Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1

Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1

Из всех религиозных деятелей западной Европы Франциск Ассизский, без сомнения, самый любимый и самый известный в восточнохристианском мире. При длительных непростых отно­шениях между западной и восточной христианскими церквами его фигура всегда была неким связующим и объединяющим зве­ном двух культур. Франциск и сейчас остается самым почитае­мым в России подвижником Запада и самым близким для право­славного сознания, находящего неожиданные и справедливые параллели с личностями восточнохристианских подвижников.

Фигура великого мистика Франциска с его глубочайшим внутренним миром и острейшим ощущением личной сопричас­тности человеческим страданиям и ответственности перед ми­ром и Богом всегда привлекала российскую интеллигенцию. Восприятие образа Франциска и францисканских идей в рус­ской литературе конца XIX - начала XX столетия и в особенно­сти в русской религиозной философии и исторической науке - тема огромная, открывающая все новые аспекты и уровни и бе­зусловно требующая отдельного большого исследования. Целый ряд сопоставлений - Толстой и Франциск (толстовское не­противление злу и францисканство), Бердяев и Франциск (идея Бердяева о Франциске как о вдохновителе Возрождения), Дос­тоевский и Франциск (идеи бедности, унижения и страданий) - может дать достаточно материала для анализа, далеко не исчер­пав проблемы. Вспомним, например, об исключительно важном месте, которое занимает Франциск в творчестве Достоевского, наделившего старца Зосиму чертами ассизского святого. Фран­цисканские идеи у Достоевского - тема слишком глубокая для рассмотрения ее в рамках нашей работы.

Серебряный век стал временем всестороннего внимания к личности Франциска как в среде творческой интеллигенции, так и в научных кругах. Его раздвоенная мятущаяся личность ока­залась созвучной эстетике декаданса и самому духу «конца эпо­хи» - вспомним слова Ле Гоффа о «мироощущении эпохи упад­ка». По мысли Лихачева, в это время особо обостряется интерес к Предренессансу, а Франциск Ассизский и Джотто восприни­маются как знамя Италии.

В эпоху Серебряного века в России появляются несколько переводов на русский язык «Цветочков», а также целый ряд ра­бот о Франциске как популярного характера, так и научных. Именно тогда происходит знакомство русской интеллигенции с известной книгой П. Сабатье «Жизнь Франциска Ассизского» (1894 г.), наложившей глубокий, хотя и не всегда адекватный от­печаток на восприятие личности Франциска русским декадан­сом. Совершенно закономерно «популярными становятся не столько его сочинения и агиография, сколько тип личности и дух его поступков». В это время появляются работы о Франциске и францисканском наследии И. М. Гревса, С. А. Котляревского, В. И. Герье, Л. П. Карсавина, П. М. Бицилли, П. П. Муратова, Д. С. Мережковского. Купить авиабилеты Астрахань Москва по самым лучшим ценам вы сможете на сайте aviaprom-as.ru. Также на данном сайте вы сможете купить билеты на ЖД транспорт, узнать как добраться до аэропортов Москвы, правила воздушных перевозок и многое другое.

Поэзия Серебряного века также не осталась в стороне от оба­ятельного образа итальянского святого. Серебряный век взрас­тил своего рода культ Франциска, о нем вспоминают, говорят, спорят в литературно-философских сообществах. Здесь мы лишь перечислим авторов, оказавшихся под впечатлением масштаба личности и дела Франциска. Это Эллис (Л. Л. Кобылинский), В. В. Вересаев, Д. И. Коковцев, М. Волошин, А. Блок, Б. Па­стернак, М. Кузмин и, конечно, Вяч. Иванов.

Личность Франциска Ассизского необычна и многогранна, и литераторы Серебряного века делали акцент на наиболее близких им ипостасях его образа: Вяч. Иванов - на славословии, М. Воло­шин - на стигматизации как искупительной жертве, Д. Мережков­ский - как на провозвестнике царства св. Духа, А. Блок - на аске­тическом служении, М. Кузмин - на умиленно-радостном восприятии мира.

Франциск Ассизский (1182-1226) родился в маленьком ита­льянском городке Ассизи в Умбрии (центральная Италия). Ас­сизи - город очень древний даже по итальянским масштабам; он был основан еще этрусками в доримскую эпоху; в нем около 50 г. до н. э. родился поэт Проперций. В Средневековье это был го­род, ничем особо не примечательный, кроме неприступной кре­пости, нескольких романских церквей и античного храма Минер­вы. Через столетие Данте сравнит Ассизи с солнцем, восходящем над миром, а впоследствии он станет одним из важнейших ре­лигиозных центров для всего католического мира, сокровищни­цей итальянского искусства, целью паломничества поэтов и ху­дожников, городом-символом.

Источников, по которым можно составить себе определен­ное представление о жизни Франциска, довольно много: это и его официальные церковные биографии, и так называемая народная житийная литература.

Отцом Франциска был богатый итальянский купец Пьетро Бернардоне, торговец тканями, а мать Джованна Пика принад­лежала к знатному французскому (или, вероятно, провансальс­кому) роду - Франциск от рождения был двуязычен, причем, как сообщают его биографы, в экстатическом состоянии он перехо­дил на французский. Само имя «Франциск» неясного происхож­дения (при крещении он получил имя Джованни в честь Иоан­на Крестителя) - это скорее лишь прозвище (т. е. «француз»), данное ему из-за его происхождения и увлечения французской культурой. В качестве имени оно стало известно в Европе и при­обрело широчайшее распространение уже после его смерти и ка­нонизации: Франциск был канонизирован именно под этим странным именем, а не под своим настоящим христианским име­нем, полученным при крещении, - достаточно редкий факт в ис­тории церкви.

Образование, полученное Франциском, было неглубоким, но и неплохим для юноши из его социального круга: в церковной школе св. Георгия он изучал латынь (не особо прилежно, как яв­ствует из грамматики его тектов) и Священное писание. Насто­роженное и почти отрицательное отношение к книжной премуд­рости Франциск сохранил на всю жизнь.

Годы ранней юности Франциска прошли в богатстве, расто­чительности и беспутстве - он вел разгульную жизнь сына бога­тых родителей. Его биографы пишут о веселых компаниях, в ко­торых Франциск, обладающий изысканной внешностью и всеми качествами молодого человека из высшего общества, всегда был предводителем. Но его многое отличало от обычного представи­теля «золотой молодежи» средневекового итальянского города: он зачитывался французскими рыцарскими романами, прован­сальской поэзией и мечтал о рыцарских подвигах, военной сла­ве, приключениях в дальних удивительных странах и готовился к посвящению в рыцари. В видениях ему представляется «вели­колепный дворец, в котором он находит всевозможное оружие и прекраснейшую невесту». У него зреет уверенность в своем ве­ликом предназначении и необычной судьбе. «Я стану великим государем», «Весь мир будет восхищаться мной!», - говорил он своим друзьям.

28 февраля 2013 /
Похожие новости
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 3
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 2
    При анализе рецепции античности культурой ХХ в. образы ряда персонажей вызывают наибольшую сложность. Если такие персонажи, как Спартак или Клеопатра, дошли до нас в легендарном
Проблема зарождения петраркистской традиции рассматривается в тесной взаимосвязи с проблемами гуманизма, народного и латинского языков, отношением к творчеству Петрарки и Данте. По мнению автора, ее
    Творчество Иннокентия Анненского одной из ключевых фигур литературного процесса начала ХХ в. относительно недавно стало исследоваться в полном объеме. Долгое время основное внимание
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: