Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 2

 

Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 2

В 1202 г. происходит очередная война между соседними го­родами - гибеллинским Ассизи и гвельфской Перуджей: рас­при партий гвельфов и гибеллинов, ставшие печальной повсед­невностью на Аппенинском полуострове не на одно столетие, не раз были описаны в литературе того времени. Ассизи терпит поражение; Франциск попадает в плен к перуджинцам, так как не считает возможным бежать с поля боя, даже если битва проиг­рана. В плену он проводит целый год, но это не отвращает его от любви к сражениям; освободившись из плена, он собирается на юг Италии в Апулию, где идут военные действия, но внезапно и без видимых причин меняет свое решение. У него начинаются первые признаки того, его биографы называли обращением на путь святости, а в наше время X. А. Мерино именует «экзистен­циальным кризисом» и совершенно справедливо сравнит с пе­рерождением Дон Кихота после длительного чтения рыцарских романов. Сначала Франциск начинает вести себя странно и необъяснимо, с точки зрения его сверстников: он больше не уча­ствует в увеселениях, его все чаще встречают бродящим в уеди­нении по лесам и полям, ему являются мистические видения; его искушает Дьявол. Со своими друзьями, обеспокоенными его со­стоянием, он говорит аллегориями и объясняет, что нашел тай­ное сокровище, некий драгоценный клад и вскоре совершит ве­ликие подвиги, а также, что собирается жениться: «Я возьму себе в жены невесту более знатную и прекрасную, чем вам когда-либо случалось видеть, и красотой своей она превзойдет всех, и муд­ростью своей затмит прочих». В его поведении все больше про­ступают черты юродивого: он бродит по лесу и распевает хвалы Богу на французском языке. Так, встретив разбойников, он объявляет им, что он - герольд великого царя; они избивают его, но он, «возвеселившись великой радостью», продолжает петь по- французски. Наконец он присоединяется к нищим, идущим в Рим. В Риме он совершает символический поступок, впервые привлек­ший к нему всеобщее внимание: бросает горсть звенящих монет на могилу св. Петра, затем отдает свои роскошные одежды ни­щему, одевается в его рубище и начинает просить милостыню на ступенях собора св. Петра на французском языке. Следующий этап его обращения связан со встречей с прокаженным, после которой Франциск, переборов отвращение и страх перед ужас­ной болезнью, поселился в лепрозории и стал ухаживать за боль­ными.

Один из самых известных эпизодов жития Франциска свя­зан с маленькой церковью Сан Дамиано возле Ассизи, где он ус­лышал голос Распятия, обратившегося к нему со словами: «Иди, Франциск, и восстанови дом мой, ты видишь, он весь разрушен». Франциск начинает восстанавливать церковь Сан Дамиано сво­ими руками; вскоре он восстановит еще две небольшие церкви в округе. Впоследствии его биографы станут трактовать слова, про­изнесенные Распятием, символически, в рамках средневекового учения о многих смыслах, т. е. как призыв восстановить здание католической церкви, рушащееся под напором ересей и корруп­ции, - задача, с которой Франциск действительно справился. Отличные туры в турцию по самым вкусным ценам можно найти на сайте vista-ufa.ru

К психологическому перелому присоединяется и жесточай­ший конфликт с отцом, очевидно, давно назревавший, - Фран­циск, отрекшись от отца при большом скоплении народа на глав­ной площади Ассизи и отказавшись от отцовских богатств, покидает родной дом и босым, в рубище отправляется странство­вать по дорогам Италии, проповедуя самые простые вещи: еван­гельские истины, полный отказ от материальной собственности, стремление подражать Христу и, самое главное, - любовь к Богу, ко всем его творениям и радость от созерцания прекрасного ми­роздания, которое представляется ему одухотворенным и объе­диненным в одну семью. Заметим, что глубокий психологичес­кий перелом, включающий часто отказ от родителей и земных привязанностей, - одна из самых распространенных моделей «развития святости» в средневековой агиографии.

Сначала его внешний вид и странная манера поведения от­талкивают людей; они называют его безумцем, осмеивают и про­гоняют; он и сам при большом скоплении народа объявляет себя «идиотом» и «божьим скоморохом».

В 1207-1209 гг. Франциск вместе со своими 12 последовате­лями основал небольшое братство странствующих проповедни­ков (он называет их миноритами) и составляет первое правило «Formula vitae»; впоследствии в 1210 г. папа Иннокентий III пре­образовал братство в орден францисканцев и утвердил его ус­тав. В этом уставе не содержалось ничего принципиально ново­го, как, впрочем, и во всем францисканском движении: отказ от собственности, послушание, молитва, образ жизни странствую­щего проповедника. Особое значение имел такой пункт как не­обходимость подчинения церковным властям: во времена суще­ствования множества еретических и антицерковных сект подчеркивание церковной принадлежности нового ордена было действительно важно. Характерно, что на начальном этапе свое­го существования орден был организован наподобие рыцарского (сказалось увлечение Франциска культурой рыцарской Франции, не оставлявшее его всю жизнь). В нем были приняты рыцарские ритуалы и рыцарская фразеология, себя Франциск именовал «ге­рольдом Господа Бога», своих сподвижников - странствующими рыцарями; своей дамой Франциск провозглашает «Даму Нище­ту». Братья нового ордена обосновываются в Порциунколе - ма­ленькой церкви возле Ассизи, которую Франциск построил сво­ими руками.

 

28 февраля 2013 /
Похожие новости
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 3
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1
Связь между деятельностью М. Лютера и движением народных масс, приведшим к Крестьянской войне 15241525 гг., оспаривается только теми историками, которые видят в Реформации исключительно один ее
  Великий римский оратор Марк Туллий Цицерон, приехав в Рим в 16 летнем возрасте, настолько сроднился с жизнью этого города, что была бы его воля он никогда не покидал бы его. Только здесь
  Папа Римский Бенедикт XVI приветствует людей из своего папамобиля в Гаване, Куба, 28 марта 2012. Папа Бенедикт XVI потребовал большей свободы для Католической церкви Кубы. Бенедикт
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: