Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 2

Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 2

 

С середины 1990-х гг. Варшавой проводится курс на укрепление связей с Ташкентом. В январе 1995 г. состоялся первый официальный визит президента И. Каримова в Польшу. В 1996 г. в Ташкенте было от­крыто посольство Польши. Однако Казахстан продол­жал оставаться главным приоритетом. Начала работу казахстанско-польская комиссия по торгово­-экономическому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. в ходе поездки Н. Назарбаева в Польшу был подписан пакет документов, среди которых - «Декларация о раз­витии дружественных связей», фиксировавшая обяза­тельство Казахстана обеспечивать культурные права польской общины. В октябре 1999 г. с ответным трехдневным визитом в Казахстане побывал президент Польши А. Квасьневский.

С начала первого десятилетия 2000-х гг. под влия­нием комплекса факторов происходит активизация по­литики Польши в Центральной Азии, нацеленная как на укрепление связей с уже традиционными партнера­ми, так и на развитие отношений с другими странами региона. Важным стимулом стали события в Афгани­стане после 11 сентября 2001 г. и весомое участие Польши в миротворческой деятельности ИСАФ. При­сутствие в Центральной Азии стало рассматриваться как дополнительный козырь с учетом членства Польши в НАТО и в преддверии ее вхождения в состав Евро­союза. В то же время будущее членство в ЕС станови­лось инструментом усиления влияния в регионе. Поль­ские руководители не раз давали обещания, что будут способствовать расширению связей Евросоюза со странами Центральной Азии. Не последнюю роль сыг­рал и личностный фактор - позиция президента Поль­ши А. Квасьневского, который в октябре 2002 г. со­вершил исторический пятидневный визит в Централь­ную Азию, посетив Узбекистан, Таджикистан и Кыр­гызстан.

Ключевым в поездке польского президента был Уз­бекистан, которого А. Квасьневский в интервью прессе назвал «экспортером стабильности» в регионе, что шло вразрез с оценками, преобладавшими в ЕС. Полити­ческие декларации были подкреплены подписанием пяти соглашений. С июня 2000 г. начала работу узбек­ско-польская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, с июля 2002 г. стали проводиться межмидовские консультации. В течение 2003-2004 гг. состоялось еще несколько встреч руководства двух стран, в ходе которых были подписаны соглашения о сотрудничестве в военно-технической сфере и выделе­нии Ташкенту льготного кредита на 30 млн долл. После андижанских событий мая 2005 г. и введения Евросоюзом санкций в отношении Узбекистана поли­тические контакты прекратились, однако Польша за­нимала благоприятную для Ташкента позицию в ходе обсуждения в ЕС вопроса об их продлении. Узнать стоимость аренды машины в Италии, вы сможете узнать на сайте mashinavarendu.ru

В основе отношений Польши с Казахстаном - эко­номические интересы. С 2004 г. высокими темпами стал расти двусторонний торговый оборот, достигший 644 млн. евро в 2007 г. Большая часть казахстанского экспорта - минеральные энергетические ресурсы. Тор­говля Польши с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном оставалась незначительной, в пределах 10-25 млн. евро в течение 2006-2007 гг. По данным Статистического бюро Европейских сообществ, за 2004-2007 гг. кратно выросли объемы торговли Поль­ши с Узбекистаном, приблизившись к польско- казахстанским показателям (с 45 млн евро в 2004 г. до 544 млн в 2007 г.). Однако официальные данные МИД Узбекистана другие: только 72,7 млн. в 2007 г. Насколько можно судить, разница возникает из-за того, что Варшава по политическим мотивам включает в официальную статистику закупки, которые не осуще­ствляются по прямым контрактам, но якобы были сде­ланы из Узбекистана. Например, по данным за 2005 г., из Узбекистана в Польшу поставлялся природный газ на сумму 115 млн. евро, хотя известно, что у стран Цен­тральной Азии нет договоренностей о прямых прода­жах и транзите газа в страны ЕС.

Другой экономический интерес Польши к Казах­стану - это сотрудничество в сфере транзита нефти и газа в Польшу и через Польшу на мировой рынок в обход России. Польское руководство много лет доби­вается согласия Казахстана и других прикаспийских государств экспортировать нефть через трубопровод Одесса - Броды, а также финансировать строительство и эксплуатировать дополнительную ветку до польского порта Гданьск на балтийском побережье. В более дол­госрочные планы польского руководства входит строи­тельство газопровода, который бы обеспечивал постав­ки газа в Польшу и Европу из Каспийского региона через Кавказ и Украину, например, по ветке, парал­лельной нефтепроводу Одесса - Броды. По некоторым данным, одно время Казахстан выражал согласие уча­ствовать в проекте расширения нефтепровода Одесса - Броды, однако затем начал настаивать на участии Рос­сии, что является неприемлемым для Польши и других возможных участников.

 

09 марта 2013 /
Похожие новости
Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 3
 Политика "Невеликих держав" европейского союза в Центральной Азии. Часть 1
  В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только
Первая позитивная новость после событий 19 декабря: МИД Польши отменил плату за обработку и выдачу польских национальных виз (не шенгенских) для граждан Беларуси! Let's go to Poland.
Польша скорбит по жертвам авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погибли президент страны Лех Качиньский и члены высшего руководства страны.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: