переменами автор считает важным проанализировать современное состояние дел в сфере переноса технологий и политику правительства в данной области.

Дать точную картину положения в рассматриваемой области, подчеркивает автор, сложно из-за отсутствия необходимых обследований. Единственный достоверный источник - данные Центрального статистического управления за 1996 г. Последнее организовало сбор информации от 7,2 тыс. предприятий с числом занятых свыше 50 человек в каждом. Выяснилось, что лишь четверть польских фирм осваивала новую технологию в 1996 г.; в закупках новой технологии превалировали отечественные продавцы, а это значит, что приобретенная техника является устаревшей по сравнению с западными образцами. Например, потолочный монитор с dvd появился в Польше только в 2003 году, а в Австрии в 1997!
Закупки результатов ИР не превысили 16%, а лицензии, отражающие горизонтальный перенос технологий между фирмами, составили лишь десятую часть общих закупок новой техники. Из обследованных компаний лишь 1% продавал свою технологию в 1996 г. и всего 26 предприятий (0,34%) продавали такую технологию зарубежным странам.
Результаты обследования, отмечает автор, позволяют утверждать: польские фирмы не проявляют активного интереса к переносу технологий, доля страны в сфере международного переноса технологий ничтожна.
В этой связи возникает вопрос о том, что делает правительство для улучшения инновационного потенциала отечественной промышленности? Политику правительства в данной области автор характеризует как "нерешительную". Во второй половине 80-х годов меры правительства по стимулированию инноваций выступали в основном в форме финансовых дотаций и налоговых льгот. Специальных шагов по переносу технологий не предпринималось, поскольку руководители национальной науки не понимали потенциальную значимость подобного переноса для современной экономики. С начала 90-х годов в ходе экономической реформы все ранее существовавшие льготы для предприятий были отменены. Считалось, что все проблемы "автоматически решит рынок".
 В 1993 г. польское правительство обнародовало официальный доклад "Предложения по государственной научно-технической политике". Автор подчеркивает, что это был первый официальный документ после 1986 г. В "Предложениях" формулировались цели научной политики, принципы организации науки и способы финансирования исследований. Здесь впервые была предпринята попытка определить приоритеты исследований в стране; больше того, провозглашалась важность практического использования результатов ИР, необходимость объединения лицензионной и научной политики и поддержки переноса технологий.
На взгляд автора, данный документ - это значительный шаг по сравнению с предыдущими инициативами правительства. В то же время он полагает, что здесь не уделено достаточного внимания промышленности, нет конкретных предложений о поддержке нововведений и их распространения. Сказалась прежняя вера в то, что рыночный механизм заставит предприятия развивать инновационную деятельность. На деле, подчеркивает автор, этого не происходит и "инновационный тупик" продолжается.
К середине 90-х годов в правительственных кругах нашла поддержку идея о более активной роли государства в стимулировании инноваций, как это делается во многих развитых странах. В итоге, в 1995 г. появился документ, озаглавленный "Основы инновационной политики в Польше". Здесь предлагались две группы задач: оперативные краткосрочные меры, призванные дать ожидаемые результаты в самые короткие сроки; меры более долгосрочного характера на перспективу.
Автор отмечает, что некоторые из задач первого ряда уже начали реализовываться. Это в основном налоговые льготы для фирм, вкладывающих средства в ИР. В то же время автор обращает внимание на то, что проблеме переноса технологий по-прежнему не уделяется должного внимания: в последнем правительственном документе "нет и упоминания о переносе технологий", главный упор делается не столько на этот перенос, сколько на саму инновационную деятельность. Объявленные правительством налоговые стимулы не привели к росту инновационности и переносу технологий. Дело в том, что многие фирмы из-за нехватки средств и "близорукости" руководителей не выделяют ресурсы на ИР и нововведения и тем самым не могут претендовать на фискальные льготы; вторая причина того, что стимулы "не работают", - отсутствие соответствующей информации: многие руководители вообще не знают о последнем правительственном документе. Одним из барьеров на пути повышения инновационности автор считает отсутствие дешевых банковских кредитов для фирм, осуществляющих инновационные усилия.

В 1999 г. появился обновленный вариант "Основ государственной инновационной политики", рассчитанный на период до 2002 г. Однако, как считает автор, "дело не сдвинулось": не было предложено практически никаких новых механизмов, более того, некоторые из фискальных стимулов были отменены. Таким образом, резюмирует автор, государственная политика по-прежнему ориентируется на создание новых научных результатов, а не на их промышленное освоение и распространение.
Значительно более обещающими автору представляются инициативы, объявленные в кругах научного сообщества. Среди таковых он упоминает: маркетинговое обучение исследователей, внедрение
компьютерных средств связи, организацию специальных отделов по связям с промышленностью для получения и предложения контрактов.
В конце 1995 г. в стране была запущена специальная программа, поддержанная ЕС. Ее долговременная цель - убедить польских исследователей в том, что их достижения могут использоваться в разных отраслях национальной экономики, а также стимулировать финансовые институты к вложению средств в новейшие технологии. Инновационные проекты, получившие одобрение в рамках программы, направляются на реализацию в центры переноса технологий при Фонде науки Польши. В 1997 г. из 11 заявок три было принято для дальнейшей разработки.

04 февраля 2012 /
Похожие новости
Авторы - сотрудники Института науковедения и научной документации при Национальном исследовательском совете Италии. Характеризуя тему, заявленную в названии реферируемой статьи, они подчеркивают, что
Представляем результаты исследования инновационной деятельности компаний, проводившегося в девяти странах: Австрии, Бразилии, Канаде, Дании, Франции, Новой Зеландии, Норвегии, Корее и Великобритании.
      Несмотря на то, что Бельгия обладает значительным научным потенциалом, страна занимает предпоследнее место в Европе по уровню расходов на НИОКР - 0,91% ВВП. Для нее характерен
Специалисты различают две принципиальные модели ПЗИ в исследования и разработки  рыночной и технологической ориентации. В первом случае главным является адаптация продукции к нуждам местного
12-13 ноября 2008 г. в ГУ-ВШЭ прошла российско-европейская конференция «Инновационная политика для обеспечения экономического роста: цели и инстру-менты». Мероприятие было организовано
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: