Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи возрождения (продолжение)

 

Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи возрождения (продолжение)

Анализ венецианской политической элиты показывает, что патрицианский брак в Венеции стал, так же как и во Флоренции, основным структурным элементом, который определял и консолидировал членов правящего класса. Формально, политическая элита в Венеции происходила из членов Большого Совета. В конце XIII в. было решено, что те венецианцы, предки которых не состояли членами Совета, были навсегда лишены возможности занимать высокие посты в правительстве республики. Однако с течением времени именно супружество, а не членство в Совете, стало тем средством, с помощью которого патрициат держал в своих руках управление государством. Эта исключительная роль супружества была обусловлена брачным законодательством, начало которому было положено в конце XIV в.

Одним из основных пунктов этого законодательства являлось ограничение размеров приданого. Приданое, неотъемлемая часть каждого бракосочетания, регулировало денежные потоки среди патрициата. Ограничивая размер приданого, правительство стремилось уравнять возможности всех патрицианских семейств на заключение браков, а также перераспределить богатство патрициев таким образом, чтобы снять социальное напряжение между наиболее богатыми и наиболее бедными членами правящего сословия. Надо сказать, что этот законодательный акт вызвал резкое недовольство среди части патрициев, которые заявляли, что ограничение размеров приданого ущемляет традиционные права и подрывает авторитет отцов семейств в вопросах заключения браков и, следовательно, приводит «к существенному ущемлению достоинства и свобод» граждан и государства. Недовольство патрициев было обосновано, так как для богатых и влиятельных семейств большой размер приданого был принципиальным средством поддержания их социального статуса. Однако несмотря на сопротивление со стороны части патрициата, политика государства в отношении уравнивания членов правящего класса при помощи ограничения размеров приданого продолжалась.

Другим важным результатом брачного законодательства было повышение статуса женщин, выходящих замуж. В 1422 г. Большой Совет провозгласил, что все, кто получал патрицианское звание, должны доказать благородное происхождение не только своих отцов, но и матерей. Совет заявил, что сыновья, чьи матери были низкого происхождения, были недостойны звания патриция. Таким образом, брак между патрицием и патрицианкой стал надежным средством, охраняющим исключительность правящего сословия. Закон также предусмотрел охрану имущественных прав женщин, определив необходимую пропорцию между приданым — частью наследства, принадлежавшей жене, и corredo — традиционным даром, преподносимым семьей невесты ее будущему супругу. Согласно распоряжению Совета, любое наследство, превышающее размер приданого, считалось частной собственностью жены.

Брачное законодательство установило затем юридическую процедуру для регистрации каждой патрицианской свадьбы. Теперь бракосочетание требовало присутствия четырех свидетелей с обеих сторон, которые должны были подтвердить законность брака и «позицию отца невесты», подтверждая тем самым статус будущей жены. При этом брак регистрировался и подписывался тремя государственными чиновниками. Совет торжественно утвердил, что каждый, стремящийся получить патрицианское звание, должен быть рожден в браке, зарегистрированным таким образом. Далее, республика закрепила высокий статус патрицианского брака тем, что провозгласила его основой стабильности и благополучия государства. Идея супружества была связана воедино с так называемым «мифом Венеции» — идеологией, направленной на прославление города. Миф Венеции приписывал политическую стабильность и экономическое могущество республики «божественной воле, совершенству венецианской конституции и мудрому правлению патрициата». Брачное законодательство подчеркивало значение супружества для стабильности режима, основанного на «справедливости и равенстве, которые сплотили патрициат». Купить авиакассу  или просто узнать стоимость авиабилетов вы сможете на сайте fly2fly.ru

Политико-сословный характер элитарных супружеских союзов проявляется при анализе имущественных отношений, связанных с заключением брака. Каждое бракосочетание предполагало передачу вместе с невестой части имущества в виде приданого и традиционного дара будущему мужу дочери. Приданое, однако, не становилось «личным» имуществом жениха, которым он мог свободно распоряжаться. Скорее наоборот — оно создавало различные «формы зависимости» и вело к появлению сети длительных отношений, объединяющих большое количество людей. Мужья в такой же степени не могли свободно распоряжаться приданым жены, в какой отцы не были свободны от обязательства обеспечить дочерей приданым. Каждый жених и его родные должны были предоставить надежные гарантии того, что в момент прекращения брака часть имущества мужа, равная приданому, будет отдана его вдове или ее наследникам (в случае, если жена умрет раньше мужа) . Со своей стороны те родственники, кто выступал гарантом со стороны жениха, выдвигали соответствующие требования по отношению к обещанному приданому. Нарушение принятых при брачном соглашении обязательств преследовалось законом и порицалось общественным мнением. Как уже упоминалось выше, брачное законодательство и обычай настаивали на публичности брака. В этом отношении интересные данные предоставляют документы, связанные с украшением невесты. Во Флоренции закон 1472 г., направленный против роскоши, запрещал женщинам носить украшения. Исключение было сделано для невест и молодых жен, которые могли себя украшать определенным образом в течение нескольких лет после бракосочетания. Рэндольф отмечает, что обычай приветствовал богатое украшение невесты и молодой жены, поскольку драгоценности служили наглядным свидетельством «передачи» женщины из одной семьи в другую, знаком высокого положения породнившихся семейств, а также своеобразной имущественной гарантией для жениха в том, что он получит обещанное ему приданое. Таким образом, циркуляция имущества в виде приданого и даров молодоженам в кругу высокопоставленных семейств приводила к созданию сети обоюдных притязаний на это, по сути дела, общее богатство элиты.

Общесословный характер приданого иллюстрируется также тем обстоятельством, что на протяжении XV в. все большее количество людей участвовало в собирании средств, необходимых для приданого. Это было вызвано прежде всего тем, что сумма приданого постоянно возрастала. Например, в Венеции среднее приданое выросло с 650 дукатов в середине XIV в. до 1 тыс. дукатов в начале XVв.; в XVI в. оно составило уже 4 тыс. дукатов. Отцы семейств часто были не в состоянии собрать такую сумму для всех своих дочерей, и с XV в. к выполнению этой нелегкой задачи стали привлекаться многочисленные родственники. При этом не только родственники по мужской линии участвовали в подготовке приданого, но также родственники матери и другие, не связанные с фамильным кланом отца семейства. Постепенно на протяжении XV в. эта «помощь со стороны» превысила вклад отца и стала составлять примерно три четверти всей суммы. Это участие большого количества людей в собирании денег на приданое невестам из патрицианских семейств выявляет осознание элитой общего интереса, состоящего в поддержании стабильности и благополучия правящего сословия, само существование которого во многом базировалось на системе внутри сословных брачных союзов.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что в эпоху Возрождения супружеские союзы между представителями влиятельных семейств итальянских городов-государств способствовали созданию стабильных социальных образований, обеспечивающих этим семействам господствующее положение в обществе. Брак регулировал передачу имущества между членами элитарных фамилий, а также обеспечивал преемственность политической власти от старшего поколения патрициата к младшему. Значимость супружества повлияла на положение женщины и отношения между полами. Особая социальная роль брака в этот период нашла свое идеологическое обоснование и религиозную поддержку в текстах гуманистов и решениях Тридентского собора.

 

28 февраля 2013 /
Похожие новости
Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи возрождения
    Выступая как результат творческой деятельности в сфере права, подлинная правовая культура безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории. Опираясь на этот тезис,
  Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной политики Норвегии, Швеции и Финляндии в отношении коренного малочисленного народа саами. Основная проблема гармонизации
  В каждой стране мира свои свадебные традиции. Предлагаем вашему вниманию десятку фактов о самых необычных свадебных обычаях.    
Французские женщины добились возможности получать высшее образование уже в конце 60-х гг. XIX в., намного раньше, чем женщины в других европейских странах. Произошло это, с одной стороны, благодаря
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: