Сотрудничество Германии, Польши, России

В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований Варшавского университета подготовил и издал (под редакцией руководителя Центра проф. Михала Доброчинского ) книгу "Германия. Польша. Россия: Европейская безопасность и сотрудничество народов".
После того как в результате первой мировой войны и распада Российской империи Польша обрела независимость и восстановила государственность, пишет Мечислав Томала в статье "Германия -Россия: причина для беспокойства или шанс для сотрудничества с Польшей", политика Польши строилась на принципе: никаких дружественных отношений ни с Германией, ни с Россией -максимальное дистанцирование от России (уже советской) и Германии (уже не кайзеровской).

Символом немецко-советского сотрудничества стал в этот период подписанный в 1992 г. договор в Рапалло. В договоре не было пунктов или статей, направленных против Польши, однако сам факт соглашения двух государств, всегда рассматриваемых как враждебные Польше, стал для поляков тревожным сигналом, который и подтвердился в 1939 г., когда результаты нового соглашения между Германией и СССР оказались трагическими для государственности и независимости Польши.
Нынешние великие перемены в Европе - воссоединение Германии, крах коммунистической системы в Польше и других странах реального социализма, распад СССР и роспуск Варшавского Договора - потребовали от Польши заново определиться в своих отношениях с двумя соседями - Германией и Россией. Кстати, после 1989 г. Польша стала единственной страной в Европе, которая имеет абсолютно новых соседей на всех своих границах. Немцы объединились, СССР, распался, но оставил после себя по-прежнему мощную Россию. Россия остается государством, стремящимся играть значительную роль в Европе, хотя пока трудно судить, какова будет эта роль. Польша снова оказалась между Германией и Россией. Поскольку объединившаяся Германия предпринимала все возможное, чтобы недавнего российского врага превратить если не в союзника, то в дружественного партнера, перед Польшей опять возник призрак Рапалло.
Значение, которое Германия придает отношениям с Россией, явно выходит за рамки просто двусторонних отношений. Объективная ситуация, однако, такова, что немцы не могут упускать из виду всех своих соседей на Востоке, как близких, так и дальних. К тому же Германия действительно изменилась, сегодня она отказалась от территориальных претензий к Польше, провозгласила необходимость иметь с ней дружественные отношения, поддерживает стремление Польши вступить в НАТО и Европейский Союз.
Объединенная и значительно усилившая свою мощь Германия будет оказывать все большее влияние на формирование межгосударственных отношений в Восточной Европе. После перенесения столицы Германии в Берлин и переезда туда правительственных учреждений процесс этот еще больше активизируется. А когда Польша и ряд других стран региона станут членами Европейского Союза, то центром - и не только географическим - этого нового и действительного великого европейского сообщества народов стане Берлин.

Наряду с Парижем и Лондоном Берлин будет выдающимся культурным центром. Из этого города-столицы политические экономические, финансовые и культурные импульсы буду исходить прежде всего в восточном и юго-восточном направлениях. 89% анкетированных представителей политических элит в Германии отметили в 1996 г., что жизненные интересы Германии лежат в Центральной и Восточной Европе.
В современных условиях государства строят свою безопасность не только на традиционных военных союзах, но также на основе политического диалога и всестороннего сотрудничества. Вопреки настроениям тех поляков, которые опасаются диалога Польши с Россией, участие в Варшавском треугольнике принесет ту несомненную пользу, что появляется третья сторона (на то он и треугольник) - доброжелательно настроенная к Польше Германия - и уравновешивает диспропорции в отношениях между Польшей и Россией.
Исторически ситуация сложилась так, что почти на протяжении двух последних столетий политическая позиция Польши сводилась к альтернативе: С Россией против Германии или, наоборот, с Германией против России. В этот же период Россия и Германия, считая себя носителями особой миссии и обуреваемые имперскими устремлениями, чаще имели общие интересы.

Отношения Польши с Германией характеризуются асимметрией практически во всех сферах жизнедеятельности, и такая ассиметрия всегда является нелегкой для более слабого партнера, который очень чувствительно реагирует на поведение и позиции более сильного партнера. Тем не менее польско-немецкое сотрудничество набрало такую динамику, которой еще долго не будет в польско-российских отношениях. Объясняется это рядом факторов. Например, только распад Советского Союза создал условия для польско-российского сближения, в то время как польско-немецкий (польско-западногерманский) диалог насчитывает за собой уже не одно десятилетие.
Все больше признаков указывает на то, что наряду с процессами глобализации и межнациональной интеграции в обозримом будущем буду доминировать процессы регионализации и децентрализации. Региональный аспект сотрудничества является поэтому наиболее показательным для определения этапа, на котором реально находится процесс нормализации отношений между Германией, Польшей и Россией. В конце концов, от качества демократии на местном уровне, уровня сознания граждан и их желания участвовать в публичной жизни зависит качество трансграничного сотрудничества. Именно в приграничных областях, вдали от центра и бюрократических структур, проблема соседства не сводится" к лозунгам, а выступает как необходимость, отвечающая жизненным потребностям. На этом поле Польшу и Россию ожидает огромный объем работы.

Бесспорно, что важнейшим элементом стабилизации в Европе является общеевропейский аспект сотрудничества. В условиях, когда ни одна страна не может в одиночку гарантировать своей безопасности, когда интернационализация экономики стала свершившимся фактом, когда современные формы коммуникации привели к тому, что культурные достижения любого народа немедленно становятся собственностью всего мира, Германия, Польша и Россия как страны, играющие ключевое значение для безопасности в Европе, обречены на сотрудничество и интеграцию своих интересов.
Целенаправленное стимулирование сотрудничества этих стран предполагает реализацию определенных условий. Приоритетными среди них являются следующие:
а) преодоление внутренних тенденций, направленных на изоляцию от европейских структур и сообществ;
б) безопасность соседей России должна быть обеспечена совместно с Россией и ни в коем случае не против нее;
в) во всех предпринимаемых акциях следует деликатно учитывать опасения России, ибо перемены, происходящие в великой стране, которая пытается на развалинах империи создать новую государственность и на новых началах объединить свои народы, требуют времени и терпения (тем более история неоднократно
доказала, что игнорирование и унижение побежденного ни к чему хорошему не приводило);
г) отказ России от политики и политических доктрин, в той или иной мере связанных с ограничением суверенитета ее соседей;
д) необходимо убедить общество в каждой из трех стран в неотвратимости интеграции национальных интересов в рамках европейских структур и формировании европейского сознания, т.е. интеграция континента не может быть результатом усилий только политических элит.
Итак, безопасность и будущее Европы в огромной мере зависят от характера и диапазона сотрудничества между Германией, Польшей и Россией. Развитие событий в бывших фашистских государствах после 1945 г. и южноевропейских странах в 70-е годы наглядно демонстрирует насколько неразрывна связь между демократией и международной безопасностью. Непростительной ошибкой было бы отвернуться от стран, вступивших на путь реформ, и оставить их на стратегически ничейной земле. Пересмотр и реорганизация структур Европейского Союза и НАТО, с одной стороны, и постепенное включение в эти структуры стран, расположенных между Германией и Россией, - с другой, при одновременном углублении всесторонних отношений с Россией - такова долговременная задача, и от ее реализации будет зависеть будущая система коллективной безопасности и вообще будущее старого континента.

02 февраля 2012 /
Похожие новости
    Co времен Венского конгресса Польша, благодаря своей значитель­ной территории и особому географическому положению, занимала важное место во внешней политике Великобритании, которая
В свое время Де Голль ввел в оборот понятие "Европа от Атлантики до Урала". Сегодня подобный взгляд на Европу выглядит анахронизмом, ибо не отвечает уже ни экономическим, ни политическим реалиям на
  Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование
  Слишком многое в современном мире зависит от внешней политики. Большое количество различных внешних и внутренних факторов оказывают влияние на внешнюю политику современного демократического
  В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: