Польша и европейский союз: путь к интеграции (1989-2004гг.)

Интеграция в Евросоюз - одно из приоритетных направлений внешней политики Польши и других стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-х - начале 2000-х годов. Данная тема в отечественной историографии изучена фрагментарно. В нашей работе мы попытаемся частично восполнить образовавшуюся лакуну.

Стремление Варшавы присоединиться к ЕС в качестве полноправного члена было обусловлено тремя факторами.

Первым стали начавшиеся в стране в конце 1980-х годов процессы политической трансформации. Прошедшие в Польше 4 и 18 июня 1989 года парламентские выборы сыграли роль неформального плебисцита «за и против коммунизма». Олицетворение прошлого - Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) - потерпела сокрушительное поражение.

Вторым фактором, повлиявшим на усиление проевропейского вектора в политике Польши стали происходившие паралелльно с политическими трансформациями социально-экономические перемены. В 1989 г. была опубликована экономическая программа, разработанная группой экономистов во главе с министром финансов Л. Бальцеровичем (1989-1991). Документ провозгласил, что целью страны является переход от социалистической к рыночной системе хозяйствования.

Третьим фактором, подвигнувшим Польшу к вступлению в ЕС, стал немецкий. Дело в том, что у поляков существовали вполне обоснованные, на наш взгляд, опасения относительно угрозы германской экономической экспансии. Здесь уместно рассмотреть проблему более подробно.

По решению Потсдамской конференции к Польше отошли западные германские территории, с которых были изгнаны несколько миллионов этнических немцев. Несмотря на то, что беженцы со временем успешно интегрировались в экономическую и политическую жизнь ФРГ, память о малой родине являлась одной из составляющих их самоидентификации. Еще в середине 1950-х годов вынужденные переселенцы в Германии создали мощный «Союз изгнанных», в уставе которого было записано, что Союз будет защищать право на возвращение утерянной на востоке собственности. На протяжении десятилетий перемещенные и их наследники требовали вернуть им право на Родину и компенсацию за утерянное имущество.

В процессе объединения Германии в 1990 г. и заключения в том же году германо-польского договора о проблемах изгнанных не упоминалось. В дальнейшем она также не получила разрешения. При этом немецкие предприятия, фирмы и банки с начала 1990-х гг. активизировали сотрудничество с польскими экономическими институтами. Берлин стал главным инвестором Варшавы. Немецкие деловые круги включились в приватизацию польских предприятий.
Экономическая активность Берлина принесла Варшаве не только радость. У части польского общества возобладало мнение, что Германия, не применяя оружие, мирным путем может «завоевать» западные территории Польши, бывшие когда-то восточными немецкими территориями. Эти страхи привели поляков к принятию двух решений. Во-первых, были резко сужены возможности для иностранцев в покупке земли. Во-вторых, в ликвидации немецкой угрозы Варшава решила опереться на ЕС и НАТО, став полноправным членом этих организаций.
Сближение Польши и Евросоюза не было одномоментным. Этот процесс начался в 1989 г. и закончился в 2004 г. В процессе интеграции можно выделить четыре этапа:
1)Этап разрушения прежней системы политических и хозяйственных отношений и начало взаимоотношений Польши с Европейским союзом (1988-1989).
2)Второй этап, который мы вслед за Л.Н. Шишелиной можем назвать этапом политико-экономической импровизации, охватывает период с 1990 г. по 1994 г. Во внутренней политике он характеризуется проведением активных экономических и политических реформ, сменой авторитарного режима на демократический, созданием многопартийности. Тогда же существенно расширились и углубились взаимодействия между Европейским союзом и Польской Республикой.
В августе 1990 г. Комиссия Европейского союза (КЕС) предложила странам Восточной Европы «второе поколение» соглашений, суть которых состояла в создании зоны свободной торговли сроком на десять лет. Эти договоры можно считать асимметричными, поскольку они прежде открывали рынок ЕС, и только потом должны были последовать такие же действия со стороны восточноевропейских государств.
3) Третий этап интеграции Польской Республики в ЕС берет начало в рамках второго этапа — в апреле 1994 г., когда Польша подала заявку на прием в Европейский союз, - и продолжался до 1998 г.
После обращения Варшавы на членство в ЕС в мае 1995 г. Евросоюз принял так называемую «Белую книгу», полное название которой - «Подготовка ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок Союза». В данном документе был представлен список тех законодательных актов, которые страны-кандидаты должны были принять для интеграции в единый рынок Европейского союза. Кроме того, Книга содержала рекомендации относительно порядка их принятия и указания на то, какие административные и технические структуры необходимы для гарантий эффективного выполнения законодательства.
В 1996 г. Европейский Совет - по сути, руководящий орган ЕС, принял график предстоящего расширения, который предполагал инициацию переговоров о вступлении стран в Евросоюз весной 1998 г. Эта линия полностью соответствовала целям Варшавы.
В апреле 1997 г. министр иностранных дел РП К. Скубишевский, выступая в Сейме, заявил: «Политика правительства, обеспечивающая безопасность государства, направлена на включение Польши в организационную систему европейского сотрудничества с перспективой объединения континента».
В соответствии с решениями Европейского Совета в Люксембурге, саммит которого прошел 12—13 декабря 1997 г. и получил название «саммит расширения», Польша наряду с Венгрией, Чехией, Словенией и Эстонией вошла в первую группу вступающих в ЕС государств. В ходе встречи было отмечено, что расширение пройдет в соответствии со статьей 49 «Договора о Европейском Союзе».
В марте 1998 г. было объявлено о начале переговоров о вступлении в ЕС с Венгрией, Польшей, Чехией, Эстонией, Словенией и Кипром как наиболее подготовленными кандидатами. В своем выступлении на открытии переговоров новый министр иностранных дел Польши Б. Геремек, отметив успехи своей страны в политическом и экономическом реформировании, подчеркнул, что процессы трансформации в Польше проходят в тесной связи с процессами европейской интеграции.
4) Четвертый этап «адаптации и структурного приспособления» Польши и Евросоюза, на наш взгляд, начался в 1999 г. и продолжался до 2004 г.
Программа подготовки Польши к интеграции в Европейский союз включала в себя стратегию на ближайшую и среднесрочную перспективу и касалась всех сторон жизнедеятельности государства. Процедура состояла в подписании договора между Польшей и ЕС, намеченного на февраль 2000 г. Договор был построен по принципу соблюдения копенгагенских критериев и учитывал следующие аспекты:
наличие и функционирование демократических институтов, верховенство закона и соблюдение прав человека;
наличие нормально функционирующей рыночной экономики. При этом Еврокомиссия требовала от Польши реструктуризации сталелитейной и угольной промышленности, пересмотра сельскохозяйственной политики. Надлежало также принять условия внутреннего энергетического рынка Европейского союза. Польша должны была уделить большее внимание банковскому сектору, в частности, ограничить сферу деятельности Центрального банка. Кроме того, к Польше выдвигались претензии, связанные с высоким уровнем безработицы.
Несмотря на то, что РП не смогла в полной мере соответствовать заявленным требованиям, ее официальное вступление в Европейский союз состоялось в мае 2004 г.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Польша была заинтересована в расширении ЕС и интеграции в данный европейский институт. Возможности для вступления Польской Республики в Евросоюз появились после распада социалистического блока, политической и социально-экономической трансформации государства. Реформы потребовали внешнеполитической переориентации Польши. Политическое руководство страны видело в интеграции в западные европейские структуры возможность показать миру свою историческую принадлежность к Большой Европе, к миру Запада. Сам процесс вхождения в ЕС оказался растянут во времени и прошел четыре этапа: 1) 1988-1989 гг.; 2) 1990-1994 гг.; 3) 1994-1998 гг.; 4) 1999-2004 гг.
24 января 2012 /
Похожие новости
 Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 1
Л.Бальцерович, "архитектор" польских реформ, бывший премьер-министр и министр финансов Польши, анализирует экономическую стратегию развития страны на ближайшие годы. С момента начала реализации плана
В конце 1995 г. в Варшаве состоялась международная научная конференция, в которой участвовали польские, немецкие и российские специалисты. По материалам конференции Центр восточных исследований
  Сущностные политические перемены, происшедшие в 1989 г., обусловили новый подход к основным целям польской внешней политики. С начала 90-х годов к таковым относятся: правовое урегулирование
  В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: