Исследование международного права окружающей среды в Польше

В доктрине международного права установление связи правовых проблем охраны окружающей среды и прав человека явление новое, наиболее отчетливо она прослеживается в Стокгольмской декларации 1972 г. Принятая 20 лет спустя Декларация Рио несколько отступила от проблематики прав человека в связи с охраной окружающей среды. Тем не менее термин "право на окружающую среду" используется в различных международных документах, а доктрина стремится к тому, чтобы включить его в третье поколение прав человека. М.Кениг-Витковская отмечает, что в настоящее время насчитываются сотни, если не тысячи актов международного права в этой сфере: более 350 многосторонних договоров и более 1 тыс. двусторонних, огромное количество документов международных организаций в форме резолюций, деклараций, программ и т.п.

Предмет их регулирования обширен, он охватывает широкий спектр воздействий на окружающую среду и ее охрану. Автор ставит вопрос, целесообразна ли оценка этих документов с позиций прав человека, и выделяет три тезиса:
1) нужно мобилизовать существующие нормы о правах человека для достижения целей сохранения и охраны окружающей среды, что укрепит существующую систему;
2) следует интерпретировать существующие права человека с точки зрения охраны среды;
3) наконец, нужно создать новые нормы, регулирующие права человека на надлежащую среду обитания.
М. Кениг-Витковская анализирует важнейшие положения международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции об охране прав человека и основных свободах, американской Конвенции прав человека и Африканской хартии прав человека и народов (1981). Каждая из них содержит предписания, касающиеся права на жизнь, обязанности государства по охране жизни человека, в том числе доступа к качественной питьевой воде и и т.п. Интересно знать, что при производстве монолитно-кирпичных работ используется провод пнсв.

Далее в статье рассматриваются решения Европейской комиссии по правам человека по конкретным делам. Например, загрязнение или иные формы деградации окружающей среды выше определенного уровня, имеющие непосредственное или опосредованное влияние на невмешательство в частную, семейную жизнь, представляют собой нарушения правовых предписаний только в случаях, когда существует ответственность государства за возникновение таких ситуаций. Исключением является ч.2 ст.8 об исключениях с учетом национальной безопасности, общественной безопасности и экономической стабильности страны.

Автор подробно излагает процедурные нормы, применяемые при рассмотрении дел, касающихся окружающей среды, а также положения Европейской социальной хартии и конвенций Международной организации труда. На основе анализа этих и иных актов она составила перечень прав человека, связанных с окружающей средой: право достаточного уровня жизни; право на охрану физического и психического здоровья; права детей на здоровую окружающую среду; право на информацию.
М. Кениг-Витковская подчеркивает сложность установления материальной нормы права человека на окружающую среду. Для этого необходимо определить субъект и объект этого права; в каких категориях права (индивидуального и коллективного) надлежит его формулировать; достичь однозначного понимания термина "окружающая среда" (вся биосфера или непосредственная среда обитания человека); определить перечни обязанности государства, вытекающих из такого права и др. Со стороны международной общественности уже приняты действия, направленные на кодификацию процедурных аспектов, Европейской экономической комиссией ООН в Аархусе (Дания) были выработаны положения Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по делам об окружающей среде (35 государств уже подписали эту Конвенцию. В заключение автор отмечает, что права человека на окружающую среду должны в первую очередь включать его право на надлежащее качество окружающей среды с учетом "сопротивляемости" такого права лоббированию и компромиссам.
Примером международноправового регулирования охраны окружающей среды является охрана Балтийского моря от загрязнения. М.А.Нестерович характеризует основные источники права в этой области, в том числе Хельсинскую конвенцию 1974 г. и деятельность Временной комиссии (HELKOM), программу мониторинга Балтики, деятельность Морского комитета и Международной морской организации, задачи Комитета борьбы с разливами нефти. В 1992 г. была принята новая Конвенция об охране морской среды Балтики, участниками которой стали Дания, Эстония, Литва, ФРГ, Польша, Россия, Швеция, а позже ЕС. Автор подробно рассматривает содержание этой Конвенции, а затем переходит к анализу норм польского права, обращая особое внимание на ст.ст. 326348 Морского кодекса об ответственности за вред, причиненный загрязнением с судов, Закона от 16 марта 1995 г. "О предупреждении загрязнения моря с судов", актов, регулирующих перевозку нефтепродуктов.
Польша является стороной многих международных конвенций, положения которых имплементированы в национальное внутреннее законодательство. Автор выражает надежду, что уровень охраны Балтийского моря будет повышен благодаря имплементации директив и распоряжений ЕС, касающихся морской безопасности, оборудования судов, норм безопасности для пассажирских судов, минимальных требований для судов, заходящих (покидающих) в порты Сообщества ЕС и перевозящих опасные или загрязняющие вещества и др.
Тем не менее она отмечает, что если существующее правовое регулирование предупреждения загрязнения моря с судов можно оценить положительно, то намного хуже дело обстоит с противодействием загрязнению с суши и из портов (70-90% загрязнения Балтики). Здесь отсутствует соответствующее законодательство. К.Карски в рецензии на книгу Я.Цеханович о международном праве охраны окружающей среды обращает внимание на то, что проблематика представлена ею с точки зрения экологической безопасности. В книге рассмотрены вопросы экоконверсии, особо выделены деятельность и статус Польши в этой области; учтены требования концепции устойчивого развития и другие современные принципы. Я.Цеханович определяет международное право окружающей среды как "совокупность норм международного права и созданных им институтов, которые прямо или опосредованно служат охране окружающей среды". Исходя из этого определения, автор анализирует охрану природы: биоразнообразия; морской среды; международного оборота отходов; охрану атмосферы и охрану среды от радиационного воздействия, а также вопросы оценки воздействия на окружающую среду. Не остаются в стороне наиболее актуальные проблемы: в первую очередь, участие общественности; в том числе в работе анализируется положение Конвенции, принятой в Аархусе на IV конференции "Окружающая среда для Европы". Кроме того, в книге описано правовое регулирование в области охраны окружающей среды в ЕС и что особо ценно уровень приспособления к нему польского экологического права.

24 января 2012 /
Похожие новости
    В статье говорится об основных направлениях уголовно-правовой политики в области охраны окружающей природной среды в России и странах Европы. Рассматривается механизм реализации
Право окружающей среды (droit de l'environnement) Франции появилось относительно недавно по сравнению с другими отраслями французского права. Начиная с 1976 года, французские юристы поставили вопрос
Прикладная геоэкология (сдо-геосервер)
Основы земельного законодательства и права (сдо-геосервер)
Геоэкологич. проблемы Беларуси (гео-сервер) Курс «Геоэкологические проблемы Беларуси» ориентирован на выявление причин возникновения экологических проблем, понимание всей сложности
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: