Приграничное сотрудничество Калининградской области РФ с Литвой и Польшей: препятствия и возможности

В 1991 г. Литва стала независимым государством, а Калининградская область — эксклавом России, отделенным со всех сторон от основной территории РФ территориями Литвы и Польши. С одной стороны, политические и территориальные изменения в этот период дали толчок трансграничному сотрудничеству с Польшей, но с другой — они положили конец минимальным контактам с приграничными районами Литвы.
На основе данных межправительственных соглашений были заключены сходные соглашения между региональными властями, парламентами и администрациями крупных приграничных городов. Соглашения с польскими регионами были заключены в начале 1990х гг. и обновлены после реформы административной системы Польши в конце 1990х. Соглашения с регионами Литвы вступили в силу только в конце 1990х гг. Приоритетом всех этих документов было расширение экономического сотрудничества и заказать диплом спб. В числе других приоритетов назывались охрана окружающей среды, развитие науки и культуры.  

До конца 2004 г. было реализовано всего шесть проектов TACIS по трансграничному сотрудничеству между Калининградом, Литвой и Польшей. Это не идет ни в какое сравнение со 138 проектами, реализованными Литвой и Польшей за тот же период по программе PHARE. Хотя ситуация несколько улучшилась после запуска новой программы «Interreg», в целом по программам TACIS и PHARE реализуется еще недостаточно проектов. В результате лишь в нескольких случаях европейское финансирование помогло реализовать проекты, направленные на трансграничное сотрудничество, в которых стороны участвовали в равной степени, играли одинаково активную роль и которые были одинаково выгодны всем участвующим сторонам.
До 2004 г. по программе PHARE финансировались проекты в области культуры, развития местного самоуправления, туризма и социальной сферы. Несколько менее масштабных проектов в сфере охраны окружающей среды, экономики и образования выполнялось в рамках более крупных инфраструктурных проектов. С 2004 по 2008 г. по программе «Interreg» финансировались в основном проекты в области культуры и менее масштабные местные инициативы. Европейские проекты привлекали внимание политических институтов в регионах, а также неправительственных организаций, работающих в социальной сфере и сфере культуры. Помимо деятельности в рамках контрактов и соглашений по сотрудничеству на региональном уровне, с конца 1990х гг. наладились регулярные контакты между районами и муниципалитетами регионов. Эти контакты были более неофициальными по своему характеру.
Помимо отсутствия стратегии по развитию пограничного региона и недостаточного финансирования соответствующих проектов, ситуация на границе также не способствовала установлению трансграничного сотрудничества; наоборот, взаимодействие только затруднялось. В начале 1990х гг. национальные правительства заключили соглашение по безвизовому режиму пересечения границы, что позволило населению приграничных регионов свободно пересекать границу, иногда по несколько раз в день. Такая ситуация существовала вплоть до 2003 г.

Почему же открытая визовая политика 1990х не привела к установлению прочного приграничного сотрудничества? Значительные различия в уровне жизни и ценах на товары в Калининграде, с одной стороны, и в Польше и Литве — с другой, привело к тому, что население приграничных районов ежедневно пересекало границу с целью контрабандного ввоза товаров. Изза этого на пропускных пунктах возникали очереди, а время пересечения границы иногда достигало 30 часов.
Ситуация на границах изменилась в 2003 г., когда Польша и Литва в результате переговоров о вступлении в ЕС ввели визовый режим для поездок в Калининград и для поездок жителей области в эти страны. В итоге усилилась разделительная функция границы, а возможности для сотрудничества стали еще более ограниченными. Хотя многократные визы оставались бесплатными, новый приграничный режим препятствовал совершенствованию уже установленных трансграничных контактов.
Неравные экономические и правовые условия мешают сотрудничеству. Помимо вышеописанных проблем с пограничным движением, различный уровень социального и правового развития в регионах после распада СССР также сдерживает трансграничное сотрудничество. Калининград столкнулся со структурными проблемами, вызванными тем фактом, что промышленность области была ориентирована на оборонную отрасль. Являясь эксклавом, регион также зависел от поставок энергии из России. Оба эти фактора негативно отразились на экономическом развитии Калининградской области в 1990х гг. Регион в высокой степени зависел от импорта из России и соседних стран, в то время как экспорт был также достаточно высоким. Уровень жизни населения оставался низким, а окрепшая теневая экономика служила для многих жителей источником существования.
В целом трансграничное сотрудничество между Калининградом и его польскими и литовскими соседями имеет место, несмотря на неравные экономические и институциональные условия. Однако вышеперечисленные виды асимметрии препятствуют развитию трансграничного сотрудничества. Несмотря на существующие препятствия, многообразное и устойчивое приграничное сотрудничество развивается в социальной и культурной сферах независимо от того, есть финансирование ЕС или его нет. Осуществляются различные проекты, такие как вовлечение людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, обмен опытом и информацией в сфере социального обеспечения граждан, планирование и использование паллиативной медицины, борьба с наркозависимостью и привлечение безработных к выполнению общественных работ. Помимо финансируемых проектов регулярными стали и мероприятия, проводимые на местном уровне, которые не финансируются международными проектами. Жители приграничных регионов пересекают границу, чтобы принять участие в городских и муниципальных фестивалях, выставках и чтениях, музыкальных, танцевальных и спортивных соревнованиях, например гонках на каяках, велосипедных гонках, соревнованиях по шахматам и футбольных матчах.
В то время как трансграничные проекты в сфере инфраструктуры, экономики и окружающей среды не всегда приводят к желаемому результату, проекты в культурной и социальной сферах реализуются с большим успехом, несмотря на описанные ранее асимметрии в регионах. Большая часть всех приграничных инициатив — культурные или социальные по своему характеру.

На фоне вышеописанных препятствий, мешающих установлению прочного трансграничного сотрудничества между органами власти, компаниями, неправительственными организациями и другими структурами, культурные и социальные проекты должны реализовываться в первую очередь. Несмотря на социально-экономические и институциональные асимметрии в регионах, жители приграничных районов продолжают поддерживать контакты и с помощью данных проектов расширяют сотрудничество. У них есть реальная возможность лучше узнать друг друга, избавиться от страхов и предрассудков. В результате появляется доверие к соседям по другую сторону границы и улучшается трансграничное сотрудничество. Имея возможность общаться друг с другом, люди по одну стороны границы становятся более восприимчивы по отношению к соседям по другую сторону границы, условиям их жизни. Они могут осознать различия и начнут уважать друг друга. Необходимо поддерживать процесс коммуникации, развивать совместную деятельность. Способствовать этому могут организуемые встречи, семинары и симпозиумы. Цель заключается в том, чтобы устранить различия и неравномерность развития, существующие по обеим сторонам границы. Прогресс, который был достигнут в сфере культуры и социальной сфере, показывает, что трансграничное сотрудничество становится успешным при условии участия в нем жителей всех регионов. В связи с этим важно уделять внимание развитию гражданского общества.

20 января 2012 /
Похожие новости
Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться с экономическими, экологическими, социальными, военнотехническими и прочими проблемами. Как один из выходов из
Тема Калининградской области обсуждается в Польше в последние два десятилетия не только в прессе, но и в научных кругах. Однако на данный момент существует лишь несколько работ, представляющих
Регион Балтийского моря - традиционная площадка тесных культур­ных и экономических связей. Торговля и морские перевозки вокруг Балтики были хорошо развиты в отдаленном прошлом, но
  Сотрудничество между Россией и Польшей вызвано не только фактом географического соседства, но и общностью исторической судьбы. Две страны имеют общую границу, что предполагает интенсивность
    С начала 90-х годов прошедшего столетия Польша как непосредственный сосед Калининградской области проявляла интерес к развитию сотрудничества с этим специфическим с геополитической
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: