Набросок портрета нового среднего класса в Польше

Используется термин "средний класс" для обозначения "группы частных собственников средств производства, торговли и обслуживания, работающих самостоятельно, с помощью членов семьи или небольшого числа наемных работников и сосредоточенных в сфере частного ремесла, мелкого производства, торговли, гастрономии и разного рода услуг". В Польше в конце 80х и начале 90х годов, т е в период социально-политической трансформации и перехода к рыночной экономике, происходит процесс формирования среднего класса или, точнее, современного низшего среднего класса
По своему социальному происхождению владельцы частных предприятий чаще всего являются детьми рабочих и техников (42,7%), служащих (24,7%), крестьян (11,9%) и только 14,9% происходили из мелкобуржуазных семей. Это означает, что только каждый седьмой из исследуемых предпринимателей относится к среднему классу второго поколения.


Более 3/4 опрошенных бизнесменов перед созданием собственных фирм работали "в штате" «а разных предприятиях и учреждениях, прежде всего государственных. Если добавить к этой группе тех, для которых основание собственного предприятия было первым занятием в жизни, то окажется, что 4/5 предпринимателей учились своей новой роли методом проб и ошибок. Это означает, что средний класс, новая польская мелкая буржуазия появилась как группа людей, занимающая видное место в социальной структуре, она только - только учится своим новым социальным ролям, и, наверно, часть нынешних предпринимателей в будущем снова станет наемными работниками.
Обычно приобретенная ранее профессия имеет мало общего с деятельностью фирмы, например, магистр экономики занимается производством древесного угля, архитектор печек вафли, техник-механик владеет мясным магазином, магистр социологии имеет предприятие, занимающееся торговлей и услугами, техник-электроник является владельцем салона парикмахерской.
Решающими в частном предпринимательстве чаще оказываются второстепенные обстоятельства — свободные деньги, наличие помещения, субъективное представление о существующем спросе и ситуации на рынке. Поскольку простейшим решением является собственная фирма, занимающаяся торговлей и услугами, постольку большая часть предпринимателей посвятили себя торговле — 58,4%, услугам — 28,4%, и только 13,2% занимается производством промышленных и продовольственных товаров, также у каждого из них имеется автомобиль, приобретенный на avtobazar.

Стаж частного предпринимательства: до 1 года — 1,0%, 13 года — 37,5, 410 лет — 34,1, 1120 лет — 17,3, свыше 20 лет — 10,1% (с. 22). Как видим, почти 40% предпринимателей — новички, только приобретающие опыт и необходимые навыки. Вероятно, часть из них не удержит своего дела, обанкротится, они будут вынуждены стать наемными работниками. Практически не изменились данные об аполитичности бизнесменов и их религиозной принадлежности. В течение года между первым и вторым этапами исследования под влиянием рыночной ситуации произошли изменения в отраслевом составе фирм: на 10% уменьшилось число торговых фирм, в два раза возросло количество производственных фирм, без изменений осталась сфера услуг.
Половина предпринимателей (49,5%) являются единоличными владельцами своих фирм, а если прибавить фирмы, совладельцами которых являются родители, супруги или взрослые дети (27,4%), то оказывается, что 3/4 частных предприятий — индивидуальная или семейная собственность.
Крайние цифры заработков различаются пятнадцатикратно. Есть тенденция к эксплуатации наемных работников, ненормированное рабочее время, заработки по усмотрению владельца, отсутствие социального обеспечения и т. п. Склонность именно к такому отношению к своим работникам проявляют бизнесмены, которые еще недавно, 510 лет назад, сами были наемными работниками на государственных предприятиях и учреждениях.
Анализируя стоимость фирм, Г. Матушак отмечает, что, по оценке предпринимателей, 2/5 частных предприятий имеют стоимость, сравнимую со стоимостью двухкомнатной квартиры в коммунальном доме: до 100 млн. злотых оценивают свою фирму 33,3%, 101250 млн. — 27,5, 251500 млн. — 15,9, 5011000 млн. — 13,2, 13 млрд. — 6,3, 410 млрд. — 1,6, свыше 10 млрд. — 2,1%.
К личным чертам, затрудняющим ведение честного предприятия, предприниматели отнесли: 1) пугливость, растерянность, страх перед принятием решений, отсутствие энергии, размаха и широких планов, отсутствие мотивации к ведению фирмы — 48,5%; 2) несолидность, отсутствие добросовестности — 24,1%; 3) нечестность — 21,2%; 4) лень — 16,9%; 5) наивность, чувствительность, сентиментальность, "мягкое сердце", добродушие — 16,9%; 6) некомпетентность, незнание рынка, незнание юридических и финансовых правил — 15,9%; 7) внутренняя неорганизованность и недисциплинированность — 12,5%; 8) склонность к мишуре, мания величия, позерство и самонадеянность — 12,0%, 9) алчность, жадность к деньгам — 9,1%, 10) вредные привычки, злоупотребление алкоголем 7,3%, 11) неумение завязывания контактов с людьми — 7,2%, 12) пессимизм, неверие в себя — 6,2%; 13) наглость, нетактичность, толстокожесть — 5,8%; 14) отсутствие психической сопротивляемости — 5,8%, 15) честность — 5,0%.
Среди различных причин удовлетворенности жизнью вообще предприниматели назвали: личную и семейную жизнь — 65,2%; обладание собственной фирмой — 53,6%; общественное и материальное положение — 48%; состояние здоровья, оборудование дома (квартиры) — 20,8%; способ проведение свободного времени; отпуска — 18,4%, уровень доходов — 13,6%; реализация своих жизненных намерений — 11,6%.
Анализу политических и общественных предпочтений частных предпринимателей посвящен седьмой раздел. Этот анализ основан главным образом на их электоральном поведении.

Сравнительно высокий процент предпринимателей, настроенных оппозиционно по отношению к власти предержащим в период между первым и вторым этапом исследования, объясняется не столько политическими или идеологическими убеждениями владельцев фирм, сколько раздражением, которое вызвано нелепыми, с их точки зрения, законами и порядками и чрезмерным фискальством властей. Бизнесмены скорее аполитичны, и их участие в политической жизни в принципе ограничивается скептическим наблюдением за развитием событий. Если ситуация угрожает их интересам, тогда они радикализируют свои взгляды на политические вопросы, а их отношение к партиям имеет главным образом инструментальный характер. Это выражается в поддержке тех политических сил, которые могут либо хотят что-нибудь "устроить" для частного бизнеса. В принципе такое политическое поведение ничем не отличает предпринимателей от остального общества. Владельцы частных фирм, по-видимому, поддержат или, по крайней мере, одобрят те партии и группировки, благодаря которым они смогут развивать свое дело, и будут критиковать все политические силы, независимо от их идеологической ориентации, которые создают препятствия для частного бизнеса или повышают налоги и иные виды оплаты.
Перспективы частного предпринимательства, его будущее, планы, связанные с фирмой, рассматриваются в девятом разделе. Не раз уже упоминавшиеся страхи и опасения предпринимателей нашли свое подтверждение в их декларациях на тему, каким они видят свое будущее в ближайшие 35 лет. Только один из пяти опрошенных оптимистично смотрит в будущее, и каждый четвертый верит, что как-нибудь справится и удержится в качестве владельца магазина, оптового склада, предприятия или мастерской сферы услуг. Это означает, что чуть меньше половины частных владельцев не боятся будущего. Остальные предвидят возможное ухудшение, ограничение деятельности фирмы, падение доходов
Говоря об этой социальной группе, необходимо помнить о серьезной внутренней дифференциации, прежде всего материальной. Можно ожидать, что в недалеком будущем в результате сильных процессов поляризации на одном полюсе окажутся классическая мелкая буржуазия, а на другом — капиталисты, представляющие высший класс. Их будет объединять факт владения средствами производства, а разделять величина и стоимость их фирм и капиталов, уровень доходов, уровень общественного престижа, возможность влиять на ход политической и общественной жизни страны и, наконец, уровень потребления, сфера культурных потребностей и способ их реализации.

30 января 2012 /
Похожие новости
Люди путешествуют, не только чтобы поглазеть на достопримечательности, погреться на тёплом солнце или покупаться в чистом море, но и, например, чтобы совершить выгодные оптовые или розничные покупки.
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
      В книге сотрудника Экономического института (Белград, Югославия) анализируется стратегия югославских частных предприятий на примере 10 добившихся успеха фирм из различных
    Некоторое время назад в польской социологии понятие "средний класс" имело негативную окраску. Тезис об американском среднем классе трактовался как идеологическая манипуляция,
  Польское общество конца 90-х годов успешно создает демократические рыночные институты. С одной стороны, это свидетельствует о темпах социальных изменений, а с другой - объясняет, почему
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: