Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 3

Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 3

Вскоре появилось и женское ответвление ордена - его осно­вала Клара, прекрасная молодая девушка из богатой и знатной семьи, бежавшая из родного дома вслед за Франциском. Мисти­ческая любовь Франциска и Клары, связавшая их на всю жизнь, неоднократно была предметом изображения и в художественной литературе, и в кинематографии. Основанный Кларой орден Кла­рисс до сих пор не имеет аналогов по суровости и аскетизму - его монахини практически никогда не покидают стен своего мо­настыря, оставаясь в добровольном затворничестве до конца жиз­ни. Их лица навеки скрывает покрывало, и общаться с редкими посетителями им позволено только через железную решетку.

Крайне эмоциональная, даже экстатическая тональность проповедей Франциска собирает вокруг него все больше после­дователей, и очень скоро францисканский орден стал насчиты­вать тысячи приверженцев. Франциску является видение множе­ства разных наций, идущих за ним: пророчество, которое можно считать безусловно исполнившимся, так как в настоящее время францисканский орден насчитывает множество последователей на всех пяти континентах. Наличие интернационального языка Сред­невековья - церковной латыни - только благоприятствовало вос­приятию и распространению проповедей Франциска, а затем и его последователей во всей католической Европе, от Англии до Вен­грии. То, что Франциск Ассизский обошел со своими учениками практически всю многонациональную Европу, везде собирая тол­пы последователей, стало возможным во многом благодаря про­стому и доступному языку их проповедей.

Толпы фанатичных последователей Франциска, следовавших за ним повсюду, провозглашали его «вторым Христом», ставя, таким образом, его в определенную оппозицию официальной цер­кви. Сам Франциск, конечно, не был связан ни с какой оппози­ционностью в силу своих личностных свойств; он не был из по­роды ниспровергателей существующих ценностей - никогда никого не осуждал и не призывал ни к каким насильственным бунтарским действиям, как поступали впоследствии многие ли­деры внецерковных и околоцерковных движений. Но даже его прямые последователи делали иной раз резкие выводы из его проповеди всеобщего равенства и вставали на путь резкого про­тивостояния обществу - францисканский орден еще в течение долгого времени не терял своей оппозиционности.

Затем, томимый «жаждой мученичества» (по выражению Данте, описавшего встречу Франциска с султаном Малек-аль- Камилем), в 1219 г. он отправился вместе с крестоносцами на Святую Землю, где проявил полное бесстрашие, явившись совер­шенно безоружным в самое сердце арабского воинства, чтобы проповедовать там христианство. Его поступок произвел настоль­ко сильное впечатление на самого султана, что тот не только не казнил Франциска, как, конечно, поступил бы в ту эпоху с лю­бым христианином в подобном случае, но долго беседовал с ним о  христианской вере и затем отпустил его с ценными дарами, выдав охранную грамоту и разрешив проповедовать христиан­ство на земле ислама.

После дальних странствий Франциск, все же не добившись своей цели среди мусульман, вернулся в Италию и провел пос­ледние годы своей недолгой жизни в молитве и уединении на горе Ла Верна возле Ассизи. Одновременно в созданном им ордене начинаются разногласия; вскоре францисканцы разделятся на конвентуалов и спиритуалов. Здесь, уже будучи неизлечимо больным и зная о приближающейся смерти, Франциск создал одно из самых известных поэтических произведений итальянс­кой средневековой литературы - «Гимн творениям», воспеваю­щий красоту и гармонию Вселенной. Именно тогда, по преданию, ему явился шестикрылый серафим; после этого ему было удиви­тельное видение и он получил стигматы, которые оставались на его теле до самой смерти 4 октября 1226 г. Данте, посвятивший жизненному подвигу Франциска две песни «Божественной ко­медии», напишет об этом:

На Тибр и Арно рознящей скале

Приняв Христа последние печати.

Он их носил два года на земле.

Фигура Франциска уже при жизни была окутана огромным количеством легенд, большинство из которых дошло до нас благо­даря его биографиям и народной агиографической литературе - они изображают Франциска, то кротостью усмиряющим свирепо­го волка, то проповедующим птицам и цветам, то отпускающим на волю попавшего в капкан зверька и, конечно, совершающим мно­жество чудес. Впоследствии, уже почти через 100 лет после смерти Франциска, эти легенды были собраны в книгу под названием «Цветочки Св. Франциска Ассизского». Приобрести грузовики , седельные тягачи, полуприцепы по самым лучшим ценам вы сможете на сайте agt-trading.ru. Также здесь вы найдете в продаже различную спецтехнику и многое другое!

Личность Франциска и его драматическая жизнь всегда вдох­новляли великих европейских художников, от Джотто до Эль Греко. Он до сих пор остается самым любимым и самым почи­таемым итальянским святым, а с 1939 г. является святым покро­вителем Италии и небесным защитником экологии земли.

Франциск не оставил систематического изложения своего учения, хотя ему и принадлежит определенное количество тек­стов. Действительно, францисканство нельзя считать доктри­нально оформленным учением, подобно томизму и другим сред­невековым философским системам; это скорее определенные мироощущение и образ жизни: духовная радость, проповедь са­мых простых евангельских ценностей, презрение к любым мате­риальным благам, гармоническое восприятие Вселенной, одухот­ворение природы и ощущение своей связи с ней. Именно францисканское восприятие мира, принципиально новое для менталитета средневекового человека, внесло вклад в формиро­вание идеалов Нового времени.

Античные образы как аллегория героического в испанской литературе XVI в. 

Явления культурной жизни страны тесно связаны с ее исто­рической ситуацией. По мнению историков, «в целом в течение большей части XVI в. в пестром калейдоскопе политических и военных успехов и неудач Испании все же преобладали громкие победы». К концу XV в. Испания превратилась в сильную дер­жаву, способную влиять на ход европейской политики. В начале XVI в. в состав испанского государства прочно вошло Неаполи­танское королевство. Быстрыми темпами продолжалась испанс­кая колонизация Нового Света. Ряд опорных пунктов Испания захватила на северном побережье Африки. В 1516 г. фактичес­ким королем Испании провозглашается Карл I. В 1519 г. он был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V. Под властью Карла V оказались Испания с ее заокеанс­кими колониями и арагонскими владениями в северной Африке, Нидерланды и имперские земли за исключением Венгрии и Че­хии. При Карле V еще больше расширились колониальные вла­дения Испании. Ряд громких побед принесли Карлу V европейс­кие войны. В 1530 г. в Болонье Клемент VII торжественно короновал Карла императором Священной Римской империи и королем Ломбардии. Сокрушительное поражение Карл V нанес протестантам в битве под Мюльбергом в 1547 г. Империя Карла V по размерам территории, количеству населения и политической мощи превзошла крупнейшую империю в истории Европы - Римскую.

В 1556 г. после отречения Карла V от престола испанским королем становится сын Карла V Филипп II.

28 февраля 2013 /
Похожие новости
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 2
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1
Проблема зарождения петраркистской традиции рассматривается в тесной взаимосвязи с проблемами гуманизма, народного и латинского языков, отношением к творчеству Петрарки и Данте. По мнению автора, ее
Изобразительное искусство наполеоновской Империи является практически малоисследованным полем в отечест­венном искусствоведении, в чем автору настоящей публика­ции довелось убедиться при
  В последние годы мы стали свидетелями исчезновения целого ряда стран вместе со своими флагами.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: