К вопросу о языковой политике тоталитарных государств. Часть 3

К вопросу о языковой политике тоталитарных государств. Часть 3

 

В СССР важные меры по активному вне­дрению русского языка во все сферы языко­вой жизни принимались специальными го­сударственными декретами, постановлени­ями и указами, наиболее значимым из кото­рых было Постановление ЦК ВКП (б) и Сове­та Народных Комиссаров от 13 марта 1938 го­да «Об обязательном изучении русского язы­ка в школах национальных республик и обла­стей», согласно которому обучение на русском языке осуществлялось на террито­рии РСФСР с 1 класса, а в других республи­ках с 3 класса. В связи с этим активизирова­лось создание учебной и методической лите­ратуры на русском языке, закрывались нацио­нальные школы.

В этот же период в китайской языковой по­литике наблюдался «языковой геноцид», или «лингвицид» (linguistic genocide, linguicide). Закрытию подвергались на­циональные школы, планомерно уничтожа­лась национальная литература. В некоторых районах во времена культурной революции сжигались книги на национальных языках, физическим наказаниям подвергались учени­ки, говорившие на своем национальном язы­ке или диалекте.

Дискриминации подвергались и малочис­ленные языки. В Китае была свернута работа по созданию письменности для бесписьмен­ных народов. Некоторым малочисленным на­родностям было рекомендовано выбрать наи­более подходящую письменность другой на­циональности.

В СССР миноритарные языки, особенно за пределами РСФСР, вытеснялись не толь­ко русским языком, но и более крупными, ре­гиональными, а особенно языками титульных наций союзных республик, например, узбек­ским, украинским и т.д. Город Венёв Тульская область, его история и достопримечательности об этом и более подробно на сайте  pds.su

Лингвисты, занимающиеся политической лингвистикой или лингвистикой определен­ного тоталитарного периода, склонны рассма­тривать первый этап языковой политики как фактор закрепления позиций тоталитарно­го режима, а второй этап - как следствие осо­знания сделанной ошибки. Но, на наш взгляд, оба этапа являются зако­номерными в языковой политике тоталитар­ных государств. Анализ показал, что в упомя­нутых выше странах узурпация и централиза­ция власти в руках отдельной личности или группировки происходит постепенно, с при­влечением на свою сторону как можно боль­шего количества населения для получения массовой поддержки режима, для распростра­нения идеологии. Таким образом, политику поддержки и развития национальных языков можно рассматривать как часть агитационно­-пропагандистской работы. Еще в 30-е гг И.В.Сталин сделал вывод о том, что развитие национальных языков является определен­ным этапом на пути перехода к русскому язы­ку, что необходимо для усвоения коммунисти­ческих идей. Утвердившись, тоталитарная власть приступает к осущест­влению своих целей и задач, в том числе и в языковых направлениях. В многонациональ­ных странах отсутствие единого языка пред­ставляет серьезную помеху для контроля всех сфер человеческой жизни, ведет к дезинтегра­ции населения, что не способствует усилению власти и укреплению тоталитарного режима. Вследствие этого возникает объективная не­обходимость второго этапа языковой полити­ки, идущего параллельно с централизацией политической власти и экономики.

09 марта 2013 /
Похожие новости
К вопросу о языковой политике тоталитарных государств. Часть 2
Статья рассматривает основные направления языковой политики тоталитарных госу­дарств как одну из составляющих «тоталитарной» лингвистики, обладающей, подобно то­талитарному
К вопросу о языковом пуризме в тоталитарных государствах
  В начале XXI в. в условиях расширения глобализационных процессов, укрепления в связи с этим позиций английского языка и ослабления, соответственно, позиций французского французские филологи
Английский (сдо-геосервер) Курс «Английский язык» предназначен для студентов вузов, продолжающих изучение языка на базе средней школы. Полный курс предусматривает достижение основной и
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: